Мы Вконтакте Мы в Facebook

Мы обнаружили, что вы используете Adblock. Мы знаем, как для вас важно иметь беспрепятственный доступ к знаниям - поэтому ради поддержания сайта мы оставляем только ненавязчивую рекламу. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием.

Как отключить: Инструкция

Future of the Word: старые слова в новом цифровом облачении

Июн, 08, 2016, 17:20

Просмотры:1514

Комментарии:0

Фото: Дмитрий Смирнов (Enty.ru)

На прошлой неделе на территории института «Стрелка» прошёл организованный Британским советом форум Future of the Word, где обсуждалось будущее слова в эпоху интернет-технологий.

Ускоряющийся прогресс в области коммуникации и развитие языка в цифровой реальности вызывает восторги и панику одновременно. Участники прошедшего форума попытались показать, что же на самом деле происходит со словом устным и письменным в виртуальной реальности, и как это влияет на нас самих. Проходящий в рамках Года Великобритании в России форум начался с лингвистической двойственности – англо- и русскоговорящие спикеры чередовались на сцене, а в дискуссиях они обращались друг к другу на разных языках. Безусловно, этот маленький трюк был бы невозможен без отважных переводчиков-синхронистов, вносящих свой вклад в «будущее слова».

Лекция художницы-перформансистки Эрики Скурти «Личные протоколы данных» задала определённый тон на последующие три дня форума. Она предложила осмыслить бытие слова в мире не через цифры и статистические данные, а с помощью воображения и эксперимента. Какой образ себя самих мы создаём в Сети? Можем ли мы полностью контролировать этот процесс? Скурти рассказала, как интерактивность в Интернете превращается в тесную, интимную связь с «машиной». Человек перестаёт полностью управлять виртуальной историей своей жизни – реальная активность становится частью деятельности в Сети. Мы живём, чтобы писать об этом в соцсетях, мы оформляем поток реальности в заранее известные шаблоны. Эту же тему подхватил Лоуренс Скотт в третий день форума: для него отношения человека и цифровой реальности порождает смутные страхи и мистическое пространство, полное «пограничных» полуреальных сущностей. Виртуальное существование ещё не осмыслено нами до конца, оно предстаёт не живым и не механическим. Скотт сравнивает наш цифровой образ в Сети как портрет Дориана Грея, который проживает нашу жизнь вместо нас. Публичность в социальных сетях вызывает паранойю и постоянный страх.

Некоторые участники обращались к более материальным вопросам. Ирина Прохорова, филолог, издатель и главный редактор журнала «Новое литературное обозрение», обсуждала разрушение классического канона в русской литературе и создание новой идентичности. Канон как идеологический конструкт постепенно разрушается в современном мире, и в том числе в России. В связи с этим возникают разные проблемы, и их решения ещё только предстоит найти. Ирина Прохорова посетовала, что в России нет института литературной критики, и пожелала, чтобы книжная индустрия развивалась быстрее, чем сейчас. Вопрос о роли литературы, на этот раз нехудожественной, поднимали и участники круглого стола от Strelka Press «Как разговаривать со своим читателем, чтобы тебя услышали?». Научно-популярные писатели и журналисты создают вокруг себя новую субкультуру, основанную на взаимодействии с читателями. Научно-популярные журналисты уже не просто публикуют мнение экспертов, но и дают ссылки на источники, подталкивая читателей к дальнейшему поиску. Издатели задают новую моду – возникают лектории, к публике выходят учёные, которые раньше не видели смысла в популяризации науки. Сейчас все журналисты, авторы книг, учёные и их аудитория стремятся к объединению и координации, что не всегда удаётся сделать в масштабах всей страны.

Читательское и зрительское восприятие стало центральной темой лекции Наоми Альдерман о видеоиграх и фанфикшн. Как сделать произведение привлекательным для фикрайтеров? На самом деле, все её советы можно применить не только к видеоиграм, но и к художественной литературе. Она рассказывала, как сделать историю интересной и увлекательной, вдохновляющей читателей на создание чего-то нового. Хорошо прописанные персонажи, наличие большой вселенной произведения, отсылки к неописанным персонажам или событиям – всё это, по мнению Альдерман, привлекает фикрайтеров. А они, в свою очередь, способствуют созданию интерактивности и появлению новых, неожиданных идей.

На закрытии форума его куратор, Джеймс Брайдл, смог соединить темы всех спикеров и показать взаимозависимость технологий, личности, книги и культуры. Напечатанные книги отправляются в Индию, в центры по оцифровке текста, где они сохраняются в новой форме. Но является ли текст в бумажной и цифровой версиях абсолютно идентичным? Эта проблема сохранения и трансформации знания осмысливается по-своему художниками и писателями – из одних текстов создаются другие, они застывают или продолжают постоянно меняться по воле читателя. Новые медиа, старые традиции, эксперименты в искусстве – всё это создаёт Future of the Wor(l)d. ■

Эльнара Ахмедова

Комментарии (0)

Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

Подпишитесь на нашу рассылку

Не пропустите всё самое интересное из жизни «Эстезиса»

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER

Вход

Войти с помощью социальных сетей

Регистрация

Войти

Зарегистрироваться с помощью социальных сетей

Восстановка пароля

Зарегистрироваться
Войти

Нашли ошибку в тексте?