Сегодня исполняется 255 лет со дня рождения Анны Радклиф (Ann Radcliffe). Хотя она и не была основоположницей готического романа, её по праву можно считать одним из самых выдающихся авторов в этом жанре.
Её пример вдохновил множество других женщин (сёстры Бронте, Джейн Остин) на литературное творчество. Именно ей мы обязаны постепенному возникновению и развитию жанра ужасов. Её романы повлияли и на то, что произведения, полные атмосферы таинственности, мы до сих пор называем готическими.
Конец XVIII – начало XIX века – период расцвета готического романа в Англии, распространения его по всему миру. Он становится настолько популярной разновидностью массовой литературы, что целиком заполняет отдельные библиотеки. Тем не менее, в истории сохранились имена только некоторых авторов, а всемирно известными и популярными даже до нашего времени стали только поистине выдающиеся писатели, к которым относится (а возможно, и возглавляет список) Анна Радклиф.
Несмотря на огромную популярность (настолько большую, что и в России XIX века создавалось множество подражаний и пародий), Анна Радклиф была крайне замкнутым человеком. О её жизни известно крайне мало. Она получила образование в школе другой писательницы, Софии Ли. В 23 года мисс Уорд вышла замуж за Уильяма Радклифа, главного редактора газеты «Английская хроника», человека, который полностью поддерживал все начинания жены.
За 7 лет творчества она завершила 6 произведений; все из них были признаны выдающимися образцами жанра. Радклиф подняла готический роман на новый уровень, сделав повествование более поэтичным, сюжет – более продуманным, а атмосферу – напряжённой. Одной из главных её заслуг можно считать виртуозное создание того, что сегодня называется саспенс: в романах мир ощущений, неясных тревог и предположений выходит на первый план. Даже самое знаменитое произведение писательницы – «Удольфский тайны» - может показаться современному читателю чересчур размеренным, затянутым, а кому-то и скучным. Однако это не умаляет его достоинств, не ослабляет его влияния на развитие мировой литературы.
Известность тяготила Радклиф, поэтому она достаточно скоро оставила творчество и отправилась в путешествие. В дальнейшем она писала только стихи. Её затворничество, как и природа её произведений, подавали повод для огромного количества сплетен. Так, о смерти писательницы говорили, что она сошла с ума, перечитав своих же романов. Погубил её, по тем же слухам, приступ безумия (на самом деле, астмы). Фигура таинственная и необычная, она навсегда останется в веках как преобразователь одного из самых мрачных литературных жанров. ■
Наталья Коломийцева
Комментарии (0)