14 февраля на аукционе галереи Сванн в Нью-Йорке был продан ферротип Эдгара Аллана По — фотография на металлической пластинке, сделанная незадолго до смерти знаменитого писателя. Победитель заплатил за изображение 37 500 долларов.
Помимо высокой цены, лот примечателен тем, что отражает большое значение, которое По придавал своим фотографиям. По словам профессора английской словесности Кевина Хейса, они намеренно вводят зрителя в заблуждение.
Хейс посвятил отдельную статью роли портрета в том образе, который создал для себя По. Он считал, что художественный вымысел не нуждается в иллюстрациях, а вот биографию они уместно дополняют. В то время, на которое пришлось развитие фотографии, По было 30 лет, и он хорошо чувствовал, какую силу несет портрет.
По был частым посетителем фотостудий, где заказывал собственные портреты. Вряд ли он делал это, повинуясь простому желанию запечатлеть свой образ — скорее им руководили соображения профессиональной репутации. Он осознавал, что на визуальном образе у читателей его произведений будет основываться представление о личности автора. Но внешность По не соответствовала его идеалам. Он считал себя некрасивым и однажды сравнил собственный снимок с карикатурой. Писатель может внести исправления в текст, но не в фотографию: большое разочарование для По, который к тому же был поклонником френологии — лженауки, утверждавшей, что лицо и тело человека отражают его характер. Со временем По изменил взгляды на френологию, но продолжал пользоваться ее популярностью в интересах собственного образа.
Ферротип Эдгара Аллана По, проданный за 37 500 долларов. Источник: catalogue.swanngalleries.com
Изменить лицо По не мог, но зато мог повлиять на работу фотографа. Хейс пишет, что По научился создавать нужный образ перед камерой. Например, с помощью усов он придавал лицу более благородное выражение. Голову он поворачивал так, чтобы тень от носа падала на верхнюю губу и глубокую бороздку на ней. При этом, по свидетельствам одного из друзей писателя, на раннем портрете, где По запечатлён без усов и с менее мрачным видом, его индивидуальность передана лучше, чем на поздних тщательно продуманных фотографиях. Ни биографы, ни поклонники По не знали, что его снимки были продуманы до малейших деталей, и на них изображен не человек, а только созданный им образ. За исключением упомянутого раннего портрета, заключает Хейс, сохранившиеся фотографии не дают нам представления о том, каким был По. Они показывают, каким он хотел выглядеть в чужих глазах и остаться в памяти.
По умело управлял не только фотографами, но и своими произведениями, поскольку был талантливым редактором и издателем. Зловещее и мрачное впечатление, которое он производил, усиливалось стараниями литературных недругов: один из его соперников написал полную искажений биографию По, которая более века принималась читателями за истину и бросала тень на его репутацию.
Часто нам проще поверить, что писатель, особенно если это такая загадочная личность, как По, представляет собой некое необыкновенное явление, чем допустить, что это продуманный и режиссированный образ. Человек приобрёл за 37 500 долларов не просто фотографию XIX века, а творение писателя, отражающее задумку загадочного автора. ■
Источник: daily.jstor.org
Автор: Эрин Блэкмор
Перевод: Алёна Сперанская
Комментарии (3)
Диана Приходько
19 февраля 2017, 15:04 # ↓ 0Алёна Сперанская
22 февраля 2017, 22:45 # ↑ ↓ 0Татьяна Гордеенок
08 марта 2017, 21:47 # ↓ 0