26 декабря 1716 года родился британский поэт и историк литературы Томас Грей. Именно его «Элегию, написанную на сельском кладбище» (1751) дважды перевёл В. А Жуковский – так появились «Сельское кладбище» (1802) и «Вечер» (1806).
Русский писатель не мог выбрать иного произведения – «Элегия» принесла Грею известность… и осталась практически единственным произведением поэта, известным широкой публике на родине и за рубежом. Как же могло случиться, что один из ключевых английских сентименталистов, второй после А. Поупа поэт XVIII века оставил столь незначительное наследие?
В отличие от предшественников (Милтона, Шекспира) и поэтических наследников (Колриджа, Байрона, Шелли), у Томаса Грея не было драматичной судьбы. Грей родился в семье нотариуса, закончил Итон, поступил в Кэмбриджский университет. Прежде, чем получить степень, поэт вместе со своим другом Горацио Уолполом отправился в большое путешествие (гран-тур) по Европе, где начал вести заметки о посещении различных достопримечательностей. После получения степени доктора Грей надолго остался в университете, а в последние годы жил в Лондоне, неподалёку от библиотеки британского музея. Он знал много древних и современных языков, писал на латыни, интересовался кельтскими и скандинавскими мифами – но его фантастическая эрудиция практически никак не выразила себя в опубликованных работах. Бесконечные заметки Грея оставались, по большей части, черновиками, а его знания даже не превратились в курс лекций. Стихотворениями он обменивался с друзьями – Ричардом Уэстом (смерть которого в 1748 году глубоко потрясла поэта) и Уолполом, с которым он, несмотря на ссору в 1741-45 гг., дружил до конца жизни.
Томас Грей
В то время как Горацио Уолпол, родоначальник жанра готического романа, эпатировал публику постройкой неоготической виллы (и водил по ней экскурсии), Грей опубликовал своё лучшее произведение только под угрозой пиратства, а впоследствии отказался от почётного звания поэта-лауреата. Он так боялся стать знаменитым, превратиться в публичную фигуру, что остался навечно вписанным в историю английской литературы – и всё благодаря «Элегии, написанной на сельском кладбище».
12 июня 1750 года Грей отправил Уолполу письмо с текстом, над которым он работал, с перерывами, почти 10 лет. Писатель сразу увидел художественную силу «Элегии» и показал её многим своим знакомым ещё в виде рукописи (зная, что его скромный друг никогда этого не сделает). Что же сделало «Элегию, написанную на сельском кладбище» особенной? Грей был далеко не первым поэтом, который писал о кладбище и размышлял о неизбежности смерти – эта традиция уходит корнями ещё в поэзию античности. «Элегия» Грея – не размышления, а ощущения. Поэт передаёт чувство одиночества, меланхоличное настроение уходящего дня, осознание тщетности существования человека перед лицом всепоглощающей и уравнивающей всех смерти. Грей не даёт намёка на загробное воздаяние – для него жизнь Милтона, Кромвеля и простого крестьянина заканчивается одинаково. Единственная надежда, которая есть у человека – сочувствие, рождающееся в душе прохожего, когда он видит надгробие и задумается о том, кому оно поставлено. И это же сочувствие Грей вызывает у читателя «Элегии»: она заканчивается монологом пастуха и эпитафией на смерть лирического героя.
В 1751 году Грей узнал, что в журнале Magazine of Magazines планируется пиратская публикация «Элегии». Только тогда он попросил Уолпола срочно опубликовать стихотворение у издателя Р. Додсли. За первые два месяца «Элегия, написанная на сельском кладбище» пережила 4 издания, и вскоре появились ещё 11. Конечно, Грей написал и опубликовал ещё несколько од и элегий, написанных до и после «Элегии», но ни одно из этих стихотворений не достигло той же популярности как на родине поэта, так и за рубежом.
Томас Грей практически всю жизнь был затворником, писал и читал исключительно для себя – пока его друзья и современники критиковали нравы, пугали публику оживающими доспехами или иронизировали над классической формой. Но именно «Элегия» Грея проложила мостик между классицизмом и романтизмом, вписала в классическую жанровую форму совершенно новые ощущения и показала иной взгляд на поэзию в целом. ■
Эльнара Ахмедова
Комментарии (0)