Мы Вконтакте Мы в Facebook

Мы обнаружили, что вы используете Adblock. Мы знаем, как для вас важно иметь беспрепятственный доступ к знаниям - поэтому ради поддержания сайта мы оставляем только ненавязчивую рекламу. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием.

Как отключить: Инструкция

От агностика до проповедника: религиозные искания Артура Конан Дойла

Май, 22, 2016, 18:29

Просмотры:2512

Комментарии:0

Изображение с freeread.com.au

22 мая исполнилось 157 лет со дня рождения сэра Артура Конан Дойла. Сегодня мы вспоминаем неизвестную сторону его биографии.

Десятки фильмов и сериалов, снимаемых по всему миру, начинаются или заканчиваются фразой: «По мотивам произведений Артура Конан Дойла». Несмотря на их количество и успех в прокате, на экране появляются лишь несколько текстов из обширного наследия писателя. Даже не все из 60 произведений о Шерлоке Холмсе попадают в поле зрения режиссёров и сценаристов, что уж говорить об исторических романах, научной фантастике и пьесах Конан Дойла. Из-за этого фигура живого автора и яркого деятеля своей эпохе меркнет и превращается в довесок к набирающим силу персонажам. Но один раз в году, в честь дня рождения писателя, мы вспоминаем сэра Артура Игнатия Конан Дойла – викторианца, джентльмена и немного мечтателя.

Будущий писатель родился в один год с выходом книги Ч. Дарвина «Происхождение видов путём естественного отбора», благодаря которой нарастающий духовный кризис викторианского общества разгорелся с новой силой. Прогресс науки был ещё недостаточным, чтобы создать непротиворечивую модель Вселенной (какую мы имеем сейчас), а религия уже не могла дать ответы на назревшие вопросы. Католицизм, окружавший Конан Дойла с детства, должен был «уберечь» его от втягивания во всеобщий кризис, но иезуитская школа отвратила его от религии, и больше он не вернулся к ортодоксальному христианству. Вместо этого он начал поиски веры, которые неожиданным образом повлияли на его творческую биографию.

1886 год становится поворотным для Конан Дойла: происходят два события, которые определят его творческий и духовный путь. Во-первых, он пишет «Этюд в багровых тонах», который выйдет в следующем году в журнале Beeton's Christmas Annual. Во-вторых, писатель читает «Мемуары судьи Эдмондса», книгу влиятельного американского медиума. Конан Дойл создаёт образ Шерлока Холмса и начинает интересоваться спиритизмом.

В дальнейшем его судьба разделяется на две ветви – творческую и духовную. Писатель дважды был принят в масонскую ложу и дважды уходил из неё по собственному желанию, но читатели не замечали изменений в материалистической позиции Шерлока Холмса и его друга, доктора Ватсона. Конан Дойл одновременно пытается убить надоевшего сыщика в «Последнем деле Холмса» (1893) и присоединяется к «Обществу психических исследований», изучающему возможности медиумов. 9 исторических романов и книга об англо-бурской войне – ни одно из этих произведений не отразило религиозных исканий автора. Даже когда Конан Дойл, в попытке сместить внимание читателей, создаёт аналог Холмса, профессора Челленджера, он отправляет нового героя в научно-фантастические романы «Затерянный мир» (1912) и «Отравленный пояс» (1913).

Всё меняется с началом Первой мировой войны. По словам Конан Дойла, он понял, что время изучения спиритизма закончилось, пора применять его в действии. Писатель издаёт «Новое откровение» (1918), «Путешествия спиритуалиста» (1921) и другие нехудожественные книги. В конце концов, Конан Дойл всё же соединяет две ветви своей биографии в своём предпоследнем романе «Земля тумана» (1926), где знакомит профессора Челленджера и читателей со спиритизмом.

На первый взгляд, две «биографии» писателя действительно не пересекаются, хотя на самом деле влияние, хоть и опосредованное, всё-таки можно проследить. Уже в «Этюде в багровых тонах» Конан Дойл показывает своё отвращение к закрытым сектам, к религиозной несвободе и фальшивому благополучию сектантов – эти настроения объединяли адептов спиритизма, стремившихся сделать своё учение простым, «прозрачным» и доступным для всех. Получилось ли у последних создать всеобщую религию, одинаково открытую для всех – отдельный вопрос, но Конан Дойл верил в это до конца своей жизни. Он считал, что мир можно увидеть иначе, глазами медиума или скрупулёзного детектива, что существует параллельная реальность, в которую он отправляет профессора Челленджера.

Артур Конан Дойл во многом ошибался – он защищал шарлатанов и восхищался любыми «проявлениями» призраков. Он верил, что Первая мировая война станет последним испытанием человечества перед его духовным единением и развитием в рамках спиритизма. И если подумать о том, что произошло с миром после смерти писателя в 1930 году, общение с призраками становится не такой уж плохой альтернативой. ■

Автор: Эльнара Ахмедова

Комментарии (0)

Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

Подпишитесь на нашу рассылку

Не пропустите всё самое интересное из жизни «Эстезиса»

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER

Вход

Войти с помощью социальных сетей

Регистрация

Войти

Зарегистрироваться с помощью социальных сетей

Восстановка пароля

Зарегистрироваться
Войти

Нашли ошибку в тексте?