Мы Вконтакте Мы в Facebook

Мы обнаружили, что вы используете Adblock. Мы знаем, как для вас важно иметь беспрепятственный доступ к знаниям - поэтому ради поддержания сайта мы оставляем только ненавязчивую рекламу. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием.

Как отключить: Инструкция

Главный новогодний балет: день рождения «Щелкунчика»

Дек, 18, 2018, 18:01

Просмотры:1247

Комментарии:0

18 декабря 1892 года в Мариинском театре состоялась премьера балета П. И. Чайковского «Щелкунчик», ставшего символом новогодних праздников по всему миру.

«Щелкунчика» публике представили одновременно с премьерой другой сказки – одноактной оперы «Иоланта». Сейчас, наверное, невозможно встретить человека, который не видел бы в своей жизни ни одного «Щелкунчика» или не слышал музыку из балета.

Литературный первоисточник

Основой балета послужило литературное переложение сказочной повести Э.-Т.-А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» (1816), сделанное Александром Дюма-отцом. Этот французский текст, фактически представлявший собой вольный пересказ произведения Гофмана, Чайковский вместе со знаменитым хореографом Мариусом Петипа использовали, работая над балетом.

Канва сказки Гофмана в целом сохранилась, хотя и была упрощена. Остались и предпраздничная атмосфера, и «оживающие» на глазах изумленных детей куклы, и зыбкие границы между сном и фантастической реальностью. Но, естественно, первоисточник претерпел некоторые изменения, зачастую курьезные. Так, главную героиню балета долгое время звали не Мари, а Клара (у Гофмана это имя носила кукла Мари), и в некоторых редакциях и постановках балета эта традиция сохраняется. В 1920-е годы, однако, Клара была переименована в Машу (причем интересно, что ее несносный братец Фриц так и остался Фрицем). Фамилия семейства Клары-Мари в балете также изначально отличалась от оригинала: если у Гофмана родители носили фамилию Штальбаум, то в либретто они стали Зильбергаузами.

В целом едва ли не каждый хореограф, готовивший новую версию «Щелкунчика» для сцен русских (а позже – советских) театров, так или иначе корректировал либретто. В балете то появлялись, то исчезали второстепенные персонажи вроде феи Драже и принца Коклюша. Также меняется роль в сюжете Дроссельмейера – в одних версиях балета она ограничивается дарением куклы-Щелкунчика, в других Дроссельмейер предстает чуть ли не как кукловод всего спектакля и, соответственно, судьбы юной героини. Кроме того, по-разному трактуется постановщиками балета соотношение «реальных» и «сказочных» сцен, от чего в конечном итоге зависит финал – это может быть и пробуждение Маши ото сна, и ее окончательный уход в сказку вместе со Щелкунчиком. Наконец, несмотря на то, что для многих «Щелкунчик» - это сказка для всей семьи, его современные версии нередко приобретают оттенок гофмановской мрачности – хорошим примером будет спектакль Мариинского театра с декорациями и костюмами Михаила Шемякина.

Щелкунчик сейчас

За сто с лишним лет существования «Щелкунчик» пережил бесчисленное количество постановок по всему миру, причем как классических, так и осовремененных. На данный момент самыми популярными и прошедшими проверку временем можно назвать хореографии Василия Вайнонена и Юрия Григоровича. В свою очередь, музыка Чайковского стала устойчиво ассоциироваться с Новым годом и Рождеством – фрагменты из музыки к балету (от «Танца феи драже» до «Вальса цветов») сейчас можно обнаружить в каждом втором новогоднем фильме и рекламном ролике. Даже в свежем диснеевском «Щелкунчике», не имеющем практически никакого отношения к Гофману, все равно звучит Чайковский… ■

Екатерина Рубинская

Комментарии (0)

Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

Подпишитесь на нашу рассылку

Не пропустите всё самое интересное из жизни «Эстезиса»

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER

Вход

Войти с помощью социальных сетей

Регистрация

Войти

Зарегистрироваться с помощью социальных сетей

Восстановка пароля

Зарегистрироваться
Войти

Нашли ошибку в тексте?