Мы Вконтакте Мы в Facebook

Мы обнаружили, что вы используете Adblock. Мы знаем, как для вас важно иметь беспрепятственный доступ к знаниям - поэтому ради поддержания сайта мы оставляем только ненавязчивую рекламу. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием.

Как отключить: Инструкция

Описание к картинке

Меню

Рубрика Персона

СТАТЬЯЛимонов против всех: главный герой «Дневника неудачника»

Опубликованный в 1982 году в Америке и в 1992 году в России «Дневник неудачника или секретная тетрадь» закрепил за Эдуардом Лимоновым статус одного из главных скандалистов и бунтарей позднесоветской эпохи. В чем же «ненормативность» автора и его героев?

Последние несколько лет Лимонов нечасто становился героем новостных хроник; как правило, его имя упоминали в связи с политическими и общественными процессами. Однако при всей, некогда бурной политической деятельности для многих современников Лимонов остается прежде всего писателем и довольно талантливым.

 

Сам себе протагонист

Называть Лимонова в числе любимых писателей не то чтобы стыдно, но все же как-то неловко. Его книги перенасыщены обсценной лексикой и откровенными подробностями интимной жизни. Получивший известность на рубеже 1960-1970-х годов, он стал воплощенным синонимом эпатажа, скандала и дерзких выходок. Все его авантюры и жизненные перипетии обязательно должны были остаться в истории.

 

Эдуард Лимонов на выставке Non-fiction №18

Эдуард Лимонов на выставке Non-fiction №18

В итоге набралось материала на несколько десятков книг, главным героем большинства которых неизменно становился сам писатель – он же Эд, он же Эди-бэби, он же Эдичка. Безусловно, не следует слепо верить всему им написанному и прямо соотносить писателя и его героя. Как рассказывал Лимонов в интервью шведской журналистке Кристине Роткирх, которое позже вошло в книгу «Одиннадцать бесед о русской прозе», он «использовал предлог, чтобы через себя, через судьбу молодого человека, как, например, в книге «Подросток Савенко», показать эпоху». Жизнь Лимонова, выстроенная по законам литературы, вдохновляет и других писателей. В 2011 году французский писатель Эммануэль Каррер издал роман «Лимонов». Книга, посвященная русскому бунтарю, принесла французу несколько престижных премий.

Какой смысл обозначать дни, если каждый следующий похож на предыдущий: одинокий Эд, оставленный женой, «прекрасной Еленой», выходит на улицы большого города и долго-долго по ним гуляет, изредка посещает партнеров или ищет случайных знакомств.

При всех особенностях поведения как самого Лимонова, так и его героя, которое часто, мягко говоря, отклоняется от нормы, больше всего эпатирует неприязненное отношение писателя к литературе и творчеству. В интервью критику Игорю Панину он однажды заявил: «В строгом смысле слова литературы никогда нет. Есть горсть самых сильных и самых интересно мыслящих индивидуумов, предпочитающих оперировать словесно». И в этом весь Лимонов.

Некоторые критики и литературоведы сходятся во мнении, что первая книга Лимонова — «Это я — Эдичка» — она же самая лучшая. Вот, мол, не то новый Миллер, не то Буковски явился! Желая сразу же подогнать его творчество под какие-нибудь «измы», специалисты записали Лимонова в постмодернисты. Не отрицая данное утверждение, скажем лишь, что реализма в его творчестве не меньше. Лимонов мастерски описывает детали, благодаря которым читатели узнавали о заокеанской жизни. 

Написанный в 1976 году автобиографический роман честно, без прикрас и без купюр рассказывает о времени, проведенном Лимоновым в эмиграции в Нью-Йорке. Спустя годы, сам писатель назовет свою прозу резкой и вызывающей, но по его выражению, тогда «была необходима взрывчатая, революционная книга». «Большая удача попасть на нерв эпохи», — говорил он все в том же интервью. А разве большое искусство не есть умение правильно задевать «струны времени»? 

Нью-Йорк, США

Нью-Йорк, США

Кстати, Велимир Хлебников, предложивший свою особую концепцию времени и пространства (откуда и взят термин), по словам Лимонова, был одним из тех художников, кто когда-то оказал на него влияние.

 

Записки лузера

«Дневник неудачника или секретная тетрадь» (1982) продолжает сюжет скитаний Эда по Нью-Йорку. 

В штаты Лимонов уехал в середине 1970-х годов после отказа сотрудничать с Комитетом госбезопасности. «Советский Союз и КГБ пытались избавиться от всех антисоциальных элементов, как они считали, в том числе и от меня», — рассказывал писатель о том времени. Дневниковые записи предваряет эпиграф – статья из Британской энциклопедии о неудачниках, или, по-английски, лузерах. Умение терпеть, отречение от своего и восприимчивость к чужим нравам и обычаям — вот характерные признаки этого «многочисленного племени». В таком случае, действительно, кем, если не лузером («потерявшим»), был Лимонов в то время? Он, оставивший дом и бежавший за океан в чужую страну. Неудачником его делает и неспособность подчиняться законам социума, «массы людей». 

По форме «Дневник неудачника» несколько отличается от привычных читателям дневников. Во-первых, нет ни одной точной даты. Какой смысл обозначать дни, если каждый следующий похож на предыдущий: одинокий Эд, оставленный женой, «прекрасной Еленой», выходит на улицы большого города и долго-долго по ним гуляет, изредка посещает партнеров или ищет случайных знакомств. При этом книга не сводится только к описанию внутренних переживаний или внешним декорациям; чего-чего, а заметок в стиле «Дорогой мой дневничок!» там точно не встретишь. На уровне содержания книга Лимонова в чем-то сближается с «Дневником писателя» Федора Достоевского. Как писал об этом произведении известный достоевед Игорь Волгин, «это дневник общественной жизни, пропущенной через личное писательское восприятие». Как Достоевский, так и Лимонов в «Дневнике» сочетал изложение взглядов на социально-политические события с собственно литературными сочинениями. Среди записей часто попадаются стихотворения в прозе. Известно, что Лимонов начинал как поэт (о первых лирических опытах рассказывается в книге «Подросток Савенко», посвященной отроческим годам Эди-бэби), был знаком с андеграундными «лианозовцами». Поэтическое в «Дневнике неудачника» формируется на всех уровнях – фонетическом, лексическом, стилистическом.

Москва

Москва. Россия.

Описания природы строятся на основе изящных аллитераций и параллелизмов: «А на горах цвели гигантские цветы, которые были видны снизу из долины. А мы с ней были очень больны, в бинтах, оба после операции, и нас возили в колясочках в гости к друг другу, как неожиданно распорядился президент, читавший мои книги, оставляли на солнышке, и она шевелила губами, улыбаясь мне».

Книгу Лимонова, которую принято называть романом, легко принять за сборник лаконичных «сочинений на свободную тему». Кстати, сам писатель говорил, что романов не любит и предпочитает называть свои произведения эссе. Похожий пример в истории русской литературы и общественной мысли — «Уединенное» и «Опавшие листья»; Василия Розанова, к слову сказать, фигуры довольно одиозной для своего времени. Лимонов так же афористичен, он умеет емко и небанально выражать суть вещей. «Счастье — это то состояние, когда ты можешь любить настоящее. Не прошлое, не будущее — но настоящее». И не поспоришь.

 

Писатель из подполья

Творчество Достоевского и Лимонова объединяет не только особая форма «Дневника», как было сказано выше. Тип личности, описываемой Лимоновым в автобиографических произведениях, тяготеет к «парадоксалисту», герою «Записок из подполья» классика.* Оба литературных персонажа и циничные, и откровенные, этакие мыслители с низменными страстями: ругают всех на чем свет стоит, а потом остановятся полюбоваться на то, как снег красиво падает. Личности такого типа навсегда сохраняют что-то детское, наивное, и все рассказы героя «Дневника неудачника» о многочисленных любовных связях не более чем юношеская бравада.

Пожалуй, главное, что объединяет персонажей Достоевского и Лимонова, это интерес к экзистенциальному, сильное желание быть и говорить о себе.

Пожалуй, главное, что объединяет персонажей Достоевского и Лимонова, это интерес к экзистенциальному, сильное желание быть и говорить о себе.

К традиционным «пограничным ситуациям» — тюрьма и близость смерти — персонажа лимоновских книг влечет с какой-то маниакальной страстью. Все это писатель лично пережил: несколько раз участвовал в вооруженных конфликтах (Приднестровский конфликт 1989-1992, Боснийская война 1992-1995, Грузино-абхазский конфликт 1992-1993), находился в заключении. Это будто дает ему необыкновенное вдохновение. «Мне тогда казалось (и через годы я подтверждаю это видение), что Балканы — это мой Кавказ. Что как для Лермонтова и нескольких поколений российских дворян и интеллигенции Кавказ служил ареной подвигов и погружения в экзотику в XIX веке, так для меня балканские войны стали местом испытаний в конце двадцатого. Романтизм Шиллера и Байрона, Лермонтова и де Мюссе, также как воинские приключения Хемингуэя и Оруэлла толкали меня на Балканы», – говорил Лимонов в рассказе «Черногорцы», который входит в сборник «СМРТ».

 

Белград, Сербия

Белград, Сербия

Время, проведенное в тюрьме, оказалось для Лимонова чуть ли не «болдинской осенью». С начала 1990-х годов, после того как Лимонов впервые оказался среди тех, кто воевал, а позднее тех, кто сидел, он написал более десятка книг, но его оптика сменилась: на смену ранним лирическим монологам пришли эссе и хроника политической борьбы.

Психология «подпольного человека» парадоксальным образом сочетается с романтизмом в чистом виде. Персонаж лимоновой прозы буквально бредит революцией, и бунтарская поза только укрупняет в нем романтические черты. «Если бы я делал революцию, – заявляет автор «Это я – Эдичка», – я опирался бы в первую очередь на тех, среди кого мы идем – на таких же, как я – деклассированных, преступных и злых». Разве не злоба и затаенность в себе рождает мысли разрушить все до основания?

Судя по записям Лимонова в Живом Журнале, сейчас он в очередной раз достиг творческого пика. Недавно писатель сообщил в своем блоге о том, что закончил работу над новой книгой о России ХIX века. Ждите, «скоро на вас все это обрушится». ■

Дарья Сапрыкина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER

Вход

Войти с помощью социальных сетей

Регистрация

Войти

Зарегистрироваться с помощью социальных сетей

Восстановка пароля

Зарегистрироваться
Войти

Нашли ошибку в тексте?

Более подробно о «Записках из подполья» и творчестве Лимонова в контексте поджанра «исповеди антигероя» можно прочесть в монографии нижегородского исследователя Натальи Живолуповой.