26 февраля 1802 года родился французский писатель Виктор Гюго. Даже если вы не читали его произведений, то не слышать о них точно не могли: один только "Собор Парижской Богоматери" существует в виде нескольких фильмов, опер, мультфильма студии Disney, мюзикла и балета.
В свою очередь, "Отверженные" Гюго тоже стали основой популярного мюзикла, который был экранизирован в 2012 году с Хью Джекманом, Расселом Кроу и Энн Хэтуэй в ролях Вальжана, Жавера и Фантины соответственно. А в 2018 году на канале ВВС вышла очередная адаптация романа в виде мини-сериала с Домиником Уэстом, Дэвидом Ойелово и Лили Коллинз в тех же ролях. Наконец, обезображенный персонаж романа "Человек, который смеется" Гуинплен вдохновил создателей самого первого комикса DC о злодее Джокере, вышедшего еще в 1940 году.
Разумеется, мировая литература благодарна Гюго не только за его романное творчество - он был одной из ключевых фигур романтизма и за свою долгую жизнь проявил себя как исключительно плодовитый прозаик, драматург, поэт и публицист. Еще юношей он начал выигрывать литературные премии за стихотворения, но позже сконцентрировался на работе в театре и прозе. Пьесы Гюго в основном были посвящены историческим деятелям - в их числе "Эрнани", "Король забавляется" (легла в основу оперы Джузеппе Верди "Риголетто"), "Лукреция Борджиа", "Мария Тюдор" и др. - и регулярно запрещались к показу. Во Франции это происходило по указанию Наполеона III, а в России пьесу "Марион Делорм" запретил лично Николай I. И неудивительно: действие большинства, если не всех, пьес Гюго строится вокруг противостояния простого, но отважного человека "из народа" и злого деспота, которого забавляют чужие страдания. Революционное содержание произведений Гюго провоцировало скандалы и драки, а запреты постановок сопровождались бурными протестами молодежи. Кроме того, крайне недовольны успехом романтической драмы оказались классицисты - ведь она сознательно нарушала большинство устоявшихся принципов драматургии. Кульминацией литературного и социального противостояния стала так называемая "битва за "Эрнани"", когда схлестнулись классицисты и романтики, а антимонархисты, проникнувшиеся революционным пафосом пьесы, стали выходить на демонстрации. В результате большинство драматических произведений Гюго стали свободно идти на французской сцене только в 1870-е годы, когда Наполеон III, проиграв франко-прусскую войну, сдался в плен врага и установилась Третья республика.
Сейчас неугасающую популярность Гюго можно объяснить несколькими факторами. Во-первых, он мастер интриги и умеет держать читателя в постоянном напряжении. Во-вторых, сюжеты Гюго всегда полны роковых страстей, совпадений и проклятий - по их количеству достойными соперницами Гюго будут только бразильские мыльные оперы. В-третьих, персонажи Гюго выписаны настолько ярко, что не могут не вызывать возмущение или сочувствие: Эсмеральда, Квазимодо, Гаврош стали именами нарицательными. Разумеется, при адаптации теряется часть оригинального замысла его произведений: кто сейчас помнит, например, что "Собор Парижской Богоматери" стал первым историческим романом на французском языке, и написан он был для того, чтобы привлечь внимание к проблеме возможного сноса Нотр-Дам де Пари? И кого может удивить, что в диснеевском мультфильме все живут долго и счастливо, в то время как в романе трагически гибнут все главные герои? Главное, что никуда не деваются обостренное чувство справедливости, презрение к сильным мира сего и симпатия к слабым. ■
Екатерина Рубинская
Комментарии (0)