Мы Вконтакте Мы в Facebook

Мы обнаружили, что вы используете Adblock. Мы знаем, как для вас важно иметь беспрепятственный доступ к знаниям - поэтому ради поддержания сайта мы оставляем только ненавязчивую рекламу. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием.

Как отключить: Инструкция

Первый русский литературный критик

Дек, 12, 2018, 16:56

Просмотры:47

Комментарии:0

12 декабря 1766 года родился настоящий просветитель и энтузиаст литературного и исторического дела – Николай Михайлович Карамзин. Он известен в первую очередь как писатель-прозаик, создатель жанра повести и основоположник сентиментализма в русской литературе.

Его произведения удивляли не только формой, но и языком. Карамзин целенаправленно отказывался от церковнославянизмов и «устаревшей» грамматики, выступив в роли реформатора русского литературного языка. В 1791 году Карамзин создает «Московский журнал» – первое серьезное литературное периодическое издание, в котором перед нами открывается еще одна сторона личности Николая Михайловича, а именно – критика.

Литературная критика восемнадцатого века была далека от тех представлений о профессиональной критике, к которой мы привыкли со времен В. Г. Белинского. Она делала лишь первые робкие шаги на пути к выделению в самостоятельную сферу деятельности и не имела профессиональных читателей. А литература воспринималась как хобби, «утешная и веселая забава», как писал Тредиаковский о поэзии. Критика выражалась преимущественно в стилистическом и грамматико-языковом комментировании текстов. Авторы скрупулезно, строфу за строфой, вычитывали поэзию друг друга, искали ошибки, неточности стилей и либо в устной, либо в письменной форме (еще не публично) высказывали свои замечания. Другое же направление, которое условно можно назвать критикой, выражалось в написании нормативных поэтик – трактатов о правилах написания произведений.

Но именно с 90-х годов восемнадцатого века появляется настоящая русская критика, которой мы обязаны Н. М. Карамзину. В «Московском журнале» возникает постоянная критическая рубрика. Именно Карамзиным по сути был узаконен и окончательно сформирован жанр рецензии. Печатаемые рецензии в его издании стали развернутыми, пересказ произведения дополнился всесторонним и глубоким анализом текста, а на первый план выдвинулись эстетические проблемы. Литературная критика стала публичной, что на первых порах вызывало непонимание и негодование, даже по отношению к положительным рецензиям. Наряду с рецензиями также появляются и новые критические жанры, такие как проблемная и портретная статьи. А сам же Карамзин в своих критических текстах опровергает классицистические установки. Вместо них он формирует предромантические, проявляющиеся в эмоциональном восприятии литературы, а также вводит понятие литературного вкуса. ■

Алексей Рожков

Комментарии (0)

Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

Подпишитесь на нашу рассылку

Не пропустите всё самое интересное из жизни «Эстезиса»

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER

Вход

Войти с помощью социальных сетей

Регистрация

Войти

Зарегистрироваться с помощью социальных сетей

Восстановка пароля

Зарегистрироваться
Войти

Нашли ошибку в тексте?