Ну и наконец, новость на радость нашим читателям: Адамс никогда не сдавал рукописи в срок.
Мы обнаружили, что вы используете Adblock. Мы знаем, как для вас важно иметь беспрепятственный доступ к знаниям - поэтому ради поддержания сайта мы оставляем только ненавязчивую рекламу. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием.
Как отключить: Инструкция
Дорога становится и сюжетообразующим элементом, и метафорой развития, и чем только не. Герои путешествуют на своих двоих, на лошадях, на подводных лодках, на воздушных шарах, в конце концов.
В XX веке тема путешествий приобретает новое направление: теперь путешествуют не только по Земле, но и в космосе. Некоторым героям повезло особенно, они могут путешествовать еще и во времени.
Знаковым путешественником второй половины XX века – начала XXI является, безусловно, Доктор Кто, беглый Повелитель Времени. В свое время он угнал Тардис и отправился путешествовать по Вселенной не только в пространстве, но и во времени. Доктор побывал (и еще обязательно побывает) на каждой планете в каждой эпохе, включая окончательный конец света, параллельно обязательно кого-нибудь от чего-нибудь спасая.
О Докторе Кто идет сериал (1963 – наши дни), написано множество книг и фанфиков. (Считать ли все книги по Доктору фанфиками? Если да, то почему? Если нет, то почему?)
Дуглас Адамс написал трилогию в пяти частях «Автостопом по галактике»(1979-1992) про приключения незадачливого Артура Дента и его друга, Форда Префекта, уроженца небольшой планеты где-то около Бетельгейзе. После того, как Землю разрушили, а их выкинули в открытый космос кошмарные бюрократы-вогоны, их подбирает Президент Галактики Зафод Библброкс, двухголовый болван. Тем не менее, именно в его образе можно найти параллели с Доктором.
После того, как Землю разрушили, а их выкинули в открытый космос кошмарные бюрократы-вогоны, их подбирает Президент Галактики Зафод Библброкс, двухголовый болван. Тем не менее, именно в его образе можно найти параллели с Доктором.
При этом необходимо учитывать, что на данный момент «Автостопом по галактике» существует в виде радиопостановки(1978), сериала (1981), фильма(2005) и, собственно, печатного издания; в настоящей статье я в основном обращаюсь именно к фильму. Интересно, что планировался второй сезон сериала на основе проекта «Доктор Кто и Криккитмены», но потом Адамс не смог договориться с BBC и проект был отменен, а некоторые его элементы вошли в третью книгу «Жизнь, Вселенная и все остальное».
Биография самого Адамса (1959-2001) заслуживает отдельной статьи, но позволю себе ограничиться только несколькими фактами. Во-первых, он стал известен благодаря работе с «Монти Пайтон». Во-вторых, решил поехать автостопом в Турцию. Из Стамбула его выдворили обратно в Англию, и где-то по дороге, глядя на украденный «Путеводитель по Европе», он решает, что надо бы сочинить «Путеводитель по галактике». Ну и наконец, новость на радость нашим читателям: Адамс никогда не сдавал рукописи в срок. Подробную биографию Адамса вы можете найти в книге Нила Геймана «Don’t panic!», названной так в честь обложки «Путеводителя».
Во-первых, оба, Зафод и Доктор угнали свои транспортные средства. Интересно, что и Тардис и космический корабль Библброкса обладают искусственным интеллектом. Тардис умеет понимать все возможные языки, а главный компьютер на корабле Зафода сохраняет оптимизм в любой, самой катастрофической ситуации. Хотя есть и различия. Тардис – одушевленный, почти самостоятельный персонаж. Она изменяется с каждой регенерацией Доктора, а в одной из серий даже стала его женой (спасибо Стивену Моффату и Нилу Гейману за это).
Ну и наконец, новость на радость нашим читателям: Адамс никогда не сдавал рукописи в срок.
Суперкорабль Зафода же отличается отличной технической оснащенностью и способностью к невероятностной тяге, которая, по сути, и спасает Артура с Фордом от неминуемой гибели. Тардис же, хотя и меняется с каждым Доктором, изначально была украдена из музея и не претендует на наличие в ней самых современных технологий. У Мастера была как раз технически более совершенная Тардис, но его это не спасло.
Во-вторых, необычная анатомия. У Повелителей Времени, как известно, 11 жизней, простите, регенераций, и два сердца. Зафоду повезло меньше, у него всего две головы и три руки. «Робот-камера взяла крупный план наиболее популярной из двух его голов, и он снова помахал рукой. Он был совсем как гуманоид, если не считать второй головы и третьей руки. Его светлые растрепанные волосы торчали в разные стороны, голубые глаза блестели совершенно необъяснимым блеском, а его подбородки были почти всегда небриты…» (пер. Ю. Аринович) Кроме того, по земным меркам оба героя выглядят достаточно экстравагантно. И если у Доктора это обычно какая-то пара деталей, типа хохолка или бабочки, то Зафод (особенно в фильме) выглядит как идеолог фрик-парада, и, собственно, Президентом стал по ошибке, потому что избиратели думали, что голосуют за самое дурно одетое существо в мире. Забавно, что и Зафод и Доктор носят шарфы, Зафод – оранжевый, символ своего статуса, а Доктор – смехотворно длинный полосатый шарф, на который периодически наступает*.
В-третьих, пожалуй, это стремление к недоступному. Доктор мечтает вернуться на свою родную планету, Галлифрей, которую сам же и спрятал, защищая от Далеков.
Зафод же хочет на планету Магратея, чтобы узнать ответ на «Главный Вопрос Жизни, Вселенной и вообще». Когда же он добирается до Магратеи, то узнает, что ответ – 42, но вот сам Вопрос остается загадкой. (Как вариант, сколько путей должен пройти человек, но этот вопрос формулируют уже мыши или, по фильму, Артур).
И именно этот мотив поиска недоступного – основная связующая нить и этих двух Вселенных, и многих других. Герои путешествуют не ради самих путешествий (хотя и это важно), а ради поиска смысла. XX век – эпоха «вывернутого у времени сустава», и каждый герой так или иначе ищет способ этот сустав вправить. У Доктора это очевидно даже на уровне имени: каждый галлифреец выбирает себе псевдоним, а имя держит в строжайшей тайне. Доктор ставит своей целью помощь и спасение, и заявляет об этой цели своим псевдонимом. Зафод, конечно, не очень стремится спасать кого-либо в силу природного эгоизма, но при этом помогает (или хотя бы не мешает) спасти Артура с Фордом, а затем и Тришу.
Но только ли этими героями похожи вселенные Доктора и Автостопа? Нет, конечно, параллелей намного больше, особенно если учитывать, что Адамс писал сценарии еще для Четвертого Доктора. Его перу принадлежат серии «Планета пиратов» и «Шада». Чтобы найти сходство, обратимся к тому, что окружает наших героев.
Сначала посмотрим на спутников. К-9, электрический пес, неуловимо напоминает депрессивного робота Мартина, такой же умный и логичный, разве что не вздыхает через раз.
Герои путешествуют не ради самих путешествий (хотя и это важно), а ради поиска смысла. XX век – эпоха «вывернутого у времени сустава», и каждый герой так или иначе ищет способ этот сустав вправить.
Оба они помогают героям на пределе собственных возможностей: Марвин отрывает собственную руку, чтобы Артур использовал ее в качестве симулятора оружия (Вам, что, нужна мастерская по ремонту роботов?),а К-9 в «Планете пиратов» разряжается, пытаясь блокировать антителепатическую установку (и сам же подсказывает Доктору, где найти кабель для зарядки).
Триша Макмиллан из Автостопа похожа на Роману. Обе – очень самостоятельные и умные девушки, намного лучше приспособленные к социуму, чем главные герои. Романа поясняет для непосвященных многомудрые пассажи Доктора, Триша пытается хоть как-то скорректировать последствия безумств Зафода. Как утверждает сам автор: «Она просто везде его сопровождала и говорила все, что о нем думала».
Похоже и их отношение к Зафоду и Доктору: доброжелательное, но ехидное.
Злодеи же противоположны. Главный враг Зафода – вогоны, мерзкие бюрократы и сочинители худших стихов в галактике. Когда они подбирают автостопщиков, то немедленно арестовывают их и в качестве наказания один из вогонов начинает читать свою поэму. Реакция Артура очень напоминает деятельность литературных критиков: ему приходится додумывать, что же хотел сказать автор буквально с угрозой для жизни. В результате этой деятельности по аналогии с «человечностью» появляется «вогонечность», что, кажется, выводит вогона-стихоплета из себя. При этом вогоны не претендуют на мировое господство или вечную жизнь, как это регулярно случается с врагами Доктора. Они хотят, чтобы все было по букве закона, но не по духу.
Например, в «Путеводителе» говорится: - «Вогоны - одна из неприятнейших рас во всей Галактике. Они не злые, но вздорные и бездушные бюрократы. Они пальцем не шевельнут для спасения родной бабушки от кровожадного зверожука с Трааля, без письменного приказа в трех экземплярах - отосланного, возвращенного, потерянного, найденного по общественному запросу, снова потерянного, зарытого не три месяца в торф и переработанного на растопку».
Врагом Доктора в «Космических пиратах» становится властолюбивая и жадная королева планеты Занак Кзанксия со своими подчиненными: Капитаном и мистером Фибули. Она хочет создать свою голограмму, чтобы снова стать молодой и здоровой, но ей требуется энергия в непомерных количествах. Для того, чтобы добыть эту энергию, приходится потрошить целые планеты, остатки которых Капитан собирает в идеальные геометрические конструкции, цель которых – рано или поздно все-таки уничтожить Врата Времени, а с ними и реальную Кзанксию. Для усиления сходства между Капитаном и Доктором у Капитана появляется ручная птица-робот, растерзанная впоследствии К-9. С Доктором их объединяет и страсть к техническим инновациям и изобретениям, а также желание восстановить справедливость и убить Кзанксию.
В сюжете же параллелей не так много в силу того, что «Автостопом» - произведение юмористическое и отчасти сатирическое, а «Планета пиратов» и «Шада» - научная фантастика.
Но при этом вырисовывается типаж героев: смелых исследователей Вселенной, у которых впереди светлое будущее и тяга к знанию и освоению жизни.
Заметим, что Адамс не стремится «обелить» и приукрасить этот мир, на что указывают Марвин и Слартибартфаст, который говорит про «нормальную космическую паранойю, а у кого ее нет», но в целом оптимизм преобладает.
Заметим, что Адамс не стремится «обелить» и приукрасить этот мир, на что указывают Марвин и Слартибартфаст, который говорит про «нормальную космическую паранойю, а у кого ее нет», но в целом оптимизм преобладает. «Планета пиратов» так и вовсе заканчивается призывом строить новое общество, поскольку материальными ценностями они уже обеспечены на несколько жизней вперед, а вот с духовными дело обстоит сильно хуже. Им предстоит воспитать свободных и смелых людей, которые не боятся думать и не получат за это по шее. Интересно, что мотив неких механизмов, которые реагируют на «я думаю», «я считаю» есть и в Докторе, и в «Автостопом», видимо, в ту эпоху это было актуально.
«Автостопом по Галактике» и «Доктор Кто» - истории, рассказывающие о чудесном и необычном. Книги Адамса пропитаны британским юмором в стиле П.Г. Вудхауза и Джерома К. Джерома, и уже поэтому их стоит прочесть. «Доктор Кто» - целая Вселенная историй об одном инопланетянине с двумя сердцами, который спасает всех, кому нужна его помощь. Путешествие в этих историях – своеобразная нить, на которую нанизаны бусины-эпизоды. Автостопом путешествуют не только Артур с компанией, но и спутники Доктора: их он подбирает и высаживает в неожиданных (иногда и для самого Доктора) местах и эпохах. Автостоп – самый непредсказуемый способ путешествовать – и маска случая, управляющая Жизнью, Вселенной и вообще. ■
Мария Дубкова
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER