Мы Вконтакте Мы в Facebook

Мы обнаружили, что вы используете Adblock. Мы знаем, как для вас важно иметь беспрепятственный доступ к знаниям - поэтому ради поддержания сайта мы оставляем только ненавязчивую рекламу. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием.

Как отключить: Инструкция

Две стороны Джона Милтона

Дек, 09, 2018, 20:06

Просмотры:164

Комментарии:0

Сборник стихотворений Дж. Милтона 1641 года

9 декабря 1608 года родился английский поэт, революционер и мыслитель, Джон Милтон. Он написал множество сонетов, памфлетов и трактатов, но остался в истории как автор эпоса «Потерянный рай» (1668).

Современный читатель с трудом может себе представить автора революционных памфлетов и сторонника свержения монархии, который пишет огромную поэму на библейский сюжет, утверждающую христианские догматы. Но в XVII веке подобное сочетание было не только неудивительным, но и неизбежным.

Джон Милтон получил очень хорошее образование – ещё в школе он в совершенстве освоил латынь, древнегреческий и древнееврейский языки, а в Кэмбридже получил степени бакалавра и магистра. С самых ранних своих стихов, среди которых выделяются «L'Allegro» («Веселый») и «Il Penseroso» («Задумчивый»), Милтон начинает задумываться о смысле человеческого существования и божественном провидении. Он пишет «Люсидас» (1637), элегию на смерть своего университетского друга, где пытается осмыслить смерть и загробное существование. Но события в Британии не дают ему полностью погрузится в философско-религиозные размышления: начинается Гражданская война, которая продолжается казнью короля и установлением республики. Милтон обращается к публицистике – пишет памфлеты, обличающие монархию, и трактаты против англиканской церкви. Церковь, по мнению Милтона, должна быть отделена от государства, а страной должен управлять парламент. Поэт доходит до того, что оправдывает казнь короля Карла I. Однако пришедший на смену Карлу лорд-протектор Оливер Кромвель тоже разочаровывает Милтона – и тот практически перестаёт писать вплоть до смерти Кромвеля.

И когда все мечты Милтона оказываются разрушенными, Англия снова становится монархией, а сам поэт окончательно слепнет, он обращается к произведению всей своей жизни – «Потерянному раю». Несколько стихов из Библии и отрывочные апокрифы превращаются в эпическое повествование о битве Добра и Зла. Милтон соединяет политическую полемику (изображение «парламента» в адском Пандемониуме) с философскими рассуждениями, а историю Адама и Евы с собственными представлениями об идеальном браке. Милтон желает описать величие и благость Бога, а в результате создаёт образ Сатаны, который затмевает всех остальных героев. Быть может, сам Милтон, да и все его современники, были больше похожи на Сатану. Стремление к идеалу и осознание его несбыточности, ненависть к королю и жалость к человеку, восторг от познания мира и чувство собственной ничтожности в нём разрывали сознание поэта на части. И как бы Милтон ни желал приблизиться к внутренней цельности первых людей в Раю, внутренняя гармония была для него, как и для других европейцев XVII века, потеряна навсегда. В истории Джон Милтон остался как автор эпоса и поэт, второй по величине после Шекспира.

P. S. Наверное, у читателей возник вопрос: почему я пишу «Милтон», а не «Мильтон»? Несмотря на то, что последний вариант более распространён, именно первый намного ближе к английскому произношению имени. ■

Эльнара Ахмедова

Комментарии (0)

Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

Подпишитесь на нашу рассылку

Не пропустите всё самое интересное из жизни «Эстезиса»

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER

Вход

Войти с помощью социальных сетей

Регистрация

Войти

Зарегистрироваться с помощью социальных сетей

Восстановка пароля

Зарегистрироваться
Войти

Нашли ошибку в тексте?