5 февраля 1848 года родился французский писатель Жорис-Карл Гюисманс. Тридцатидвухлетняя карьера чиновника не помешала ему стать автором «Библии декаданса», а роман о сатанизме привёл его в лоно католической церкви.
Гюисманс успел побывать по разные стороны литературных и религиозных баррикад, но через всё творчество пронёс скептическое отношение к идеалам.
Шарль-Жорж-Мари Гюисманс родился в Париже, в семье нидерландского литографа. Именно для того, чтобы подчеркнуть связь с «исторической родиной», писатель стал подписывать свои работы псевдонимом «Жорис Карл Гюисманс». Он начал свой творческий путь с натуралистической школы – первые три романа Гюисманса, «Марта, или история проститутки» (1876), «Сёстры Ватар» (1879) и «Семейный очаг» (1881), созданы под влиянием Э. Золя и Г. Флобера. Золя считал Гюисманса своим учеником и надеялся, что тот будет продолжать традиции его литературной школы. Однако стремление к «физиологическому» описанию действительности привело Гюисманса к неожиданным выводам.
В 1884 году появляется роман «Наоборот», который станет первым декадентским романом, а его героя будут считать образцовым декадентом. Жан дез Эссент, потомок некогда великого, но выродившегося рода, разочаровывается в Париже и уезжает в загородный дом, который в прямом смысле превращает в произведение искусства. Он занимается дизайном интерьеров, собирает библиотеку, коллекционирует картины, диковинные растения, ароматы, создаёт орган, который вместо звуков производит коктейли (да, до этого первым догадался вовсе не Борис Виан). И, в общем-то, больше в романе ничего не происходит. Зато бесконечные, поистине раблезианские описания книг, цветов, ароматов, вкусов вызывают настоящий эстетический восторг. Гюисманс, находясь в самом сердце натурализма, видел все пробелы, слабые стороны и клише этой литературной школы. Он довёл до абсолюта идеи о вырождении, акцентирование чувственного восприятия мира и отсутствие моральной оценки действий героя. Но ни закрученного сюжета, ни шокирующих публику убийств и извращений в «Наоборот» нет – дез Эссент абсолютно безвреден для общества. Если персонаж и портит чью-то жизнь, то только свою (если не считать черепахи с инкрустированным панцирем, её действительно жалко). И, что самое интересное, в авторском голосе всегда звучит нескрываемая ирония над дез Эссентом. Впрочем, не все эту иронию увидели – включая Золя, который был крайне разочарован в Гюисмансе. Считается, что именно «Наоборот» фигурирует в романе Уайльда «Портрет Дориана Грея» как «жёлтая книга», которая таила в себе описания разнообразных пороков. Однако, если бы Уайльд назвал её напрямую, книга в глазах современников, скорее всего, потеряла бы свою зловещую таинственность.
Через три года выходит роман «У пристани», а ещё через три – «Там, внизу» («Бездна»). Последний посвящён сатанистам, средневековым и современным писателю. Гюисманс описывает чёрную мессу, преступления сатанистов, их мотивы и разные проявления служения Сатане с настоящей натуралистической страстью и скрупулёзностью. Но и здесь его не покидает иронично-отстранённое отношение к персонажам – он не даёт им никакой моральной оценки. На следующий год Гюисманс принимает католицизм и посвящает свои последующие романы своим религиозным исканиям.
Примечательно, что самым продаваемым романом Гюисманса был «Собор» (1898), который сейчас уже мало кто вспоминает за пределами Франции. А «Наоборот», скандальная книга, которая встала поперёк горла всем критикам своего времени, сделала Гюисманса известным по всём мире. ■
Эльнара Ахмедова
Комментарии (0)