Мы Вконтакте Мы в Facebook

Мы обнаружили, что вы используете Adblock. Мы знаем, как для вас важно иметь беспрепятственный доступ к знаниям - поэтому ради поддержания сайта мы оставляем только ненавязчивую рекламу. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием.

Как отключить: Инструкция

Описание к картинке

Меню

Рубрика Эксперименты

СТАТЬЯЧто они в нем нашли? Точки зрения А. Ходоровски и Д. Линча на вселенную Ф. Герберта

«Дюна»… Арракис. Сухое горячее сердце Империи, существующей в далеком будущем. Дюна – источник спайса, меланжи – вещества, меняющего сознание человека, позволяющего смотреть сквозь пространство и время, видеть постоянно изменяющуюся реальность. Спайс необходим для межзвездных перелетов. Не удивительно, что вселенной, приправленной такой специей, заинтересовались не простые режиссеры, а сюрреалисты…

Какой-то сюр…     

Сюрреализм сам – целиком детище XX века, предвестник грядущих социальных перемен и изменения человеческого сознания.

Сюрреализм зародился он в 1910–20-е годы под сильным влиянием нового учения Зигмунда Фрейда – психоанализа. На первых порах он воплощался именно в фильмах, в театральных постановках и лишь затем попал в иные виды искусства – живопись и литературу. Сюрреализм – направление изобразительного искусства, состоящее из символов, подтекстов, образов.

В 1929 году вышел фильм Луиса Бунюэля «Андалузский пёс» – первый фильм в жанре сюрреализма. Сальвадор Дали был соавтором сценария, а также появился в одной из ролей. В вечер премьеры Бунюэль запасся несколькими крупными камнями, на случай, если ему потребуется отбиваться от разъяренных зрителей.

 

Сальвадор Дали, 1972. Автор: Allan Warren.

Но не потребовалось. В начале XX века европейская публика была открыта всему новому.

Сюрреализм переводится с французского, как «сверхреализм». Сюрреалисты стремились воплотить новое представление о человеке, его сознании, окружающем мире – новое видение человека и мира. Это новый мир, непонятный, мир оживших сновидений, которые, будучи разобранными на составляющие части инструментами психоанализа, оказываются подлинными пророчествами, оракулами прошлого и будущего. Грань самого пространства и времени лопается как кожура в творениях сюрреалистов. Как и сновидения, их творения требуют подробного разбора, анализа каждой составляющей части. Но требуют ли? Есть ли смысл в человеке, в его жизни? В начале XX века никто из интеллектуальной элиты не стал бы спешить с ответом.

Когда смотришь, например, на картины Дали, сознанию не за что зацепиться – как только оно находит опору в твердой и понятной, как ему кажется, линии, как тут же линия делает плавный поворот, превращается во что угодно, а то и исчезает вовсе, и сознание срывается в пропасть.

«Сюрреализм – это я!» – сказал Сальвадор Дали. Также он говорил, что никто не в силах постичь его творения – даже он сам. Он – загадка, энигма.

Альфред Хичкок прославился как король саспенса, но не как сюрреалист. Однако и его «Завороженный» прикоснулся к миру сюрреализма – в создании картины принимал участие Сальвадор Дали. Возможно это тот редкий в искусстве случай, когда разные формы и стили сочлись в идеальный союз, дополняя друг друга.

Сальвадор Дали отвечал за воплощение мира болезненных снов героя. И, в отличие от большинства «кинематографических» снов (вполне логичных, лишь немного странных), эти выглядят подлинным потоком воспаленного сознания, видениями из иного мира.

Сальвадор Дали стоял у истоков самого жанра сюрреализма, он работал с Хичкоком, мастером ужаса, привнеся в одну из его лучших картин необходимый градус болезненного бреда. И позже ему же, великому Дали, режиссер-сюрреалист Алехандро Ходоровски предложил роль падишаха-императора Шаддама IV Коррино в своей экранизации «Дюны» Фрэнка Герберта…

 

«Дюна» от Герберта

В 1957 году с целью написания статьи Фрэнк Герберт побывал в штате Орегон, где проводились эксперименты по контролю песчаных дюн с помощью рассадки растений. Тогда его заинтересовала идея возможности влияния на экологию и климат. Позже похожими идеями окажется одержим Лиет Кинес, герой книги Герберта, планетолог планеты Дюна, мечтающий превратить ее в цветущий мир…

Удивительно, что сам мир «Дюны» совершенно реалистичен. Когда читаешь «Дюну», то погружаешься в атмосферу исторического романа, только повествует он не о прошлом, а о будущем.

В отличие от большинства «кинематографических» снов (вполне логичных, лишь немного странных), эти выглядят подлинным потоком воспаленного сознания, видениями из иного мира.

Арракис, 2004. Автор: Sophocle.

Император, герцоги, бароны – «светлое будущее» покорившего космос человечества напоминает средневековую Европу. И страсти бушуют поистине шекспировские.

Камень преткновения – планета Арракис, Дюна. Только там добывается спайс, меланж – наркотик позволяющий телепатам, ментатам, расширять сознание и вести корабль через космическое пространство. Синтетическое производство меланжи невозможно, поэтому тот, кто владеет Арракисом, способен влиять на судьбу Галактики.

И эту золотую жилу Император Шаддам отдает во владение семье Атрейдес (глава семьи – герцог Лето, его наложница – леди Джессика, их сын и наследник рода, главный герой романа – Пауль Атрейдес).

На самом деле император вступил в сговор с врагами Атрейдесов – домом Харконенов. Цель сговора – уничтожить дом Атрейдес, обретший опасную силу и к тому же, связанный с императорским дальним родством.

Во вселенной «Дюны» нет инопланетных рас, с которыми надо налаживать контакт, нет даже искусственного интеллекта – он взбунтовался против человечества и был уничтожен. Здесь только бесконечный космос и люди с их страстями и страстишками. И множество технических достижений, позволяющих, убивать, травить, мучить – как множество людей напоказ, для острастки, так и одного отдельного человека, втихаря.

Прошли уже десятки тысяч лет от Рождества Христова, а положительного исхода, света в конце тоннеля для человека как вида в этой вселенной так и нет… Есть те, кто пытается этот исход найти – направить человечество по нужному, правильному пути развития. Это школа Бене Гессерит. Сестринский орден, могущественная религиозная организация, имеющая в Галактике власть большую, чем Ватикан в Европе в Средние века.

Здесь только бесконечный космос и люди с их страстями и страстишками.

Следуя своей евгенической программе, они уже несколько сотен лет выводят сверхчеловека, Квизатц Хадераха, который и поведет человечество в светлое будущее.

Важное место в этой партии занимает фигура леди Джессики – наложницы герцога Лето. Ей полагалось родить дочь, которая в свою очередь даст жизнь сверхчеловеку. Но Джессика так полюбила своего герцога, что осознанно родила ему наследника – Пауля.*

Атрейдесы отправляются на Арракис и, едва прибыв, попадают в смертельную ловушку. Герцог Лето погибает от яда в лапах Харконеннов, леди Джессика и Пауль бегут в пустыню и находят приют у фрименов, аборигенов Арракиса. В итоге Пауль, юный герцог Атрейдес в изгнании, становится предводителем фрименов и пророком Муад’Дибом. Пауль и есть – Квизатц Хадерах, вершина генетической программы Бене Гессерит.

Пауль не был единственной надеждой коварных и всемогущих сестер. Вершиной другой ветви программы был Фейд-Раута Харконнен, племянник и наследник «черного барона». В одной из сцен любовница графа Фенринга, приглашенного на прием к Харконненам, сестра Бене Гессерит, отмечает, что этот юноша очень интересен, он мог бы достичь блестящих результатов, если бы воспитывался и рос в доме Атрейдесов.

Этим параллели линий Пауля и дома Харконненов не ограничиваются.

Леди Джессика – сестра Бене Гессерит, другой семьи, кроме ордена, она не знала и никогда не видела своих родителей. У леди Джессики рыжие волосы. Совсем как у барона Харконнена…

Роман Герберта завораживает и не отпускает, стоит вам в него погрузиться. Это самобытный, полноценный, живой мир. Завораживает красота космоса, иных планет, дворцов знати…

Вышедшая в 1965 году, книга Фрэнка Герберта была и остается одним из самых ярких и знаковых произведений научной фантастики XX века.

Разумеется, переселение героев со страниц на экран было лишь вопросом времени.

«Дюна» от Ходоровски

Алехандро Ходоровски – мексиканский режиссер-сюрреалист. В годы его молодости творить сюрреализм в Мексике было также «просто», как, пожалуй, в Советском Союзе. На съемки фильма нужно было получать официальное разрешение совета режиссеров.
Начал он с авангардного театра, затем стал тайком от комиссии снимать кино, не зная толком ничего о самом процессе съемок.
Во время премьеры его раннего фильма «Фандо и Лис» режиссеру пришлось спасаться бегством от толпы зрителей.

Затем были «El Topo» и «Священная гора», имевшие серьезный успех в Европе. После этого успеха Ходоровски получил карт-бланш на съемки еще более крупного и серьезного проекта. Ходоровски решил снимать «Дюну», которую до этого не читал, но знал, что книга популярна. Написав сценарий, Ходоровски стал собирать команду «духовных воинов», как он их называл. Жан «Мёбиус» Жиро (художник), Дэн О’Бэннон (сценарист), Ганс Гигер (художник), группа «Пинк Флойд», актеры Орсон Уэллс, Дэвид Кэррадайн, Мик Джаггер…

Свой будущий фильм Ходоровски хотел сделать таким, чтобы у зрителей создалось впечатление, будто они видят галлюцинации от ЛСД. Он желал расширить сознание зрителей, их понимание себя и вселенной – вложить в их души некое пророчество.
Разумеется, Ходоровски существенно переработал и без того сложный и яркий сюжет.

Не считая прочих фантастических и сюрреалистических идей, одной из самых смелых можно назвать решение Ходоровского… кастрировать герцога Лето Атрейдеса. Эта новость шокирует всех, кто узнает о неснятом фильме. Пауль должен был стать ребенком от духовной любви, родиться от капли крови Лето, преобразованной Джессикой.

На роль Пауля Ходоровски решил взять своего сына Бронтиса. Но решил не просто снять его в роли Пауля, но сделать его Паулем – Муад’Дибом. Нанял для него наставника – тренера по восточным единоборствам, который наставлял и, с точки зрения подростка, безжалостно истязал его в течение всей подготовки к съемкам.

Свой будущий фильм Ходоровски хотел сделать таким, чтобы у зрителей создалось впечатление, будто они видят галлюцинации от ЛСД.

На роль императора Шаддама IV Ходоровски пригласил сюрреализм во плоти – самого Дали. Сальвадор Дали, совершенно не знакомый с киноиндустрией, захотел из принципа стать самым высокооплачиваемым актером в Голливуде и попросил 100 000 долларов за каждый час съемок. И жирафа – просто в одной из сцен. Огненного жирафа. И вертолет. И еще, и еще…

Почему бы и нет?

Уже через Дали Ходоровски вышел на швейцарского художника Гигера – тот должен был создать планету для Харконеннов, мрачный, порочный мир.

Когда подготовка к съемкам была завершена – актеры подобраны, эскизы и раскадровки сделаны – команда духовных воинов отправилась покорять Голливуд.

Нет. Голливуд не покорился. Странные сюрреалистичные идеи, растущий как на дрожжах бюджет и чудовищный хронометраж (Ходоровски хотел снять 20 часов фильма) отпугнули продюсеров. Ответы были однотипны – это удивительно, это интересно, но мы не готовы с этим работать.

«Дюна» Ходоровского продолжает жить после смерти – как первочеловек в индуистской мифологии, чье жертвоприношение дало жизнь новым людям. 

По мотивам раскадровок был создан фантастический комикс. Многие из разработок и визуальных образов, созданных для «Дюны», нашли воплощение во многих последующих фантастических фильмах.

Наконец, сценарист О’Бэннон и художник Гигер стали известны широкой публике благодаря участию в проекте «Чужой». Отголоски эскизов Гигера для Гейди Прайм, планеты Харконненов, угадываются даже в фильме Ридли Скотта «Прометей» (2012 г.).

 

Постер к фильму «Дюна Ходоровского», 2013.

В 2013 году вышел документальный фильм Фрэнка Павича «Дюна Ходоровского».

Все оставшиеся в живых участники того проекта живописно и эмоционально рассказывают в камеру, как же все было, как они жили этой мечтой. На момент съемок Дэна О’Бэннона уже не было в живых, о его впечатлениях, о вдохновении и отчаянии, говорила вдова. И в ее глазах боль личной потери видна отчетливей, чем у остальных рассказчиков…

В 1985 году вышел фильм «Дюна» Дэвида Линча, также прославившегося своими таинственными сюрреалистичными фильмами. Алехандро Ходоровски не хотел идти в кино смотреть фильм Линча. Ему было больно, он боялся, что просто умрет. Но сыновья сказали, что они, воины, должны пойти и увидеть фильм. Ходоровски пошел и был счастлив – по его словам фильм Линча получился «дерьмом»…

 

«Дюна» от Линча

Дэвид Линч считается одним из ярчайших представителей сюрреализма в кинематографе, наравне с Луисом Бунюэлем и Жаном Кокто. Над загадками его лент «Малхолланд Драйв» и «Голова-ластик» гадает уже не первое поколение зрителей.

Дэвид Линч, 2007. Автор: Thiago Piccoli.

Сам мастер никогда не раскрывает подлинного смысла своих творений, не дает однозначных трактовок. Быть может, в этой загадочности, сложности и кроется секрет его популярности на фоне клишированных сюжетов остального Голливуда. Экранизацию романа Фрэнка Герберта будто бы преследовал злой рок. Пожалуй, больше не везло только постановкам проклятой пьесы Шекспира.

Изначально именно Линч и был первым претендентом на режиссерское кресло «Дюны» – впервые ее хотели экранизировать в 1971 году. Но вначале съемки были отложены, а затем и отменены из-за смерти продюсера.

Последовала неудачная попытка Алехандро Ходоровски.

Затем права на экранизацию купил продюсер Дино де Лаурентис. Режиссером мог стать Ридли Скотт, будущий создатель вселенной «Чужих», но он не смог участвовать в проекте из-за смерти брата.

Наконец, режиссером стал Дэвид Линч. Он не был поклонником «Дюны» (даже не читал ее до начала работы над сценарием), как и фантастики вообще.

Актерский состав, за исключением наличия отцов-основателей сюрреализма почти не уступал фильму Ходоровски: Патрик Сьюард, Макс фон Зюдоф, Юрген Прохнов, Стинг…

Неизвестно, какой фильм мог бы получиться в итоге, но одно из главных препятствий для его работы заключалось в том, что у продюсеров имелось свое видение того, как все должно быть.

Линч столкнулся с тем же препятствием, что и Ходоровски – слишком большой хронометраж, слишком много сложности, слишком большая вероятность утомить зрителя, пришедшего посмотреть на космические перестрелки.

Линч хотел снять четырехчасовой фильм, от него требовали – полуторачасовой. Затем студия согласилась на два часа пятнадцать минут. Линч втиснул действие в три часа. Некоторые сцены были пересняты, чтобы сделать действие более быстрым и понятным. Но многое было безжалостно выброшено – многое из того, что Линчу разрешили снять, заранее зная, что будет дан красный свет.

К финальному монтажу режиссера не подпустили. Вероятно, работа над фильмом в таких условиях и с таким настроем напоминает брак «потому что надо» – никто не рад союзу, в итоге все равно следует развод, а один из родителей остается с больным и безрадостным ребенком.

Фильм точен фотографически, атмосферно (будто старательно воссоздали ту эпоху, о которой шла речь в «историческом романе о будущем»), но действие не развивается.

У фильма был великолепный потенциал. Реалистичные, проработанные до мельчайших подробностей декорации и костюмы, неплохие по тем временам спецэффеты, идеально подобранные актеры и, как следствие, превосходная игра.

Нет, это не просто хорошая игра – когда смотришь фильм Линча, видишь герцога Лето, Пауля, леди Джессику, барона Харконнена, доктора Юйе – не актеров, а их самих, героев Фрэнка Герберта. В конце концов, в режиссерском кресле сидел Дэвид Линч.

Как же так вышло?

Одна из версий: фильм зарезали именно на стадии монтажа. Возвращаясь к аналогии с ребенком – вполне здорового искалечили акушеры.

Линч убрал свое имя из титров и подписался «Аланом Смити» – псевдонимом, которым пользуются голливудские режиссеры, не желающие позориться. В итоге получилось длинное очень красивое и атмосферное, но странное видео, прекрасно иллюстрирующее книгу Фрэнка Герберта, но мало понятное само по себе. Как, впрочем, большинство работ Линча и сюрреалистов вообще.

Вероятно, и нужный момент оказался упущен. «Дюна» не стала откровением. До нее уже вышли «Звездные войны» – все три фильма оригинальной трилогии. Говорят, что когда Фрэнк Герберт посмотрел первый фильм, то сказал, что Лукас должен ему, по крайней мере, обед. Всемогущий орден, чьи адепты используют тайные знания и умения, чтобы влиять на людей, галактическая империя, пустынная планета и прочее, прочее… На фоне ярких, таких простых и понятных «Звездных войн», экранизация «Дюны» выглядела, как ни странно, вторично.

 

***

После неудачи Ходоровского и провала фильма Линча, «Дюна» вернулась еще один раз в 2000 году – теперь на телеэкраны, но в ужасающе безыскусном и примитивном виде. Из глубокой философской книги получился проходной мини-сериал (реж. Дж. Харрисон). Формально сериал ближе к книге – там больше текста Фрэнка Герберта, но игра актеров, как декорации и постановка оставляют желать лучшего – в целом телевизионная «Дюна» снята и сыграна на уровне новозеландских сериалов о «греческих» героях вроде Зены, королевы воинов.

Ходят слухи о грядущей новой постановке «Дюны». Вероятно, теперь и высокий бюджет сериалов крупных каналов и их бесконечный хронометраж могут позволить перенести мир романа на экране в полном объеме.

Как отведавший меланжи уже не может от нее отказаться, так и мир «Дюны» не отпускает того, кто прикоснулся к нему. Мир «Дюны» – это и преломившийся мираж нашего прошлого, и жутковатое предупреждение о том, каким может быть будущее. Будет ли оно похоже на странный мир, рожденный воображением сюрреалистов? Кто знает! В будущем, в космосе возможно все.■

Любовь {Leo} Паршина

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER

Вход

Войти с помощью социальных сетей

Регистрация

Войти

Зарегистрироваться с помощью социальных сетей

Восстановка пароля

Зарегистрироваться
Войти

Нашли ошибку в тексте?

Поборников строгой научности просьба не нервничать! Сестры Бене Гессерит настолько круты, что могут контролировать даже это.