СТАТЬЯКинофильм «Тобол» и его оригинал
была проделана немалая, однако в результате ампутации нескольких сюжетных линий (всех православных и языческих пластов, Айкони, одной из главных героинь, судеб двух сыновей Ремезова и т. д.) из фильма получился безрукий и безногий калека, кое-как провозглашающий патриотические банальности про историю России и героизм. Иванов в интервью отозвался о фильме так: «Съемки еще не начались, а режиссер так все исковеркал, что сюжет превратился в набор банальностей и штампов. Личности героев исчезли без следа, логика событий утрачена, а какая-либо историчность пропала начисто. Это уже не моя работа, и я снял свое имя с титров. Слава богу, у меня остался роман “Тобол”, и читатель сам сможет сделать вывод, что должно было быть, а что получилось.»
Кинотексты и кинофильмы
Иногда экранизация не получается из-за природы исходного материала (упомянутый Кинг относится скорее к этой категории), иногда все дело в неадекватном воспроизведении истории средствами другого медиума. Ирония неудачи «Тобола» состоит в том, что сам текст, как и многие другие книги Иванова, на удивление кинематографичен. Автор уже отметил места склеек, смены общий планов на крупные, параллельный монтаж, расставил клиффхэнгеры, которые заставляют читателя с тревогой и нетерпением читать следующую главу, и так же бы повлияли на кинозрителя.
Жанр «Тобола» автором определен как «роман-пеплум», пеплум – жанр, специфичный для кино, посвященного историческим, античным или библейским сюжетам, зачастую продолжительного по времени (два-три часа), снятого с большим количеством общих планов и массовых сцен (одним выдающихся примеров жанра является «Спартак» (1960) Стэнли Кубрика, а его возрождение в нулевые ознаменовано «Гладиатором (2000) Ридли Скотта и «Александра» (2004) Оливера Стоуна). Ярлык «пеплум» автор счел нужным повесить на свое произведение, но этим потенция экранности «Тобола» не ограничивается.