Мы Вконтакте Мы в Facebook

Мы обнаружили, что вы используете Adblock. Мы знаем, как для вас важно иметь беспрепятственный доступ к знаниям - поэтому ради поддержания сайта мы оставляем только ненавязчивую рекламу. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием.

Как отключить: Инструкция

Описание к картинке

Меню

Рубрика Тема номера

СТАТЬЯЧто такое young adult literature? 

Young adult literature – в русской традиции термин с еще не устоявшимся переводом. Это не совсем подростковая литература, поскольку, хотя целевой аудитории заявлены подростки, этот жанр с удовольствием читают многие от 12 до 60+ (в 2012 году опрос показал, что 55% населения по всему миру выбирают именно эту литературу). Мне кажется, что более подходящий перевод - «молодежная литература», поскольку он точнее отражает аудиторию жанра.

Примерами могут служить «Гарри Поттер», «Голодные игры», «Сумерки».  Отличительная черта жанра – молодой герой и проблемы, связанные с взрослением: самоидентификация, отношения, поиск призвания.

 

Почему young adult?

Одна из важных черт молодежной литературы – наличие определенного типа рассказчика. Обычно повествование подросток или молодой герой сам описывает свои приключения, чувства и эмоции. Рассказ в большинстве случаев получается довольно эмоционально насыщенным, но, возможно, менее изощренным с точки зрения психологизма, просто в силу того, что подростки больше склонны к чувствам, а не анализу.

С другой стороны, важную роль в таком определении играет читатель, точнее, два читателя. Первый – подразумеваемый читатель, implied reader. Этот читатель, по идее, похож на рассказчика, то есть такой же подросток от 12 и старше. На него рассчитана рекламная кампания, увлекательный и динамичный сюжет, что, в конечном счете, может влюбить человека в литературу. (В скобках отмечу, что некоторые считают, что молодежная литература – это исключительно маркетинговый прием, а других оснований выделять эту литературу в конкретный жанр нет). Любой, кто откроет такой текст, словно становится таким подростком, видит мир его глазами. Зрелый читатель вспоминает, как это, юный читатель сопереживает герою. Однако даже по такому критерию молодежная литература должна быть очень разнообразной, потому что в подростковом возрасте интересы и темы меняются как в калейдоскопе, а читающий набирает вагон жизненного опыта в разных областях в очень короткие сроки. 

Т. Уильямс. Иллюстрация к книге М. Твена «Приключения Тома Сойера», 1876.

Следовательно, литература для двенадцатилетних и шестнадцатилетних будет очень разной, не говоря уже о том, что разные подростки из разных социальных групп в одном и том же произведении увидят каждый свое, обратят внимание на то, что близко именно им.

Но есть и так называемый intended reader, то есть тот, кто на самом деле читает эту литературу. Исследования показывают, что примерно половина читателей молодежной литературы уже вышла за пределы молодежного возраста, и для них подобная литература служит скорее для развлечения и своего рода эскапизма. Но зачастую в молодежной литературе поднимаются вполне взрослые темы, просто поданные в декорациях, понятных подросткам. Те же «Голодные игры» - антиутопия, в которой обсуждаются проблемы выживания и границы моральных норм. «Гарри Поттер» - книга, в которой можно найти не только историю Мальчика-который-выжил, но и политику, и психологию, и историю. Но все это подросток осознать не может из-за недостатка знаний, а взрослый – может. Поэтому нельзя сказать, что авторы пишут исключительно для подростков, а взрослые это читают только для отдыха. Получается, что нет никакой специальной молодежной литературы?

Рассуждение о читателе приводит нас к закономерному вопросу о том, где же границы между детской, взрослой и собственно молодежной литературой.

 

История жанра. XIX век

В 1796 году выходит роман Гете «Годы учения Вильгельма Мейстера», в котором заглавный герой сталкивается с проблемами выбора дела жизни, самоидентификации и социализации. Этот роман положил начало серии «романов воспитания», Bildungsroman. С сюжетной точки зрения все довольно просто: молодой человек отправляется искать свое «я», свою судьбу, и на этом пути проходит различные испытания, которые помогают ему сформировать то самое «я». Молодежная литература продолжает традиции романов воспитания и исследует указанные темы, но уже в современных условиях и декорациях.

Молодежная литература продолжает традиции романов воспитания и исследует указанные темы, но уже в современных условиях и декорациях.

Романы воспитания объединяют приключенческие романы («Приключения Гекльберри Финна» М. Твена, «Д’Артаньян и три мушкетера» Дюма), романы о художниках («Портрет художника в юности» Дж. Джойса), а также «романы о карьере» («Красное и черное» Стендаля). С этой точки зрения многие романы XIX века могут считаться предшественниками молодежной литературы.

Однако же важная черта молодежной литературы – ориентация на определенного читателя – отсутствует в этих романах. Само понятие «молодежь» появляется только в XX веке, ранее же писатели делились на «детских» и «взрослых». Такие авторы как Дюма, Вальтер Скотт, Фенимор Купер, писали для взрослых, хотя в наше время это уже скорее чтение для подростков. Главный герой проходит определенный набор испытаний, взрослеет и находит себя. Я сознательно выбрала приключенческий жанр, поскольку именно он наиболее соответствует самым популярным примерам молодежной литературы, хотя, конечно, диапазон молодежной литературы шире, чем просто приключения. Жюль Верн, например, в увлекательной форме рассказывал о разных областях знаний, превращая в романы то, что могло бы стать скучной энциклопедией.

Основной целью романов воспитания был рассказ о становлении личности, видимо, и для молодой аудитории тоже. Пытаясь предостеречь юных читателей от ошибок на сложном жизненном пути, авторы XIX века ставили своих героев перед моральным выбором и его последствиями, рассчитывая, что аудитория хотя бы немного призадумается и в жизни, если что, сделает правильный выбор.

 

 XX век

В 1950е годы выходят такие знаковые произведения как «Над пропастью во ржи» (1951) и «Повелитель мух» (1954). Адресованные взрослому читателю, эти романы, тем не менее, обратились к раннее не затронутой «темной стороне» подростков: неуверенность, жестокость, саморазрушение. Подростки с удовольствием начали читать эти книги, возможно, получая ответы на злободневные вопросы.

В 1960х общество, а с ним и писатели, обращаются к людям примерно от 15 до 30. На рубеже 60х-70х появляются «Изгои» С. Е. Хинтон, а также великолепная пятерка молодежной литературы: «Под стеклянным колпаком» С. Платт, «Я знаю, почему поет птица в клетке» (I Know Why the Caged Bird Sings 1969) М. Ангелу (Энджелоу), «Благослови зверей и детей» («Bless the Beasts and Chilren»1970) Г. Свортут, «Смертельная вахта», («Deadwatch» 1972) Р. Уатта и «Друзья» (Friends, 1973) Р. Гай. «Изгои» - повествование о классовом неравенстве, братской любви, дружбе и взрослении, вписанное в историю конфликта двух молодёжных банд, члены которых занимают разные ступени социальной лестницы. «Я знаю, почему поет птица в клетке» - автобиография поэтессы М. Ангелу, в которой есть место расизму и ранней беременности. «Благослови зверей и детей» - история шести подростков-изгоев в летнем лагере, которым приходится останавливать охоту на быка.

 

М. Энджелоу, 2013.

 «Смертельная вахта» также об охоте на зверей и на людей: богатый юрист случайно на охоте убил человека, а заодно пытается убить и юношу-помощника, потому что последний не собирается покрывать убийство.

Как мы видим, эти романы затрагивают недетские темы, служат своеобразным рупором, обличающим насилие, расизм и другие острые социальные проблемы. Герои – дети, но у них не было того, что называют счастливым детством, а проблемы перед ними такие, что не каждому взрослому под силу. И читают их в том числе те подростки, которым придется иметь с этим дело, если не напрямую и лично, то хотя бы теоретически. И это те подростки, которые в недалеком будущем смогут, например, отменить несправедливый закон, или, что реальнее, будут добрее к окружающим.

Литература снова становится способом поговорить о злободневном, о том, что не всегда можно и хочется обсуждать с близкими, но витает в воздухе.

В 1980х авторы пошли дальше, и начали писать об убийствах (в т.ч. самоубийствах), изнасилованиях, и том, что ранее было в подростковой литературе табуировано. Литература снова становится способом поговорить о злободневном, о том, что не всегда можно и хочется обсуждать с близкими, но витает в воздухе.

В 1990-2000 молодежная литература обращается к фэнтези («Гарри Поттер»), антиутопии («Голодные игры») словно бы стремясь убежать от нарисованной ранее реальности. Однако за нереалистичными декорациями скрываются все те же социальные проблемы и острая необходимость поговорить о них.

 

Вывод

Можно признать, что «молодежная литература» – уловка маркетологов, но за этой уловкой скрывается пласт серьезной, а не развлекательной литературы. Адресованность молодым людям вовсе не означает, что более взрослый и зрелый читатель не найдет в этой литературе своего. Это может быть бегство от реальности, может быть желание заново пережить подростковое буйство эмоций или опыт, а может быть желание взглянуть на знакомые вещи и темы под другим углом. Подростки же получают замечательную возможность прочитать о том, что их волнует, не от лица всезнающего и снисходительного Взрослого, но от лица ровесника (заметим, что многие авторы молодежной литературы не сильно старше своих героев). Жанр, конечно, очень сильно эволюционировал с XIX века и отошел от канонических романов воспитания, но все же нечто общее осталось. Герои и читатели узнают мир во всем его разнообразии, пускай оно не всегда радует, а чаще даже наоборот, огорчает. При этом собственно дидактическая функция отходит на второй план, на первый же выходит социальная повестка дня. Современные авторы не назидают и поучают, а мягко и аккуратно подводят читателей к нужным выводам, нужным мыслям. Так незаметно со временем вырастает поколение читателей, для которых расизм или шовинизм – ругательство и пережиток прошлого, а не суровая реальность, как это случилось с М. Ангелу. Посмотрим, что станет лет через 20-30 с теми, кто вырос на современной молодежной литературе. ■

Мария Дубкова

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER

Вход

Войти с помощью социальных сетей

Регистрация

Войти

Зарегистрироваться с помощью социальных сетей

Восстановка пароля

Зарегистрироваться
Войти

Нашли ошибку в тексте?