11 декабря 1810 года родился один из крупнейших писателей и поэтов романтизма - Альфред де Мюссе. Неврозы, физическое нездоровье и алкоголизм, несомненно, поспособствовали угасанию таланта и ранней смерти писателя в 1857 году.
До тридцати лет, однако, Мюссе успел написать несколько романов и успешных пьес для чтения, а также множество стихотворений. Его ранняя поэзия была вдохновлена другими романтиками – Виктором Гюго, Альфредом де Виньи. Позже он создает поэмы «Намуна» и «Ролла», а также пьесы в стихах и поэтические сборники. Поэзия Мюссе – яркий пример романтического мировоззрения и вполне отражает дух эпохи. Поэтому современник Мюссе Пушкин его хвалит, положительно сравнивая с Байроном, а родившийся несколькими поколениями позже Артюр Рембо ругает за отсутствие творческого видения и воображения.
Личная жизнь Мюссе оказалась тесно переплетена с литературной деятельностью. Его отношения с писательницей Жорж Санд вдохновили как минимум четыре произведения: роман «Исповедь сына века» и поэтический сборник «Ночи» самого Мюссе, книгу «Она и он» Санд и книгу «Он и она» брата Мюссе Поля, который не согласился с трактовкой Санд ее отношений с Мюссе и добавил в свое повествование пикантных подробностей. Любопытно, что сейчас Мюссе приписывается еще и авторство эротического бестселлера «Гамиани, или Две ночи сладострастия», главная героиня которого тоже якобы вдохновлена Жорж Санд.
Главные герои «Исповеди сына века», Октав и Бригитта, явно «списаны» автором с себя самого и его бывшей возлюбленной, которую он долго не мог забыть. Октав у Мюссе – молодой человек со склонностью к рефлексии и болезненным воображением; его мучает несовпадение между романтическим идеалом и реальной жизнью. Поэтому красиво начавшийся роман с Бригиттой скоро превращается для влюбленных в ад – и не столько из-за жестокости окружающего мира, сколько из-за мнительности и ревности самого Октава. По иронии судьбы Жорж Санд, не выдержав тяжелый характер Мюссе, ушла от него… к его лечащему врачу Пьетро Паджелло (их связь, впрочем, оказалась недолгой). Но примечательно, что в романе Октав, мучимый одновременно страстью к Бригитте и ревностью, сам решает ее оставить, понимая, что эти отношения разрушают жизнь обоих. «Совершенства не существует», – заключает герой, – «понять его – верх торжества человеческого разума; желать его для того, чтобы обладать им, – опаснейшее безумие».
При жизни Мюссе снискал и славу драматурга. Болезненная реакция Мюссе на отзывы о его первой пьесе для сцены, «Венецианская ночь», привела к тому, что он решил вообще перестать писать для театра и сочинять вместо этого пьесы для чтения. Тем не менее, уже после того, как он отходит от литературных дел, драматические произведения Мюссе начинают с успехом ставить в «Комеди Франсез». Для его пьес, как и для прозаических и поэтических работ, характерно обращение к двойственности человеческой натуры, теме борьбы высокого и низменного, чистой любви и разврата.
Сейчас персона Мюссе продолжает вызывать интерес – хотя трудно сказать, что интригует публику больше: литературное творчество или имидж пылкого, безумного любовника. Так, отношениям Мюссе и Жорж Санд посвящен фильм «Дети века», вышедший в 1999 году с Бенуа Мажимелем и Жюльет Бинош в главных ролях. А «Исповедь сына века» 2012 года, где главные роли исполнили британский рокер Пит Доэрти и Шарлотта Генсбур, соединяет элементы романа Мюссе и факты его биографии.
НАДЕЖДА (пер. К. Д. Бальмонта)
Когда кокетливо Надежда перед нами
Смеется, ласково кивая головой,
И вдаль летит, взмахнувши легкими крылами,
И с чудной грацией манит нас за собой, -
Куда идем? Куда нас сердце призывает?
За ветерком игривым ласточка летит, -
Так сердце вдаль нас, легковерных, увлекает,
Когда Надежда за собою нас манит.
И вдаль сама она, воздушная, несется,
И нам кокетливо кивает головой,
И Рок, старик седой, насмешливо смеется
С своей прекрасною и юною женой. ■
Екатерина Рубинская
Комментарии (0)