СТАТЬЯОбзор номинантов и победителей премий Locus и Nebula 2016 года: категория "малая проза"
Главная героиня, Мадлен, находится под присмотром психотерапевта после смерти матери, от которой не может оправиться. В ходе терапевтических сеансов она все глубже погружается в детские и юношеские воспоминания, где начинает фигурировать незнакомая ей девочка. Читатели, надеющиеся найти в этой истории о границах между воображаемым и реальным какое-то подобие детектива, скорее всего, будут разочарованы – Эль-Мохтар предпочитает мелодраму, причем кинематографически сентиментальную. Уверена, однако, что и у такого фэнтези есть свои поклонники.
Альетт де Бодар выиграла «Локус» и «Небьюлу» за лучший рассказ в 2012 году («Погружение») и «Небьюлу»в 2013 («Ожидающие звезды»). В ее копилке также несколько премий Британской ассоциации научной фантастики (в том числе и за рассказ, о котором пойдет речь ниже). В рассказе Three Cups of Grief, by Starlight («Три чашки горя, от Старлайт»), как и в Madeleine, толчком для событий рассказа становится смерть матери – но у Бодар это не просто мать, но и видная исследовательница, чья работа помогает обеспечивать пищей целую космическую империю. Автор изображает похожие и вместе с тем разные проявления скорби – у сына-профессора, у ее амбициозной коллеги, которая должна продолжить исследования, и у «дочери», mindship (иными словами, одухотворенного космического корабля, чье сознание может проецироваться в пространстве и общаться с людьми).
Импланты памяти, которые по традиции передаются после смерти человека его родным, забирает правительство, оставляя сына без возможности хранить воспоминания о матери. В свою очередь, ученица профессора, получившая эти импланты, вынуждена решать, действительно ли это может помочь ей в работе, «...потому что ответ на смерть профессора Дуй Уйен, как и на любую другую, оказался обманчиво, душераздирающе простым: незаменимых нет, придется поступить так же, как поступают все и всегда – они будут так или иначе двигаться дальше».
When your Child Strays from God («Когда твой ребёнок отходит от Бога»), пожалуй, единственный откровенно юмористический рассказ в подборке.
Он посвящен фанатично верующей матери (ее так и хочется назвать мамашей), которая готова пойти на все, чтобы защитить своего сына Тимми от дурного влияния окружающей среды. Если вам кажется, что это скорее сюжет для триллера, не переживайте – как только героиня Сэма Миллера самоотверженно решает принять самый популярный среди молодежи наркотик, «паутину», и слиться со своей целевой аудиторией, сюжет круто сворачивает в сторону stoner comedy[i].
«На сверхсекретных фермах, контролируемых Талибами, или китайским правительством, или любой другой Экзистенциальной Угрозой, амазонских ядовитых пауков, скрещенных Бог Знает с Чем, припудривают сверхсекретными американскими мозгоплавильными медикаментами; затем их кормят генномодифицированной протеиновой слизью, которая заставляет их паутинные железы сходить с ума, производя паутину; затем паутину сбрызгивают нестабильными галлюциногенами советской эпохи, обеспечивающими повышенную внушаемость; затем спрей застывает, кристаллы паутины перемалывают в пыль и делают из них раствор, который после многочисленных алхимический извращений закапывают пользователю в глаза пипеткой» (Сэм Дж. Миллер).
Разумеется, у рассказа есть и более глубокий смысл: «паутина» улучшает эмпатию и позволяет видеть мир глазами другого человека, таким образом лучше его понимая. Это как раз то, чего отчаянно не хватает героине рассказа в отношениях с другими.
Наконец, Today I am Paul («Сегодня я Пол») Мартина Шумейкера во многом перекликается с рассказом Критцер – но если у Cat Pictures Please ироничный тон, то Шумейкер предпочитает трогательную мелодраму. «Сегодня я – Пол», сообщает нам медицинский робот-помощник, присматривающий за пожилой пациенткой Милдред.