Мы Вконтакте Мы в Facebook

Мы обнаружили, что вы используете Adblock. Мы знаем, как для вас важно иметь беспрепятственный доступ к знаниям - поэтому ради поддержания сайта мы оставляем только ненавязчивую рекламу. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием.

Как отключить: Инструкция

Последняя литературная дуэль

Дек, 05, 2018, 21:22

Просмотры:907

Комментарии:0

5 декабря 1909 года состоялась последняя для России литературная дуэль. Максимилиан Волошин и Николай Гумилев стрелялись на Черной речке. Что же послужило причиной вызова и как закончилась эта в высшей степени странная история?

Как говорил великий немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель, «история повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй — в виде фарса». Первая литературная дуэль на Черной речке закончилась поистине трагически для русской литературы: А.С. Пушкин, вызвавший на поединок чести Ж. Дантеса, оказался смертельно ранен, а мы в результате лишились еще множества гениальных произведений от русского поэта. Вторая дуэль на Черной речке закончилась...не столь однозначно. Но обо всем по порядку.

В 1909 году в редакции журнала «Аполлон» пришло загадочное письмо от некоей Черубины де Габриак. Незнакомка объяснила, что она является наследницей древнего испанского дворянского рода и вынуждена жить взаперти из-за своего высокого положения и намерения опекунов отдать ее в католический монастырь. Также в письме были стихи, которые Черубина хотела опубликовать в журнале с условием, что никто не будет пытаться связаться с ней лично, поскольку строгие опекуны против ее литературного творчества. Редакции понравились присланные стихи (а еще больше история), и так произведения Черубины де Габриак попали на страницы влиятельнейшего литературного журнала своего времени. Испанская красавица (а разве она могла быть не красавицей с такой биографией и такими стихами?) заворожила буквально все писательское общество Серебряного века. Многие поэты мечтали с ней встретиться и заочно признавались в любви. Одним из таких очарованных литераторов оказался и Николай Гумилев. Тогда еще не лидер акмеистического движения (оно заявило о себе позже), но уже довольно известный поэт.

Тайна Черубины де Габриак была, разумеется, намного прозаичнее, чем воображали себе поэты Серебряного века. Под личиной испанской аристократки скрывалась скромная посетительница знаменитого литературного салона Вячеслава Иванова «Башня» — Елизавета Дмитриева. Она не была красавицей (на самом деле, ее даже прозвали Хромоножкой), не была католичкой и тем более не была наследницей испанского дворянского рода. Но она была неплохой поэтессой. К сожалению, в Серебряном веке, который был настоящей эпохой эпатажа, этого было недостаточно для того, чтобы привлечь к себе внимание. И тогда друг Дмитриевой поэт Максимилиан Волошин придумал, как правильно представить публике творчество поэтессы. Вместе они создали Черубину де Габриак, и, говорят, Волошин приложил значительные усилия к редактуре стихов Дмитриевой, которые она отправляла от имени испанской аристократки (неизменно с цветком в конверте для большей романтичности).

Какое-то время Дмитриевой и Волошину удавалось морочить петербургское общество, пока наконец Михаил Кузмин не проследил за письмом и не открыл всем, кто стоит за личиной Черубины де Габриак. Это открытие повлекло за собой цепь неприятных событий, приведших в конце концов к дуэли. Николай Гумилев, во всеуслышание заявлявший о своей пламенной любви к загадочной испанке и при этом сватавшийся к самой Дмитриевой (вот уж совпадение!), оказался в довольно нелепом положении и почувствовал себя оскорбленным этой мистификацией. Раздраженный, он очень нелестно отозвался о Дмитриевой в обществе, чем вызвал негодование Волошина. На одном из собраний «Башни» Волошин ударил Гумилева, а в ответ получил вызов на дуэль.

Стреляться решено было, разумеется, на Черной речке. Нашли даже старинные дуэльные пистолеты времен Пушкина. Гумилев приехал на место встречи в смокинге, цилиндре и шубе. Волошин был одет куда более скромно и по дороге на место дуэли умудрился в снегу и грязи потерять калошу. Когда все хотели уже начать, Волошин категорически отказался стреляться без своей калоши и вместе с секундантами полез искать ее в сугроб, пока величественный в своем черном смокинге Гумилев ждал их на берегу. Кстати, секундантом Волошина был не кто иной как Алексей Николаевич Толстой, со слов которого в основном и известна эта история. Наконец, калоша была найдена.

Секунданты отмерили расстояние. Гумилев выстрелил и промахнулся. Пистолет Волошина дал осечку. Гумилев крикнул: «Стреляйте еще раз!». Пистолет дал осечку и во второй раз. Гумилев хотел потребовать третьего выстрела, но тут уже вмешались секунданты, которые заявили, что это противоречит правилам. Так закончилась вторая дуэль на Черной речке и последняя дуэль в русской литературе. Какие чувства испытывали участники сего странного мероприятия, нам остается лишь гадать. Позднее Волошин признался, что не умел стрелять.
Литературная карьера в Серебряном веке для Елизаветы Дмитриевой после всего произошедшего закончилась. Она еще выпустила сборник под своим настоящим именем, но снова обратиться к творчеству ей пришлось уже только после Революции и Гражданской войны. Их дружба с Волошиным не выдержала такого тяжелого испытания.

Для Гумилева же эта история закончилась вполне неплохо, поскольку именно после злополучной дуэли Анна Ахматова согласилась, наконец-то, выйти за него замуж (история сватовства Гумилева к Ахматовой с многочисленными отказами и попытками самоубийства безусловно заслуживает отдельного рассказа).

Мы можем лишь посетовать, что не все дуэли в русской литературе заканчивались таким мирным образом. ■

Инар Искендирова

Комментарии (0)

Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

Подпишитесь на нашу рассылку

Не пропустите всё самое интересное из жизни «Эстезиса»

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER

Вход

Войти с помощью социальных сетей

Регистрация

Войти

Зарегистрироваться с помощью социальных сетей

Восстановка пароля

Зарегистрироваться
Войти

Нашли ошибку в тексте?