Мы Вконтакте Мы в Facebook

Мы обнаружили, что вы используете Adblock. Мы знаем, как для вас важно иметь беспрепятственный доступ к знаниям - поэтому ради поддержания сайта мы оставляем только ненавязчивую рекламу. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием.

Как отключить: Инструкция

Описание к картинке

Меню

Рубрика Внелитературный контекст

СТАТЬЯТрадиция иллюстрирования «Алисы в Стране чудес» – от Д. Тенниела до Р. Ингпена

«Алиса в стране чудес» авторства Льюиса Кэрролла стала отправной точкой для вечных поисков ее иллюстраторами возможностей передачи воображения, хоть и основанного на весьма конкретном тексте. Они видели в Алисе новые невероятные возможности, где безграничность фантазии сулит открытие новой вехи в истории книжной иллюстрации. Они словно открывали новый путь и начинали его с чистого листа, без какой бы то ни было подоплеки прошлого.

Эта очарованность новыми возможностями, эта невыносимая тяга к передаче волшебного сна во всех подробностях в визуальной форме на листе бумаги дала столь сильные побеги, что ко второй четверти XX века древо иллюстраторов Алисы насчитывало более 20 мастеров. А по словам Сюзан Е. Мейер из книги «Сокровищница великих иллюстраторов детских произведений» всего «…более сотни художников приняли вызов фантастической истории и попытались ее проиллюстрировать».

В данной статье мы с вами поговорим о наиболее известных мастерах второй половины XIX и рубежа XIX-XX веков, о тех, кто сформировал традиции иллюстрирования Алисы в стране чудес, а также о гениях середины и второй половины XX века, слегка упомянув и о свежих попытках иллюстраторов XXI века.

 

Льюис Кэрролл - Алиса и гусеница

Льюис Кэрролл - Алиса и гусеница

Начало

Первым опытом иллюстрирования Алисы в стране чудес занялся ее непосредственный автор – Льюис Кэрролл (1832-1898). На рождество он подарил своей знакомой, послужившей прототипом главного героя сказки, Алисе Лидделл тетрадь, озаглавленную «Приключения Алисы под землей» - там были и его иллюстрации - 37 рисунков, гармонично расставленных в диалоге с рукописным текстом. На рисунках Кэрролла Алиса особенно близка своему прототипу.

 

Льюис Кэрролл - Алиса

Льюис Кэрролл - Алиса

С первой публикацией Алисы в стране чудес в 1865 году она уже имела на своих страницах иллюстрации авторства профессионального художника и графика - Джона Тенниела (1820-1914).

Джон Тенниел - Кролик

Джон Тенниел - Кролик

С именем этого выдающегося мастера часто связывают возникновение золотого века иллюстрации. Черно-белая графика Тенниела красной нитью проходит через произведение Кэрролла и не просто иллюстрирует его, но искусно дополняет. Книга для Тенниела является тем конструктором, из которого он строит нужную ему иллюстрацию: ее края и границы играют важную роль в построении композиции рисунка и даже его смысле. Однако стоит заметить, что важную роль в установлении места и предмета иллюстрирования в книге играл сам Льюис Кэрролл – именно он в первую очередь их определял. В итоге было создано 42 тщательно продуманные иллюстрации, некоторые из которых были схожи с иллюстрациями Кэрролла к рукописной версии книги (среди них «Алиса с длинной шеей», «лужа слез» и «отец Уильям»). Важным отличием от подходов Кэрролла у Тенниела было стремление передавать фантастических существ из Алисы, пользуясь исключительно своим воображением, а не достоверным изучением природных особенностей реальных животных. Кэрролл же сперва считал иначе и часто спорил с Тенниелом. Однако в итоге Кэрролл сам признал свою неправоту, согласившись с подходом первого иллюстратора своей книги.

Джон Тенниел - Алиса

Джон Тенниел - Алиса

Золотой век иллюстрации

На протяжении полувека фактически никто не иллюстрировал Алису в стране чудес – одна из причин в достоинствах первого иллюстратора этой книги. Но важнейшим фактором были авторские права Тенниела на иллюстрирование Алисы. Они истекали в декабре 1907 года и заблаговременно до истечения данного срока разные издательства убедили своих наиболее выдающихся художников приступить к работе над иллюстрациями к Алисе в стране чудес. Желание издателей начала нового века было настолько сильным, что «…в декабре 1907 года, практически одновременно, вышло в свет пять новых изданий «Алисы»: помимо издания Хайнеманна с иллюстрациями Артура Рэкхема, книга вышла в издательстве Касселла – с иллюстрациями Чарльза Робинсона, в «Чатто и Уиндус» - Миллисенты Соуэрби, в издательстве Джона Лейна – с иллюстрациями У.Г. Уокера и в издательстве «Раутледж» - с иллюстрациями Т. Мэйбэнка».*

 

Артур Рэкхем - Алиса и гусеница

Артур Рэкхем - Алиса и гусеница

Самым известным из упомянутых мастеров был английский иллюстратор Артур Рэкхем (1867-1939), уже прославившийся к тому времени иллюстрациями к «Питеру Пэну». Рэкхема всю жизнь интересовали сюжеты сказочного характера, в которых он мог задействовать всю силу своего воображения.

Для новой Алисы художник долго подбирал необходимую модель. В итоге была выбрана Дорис Джейн Домметт – на иллюстрациях Рэкхема к Алисе мы видим именно ее. На девочку столь сильно повлияла работа с Рэкхемом, что впоследствии она сама стала художницей и написала воспоминания об их совместной работе (ее - в качестве модели, Рэкхема – как иллюстратора).

Отзывы о работе Рэкхема были, по большей части, отрицательными в английской прессе. В первую очередь газеты писали об отсутствии оригинальности и намекали на скучность рисунков Рэкхема к «Алисе в стране чудес». В то же время читатели писали Рэкхему письма с благодарностью за его работу, Алису Рэкхема называли «живым и ярким образом» по сравнению с Алисой Тенниела. Проект оказался более чем успешным – за первые полгода было продано 14322 экземпляра Алисы с иллюстрациями Рэкхема – это стало личным рекордом иллюстратора.

Рэкхем никогда не работал без подготовительного рисунка. Сперва он создавал набросок карандашом и чернилами, затем придавал общий тональный колорит фону и лишь после этого приступал к непосредственной работе акварельными красками. Он стремился придать матовость рисунку – потому его работы столь атмосферны.

Нельзя с уверенностью говорить о влиянии Тенниела на иллюстрации Рэкхема, но композиционное заимствование точно имеется в некоторых сюжетах, иллюстрируемых обоими мастерами. Одним из таких примеров можно назвать сюжет про встречу Алисы с картами.

Рэкхем также прославился как иллюстратор сказок братьев Гримм. Он стал одним из самых выдающихся мастеров начала века и повлиял на ряд иллюстраторов второй половины XX века, таких как Алан Ли и Пол Кидби, а также вдохновил ряд кинорежиссеров, среди которых выделяется Тим Бертон. Технику и манеру исполнения от иллюстраций Рэкхема к Алисе перенял в своих иллюстрациях мастер второй половины XX века Анхель Домингес (также проиллюстрировавший «Алису в стране чудес»).

 

Артур Рэкхем - Алиса

Артур Рэкхем - Алиса

Анхель Домингес - Алиса и кролик

Анхель Домингес - Алиса и кролик

Гарри Раунтри (1878-1950) – новозеландец, в 23 года переехавший в Англию – также прославился своими иллюстрациями к знаменитой книге. К изданию 1908 года он создал более 90 цветных иллюстраций, которые включали сюжеты, ранее не иллюстрируемые ни одним из художников. Раунтри специализировался на изображениях животных и в случае с иллюстрациями к произведению Льюиса Кэрролла у него появилась возможность представить свое мастерство на суд читателей.

У животных на его иллюстрациях мимика схожа с человеческой, так они становятся ближе детскому восприятию и подчеркивают сюрреалистичную, сказочную атмосферу книги. И все равно иллюстрации Раунтри, насыщенные деталями и сложные по композиции увлекали в первую очередь наиболее взрослое поколение читателей.

На фоне строго продуманных и атмосферных работ Рэкхема и Раунтри, которыми по большей части восхищались взрослые, а не дети, возникали и ориентированные исключительно на детей издания «Алисы в стране чудес».

 

Гарри Раунтри - Алиса и животные

Гарри Раунтри - Алиса и животные

Гарри Раунтри - Длинношеяя Алиса

Гарри Раунтри - Длинношеяя Алиса

 

В 1910 году художница Мейбел Люси Этвелл (1879-1964) сделала цикл иллюстраций к этому произведению. Мимика персонажей (в частности самой Алисы) на ее иллюстрациях ограничивалась самыми простыми и условными обозначениями, хотя сами иллюстрации были яркими и детализированными. Они были направлены на исключительно детскую аудиторию (возможно по той причине, что прототипом для их главного героя послужила дочь художницы). Данные иллюстрации очень приятны глазу, их тона мягки, линии обрисовки плавны – все это дает полное право поставить Этвелл в один ряд с Рэкхемом в рамках иллюстрации стиля модерн. Про изображение детей в иллюстрациях Этвелл Джефф А. Менгес пишет следующее: «…они [публика] жаждали ее [Этвелл] иллюстраций с изображением детей, похожих на эльфов». В 1921 году вышло издание Алисы с иллюстрациями А.Л. Боули – они, вероятнее всего, были частично навеяны работами Этвелл.

 

Мейбел Люси Этвелл - Алиса и гусеница

Мейбел Люси Этвелл - Алиса и гусеница

Иллюстрации Тенниела - сюрреалистичны, Рэкхема – сказочны, Раунтри – уникальны по сюжетам, Этвелл – по-детски милы – каждый из упомянутых мастеров заложил основы для определенного видения Алисы в стране чудес иллюстраторами более позднего времени.

Безусловно, иллюстраторов золотого века было больше, чем мы рассмотрели, однако именно упомянутые мастера сформировали традиции иллюстрирования Алисы и остались в истории книжной графики как выдающиеся представители своего времени.

 

Судьба иллюстраций Алисы в XX-XXI веках

В середине XX века, во второй его половине и уже в XXI веке продолжали появляться жемчужины мировой иллюстрации, посвященные Алисе в стране чудес. Мы рассмотрим лишь нескольких, наиболее известных и, в то же время, своеобразных из них. 

 

Сальвадор Дали - Алиса и гусеница

Сальвадор Дали - Алиса и гусеница

Выдающимися мастерами этого периода, затронувшими данную тему, были знаменитый сюрреалист Сальвадор Дали (1904-1989), английский мастер Эрик Кинкейд (р. 1931) и австралийский иллюстратор Роберт Ингпен (р. 1936).

Иллюстрации Дали пестрят яркими красками, Алиса на этих сложных работах теряется среди насыщенного цветовыми пятнами рисунка. Чаще всего она представлена в виде черной тени условно изображенной девочки, прыгающей через скакалку. В иллюстрациях Дали все говорит о головокружительном сне, напоминающем по смыслу самые знаменитые картины художника. На одной из его иллюстраций к произведению Кэрролла в самом центре композиции можно увидеть наиболее известный из символов творчества самого Дали – висящие овальные часы.

Сальвадор Дали - Алиса и часы

Сальвадор Дали - Алиса и часы

Интересно, что сюрреализм полотен Сальвадора Дали (причем именно его живописного мастерства, а не иллюстративного) сказался на иллюстрациях к Алисе многих художников рубежа XX-XXI веков, среди которых особое место заняла русская художница Юлия Гукова (р. 1961). Она представила мир Алисы абсолютно алогичным и хаотичным. В ее иллюстрациях также читается влияние другого великого сюрреалиста – Рене Магритта.

Иллюстратор детских книг Эрик Кинкейд в конце XX века проиллюстрировал Алису в стране чудес цветными карандашами. На его рисунках шляпник и кролик кажутся по-настоящему безумными. Тона на иллюстрациях приятны глазу и мягки, общий колорит светлый. Некоторые иллюстрации Кинкейд строил по принципу вычленения наименее важного места под текст Кэрролла, как в сюжете с застольем Алисы, шляпника и кролика.

Из русских иллюстраторов наиболее запоминающимся и одним из первых иллюстраторов Алисы в стране чудес был Геннадий Калиновский (1929-2006). В 1974 году в издательстве «Детская литература» вышла «Алиса в стране чудес» с его иллюстрациями. 

 

Сальвадор Дали - Алиса

Сальвадор Дали - Алиса

Работы Калиновского - графика высшего качества, насыщенная деталями и выполненная по строгим композиционным схемам. Достижения русского гравировального мастерства особенно заметны в его детализированных иллюстрациях. Несмотря на условность и статичность изображенных им персонажей, зритель легко проникается атмосферой сна и уникального магического реализма, представленного в работах Калиновского. 

Наконец, в 2010 году Алису в стране чудес проиллюстрировал один из наиболее известных австралийских иллюстраторов детских книг – Роберт Ингпен. Творчество Ингпена не ограничивается только детскими иллюстрациями, в своих работах он порой поднимал вопросы устройства мира, обращался к христианским и мифологическим сюжетам. Иллюстрации к Алисе в интерпретации Ингпена представляют собой диалог текста и цветного рисунка, где одно перетекает в другое, и в то же время они взаимодополняют друг друга. Все иллюстрации Ингпена выполнены в светлой, теплой гамме желтоватых тонов, которые плавно растворяются в белесом цвете листов переплета, становясь с ним единым целым.

Кроме упоминаемых мастеров, ввиду известности и своеобразности стоит упомянуть Туве Янссон (финская писательница и иллюстратор, обладавшая особым видением фантастических миров) и Грега Хильдебрандта (в своем творчестве черпал вдохновение от мультипликаций Диснея). Оба они также иллюстрировали произведения знаменитого лингвиста и писателя Джона Р.Р. Толкина.

 

Грег Хильдебрандт - Алиса

Грег Хильдебрандт - Алиса

Юлия Гукова - Алиса

Юлия Гукова - Алиса

Юлия Гукова - Грифон и черепаха

Юлия Гукова - Грифон и черепаха

Эрик Кинкейд - Алиса

Эрик Кинкейд - Алиса

Эрик Кинкейд - Застолье

Эрик Кинкейд - Застолье

Эрик Кинкейд - Шляпник и кролик

Эрик Кинкейд - Шляпник и кролик

Геннадий Калиновский - Алиса и кролик

Геннадий Калиновский - Алиса и кролик

Геннадий Калиновский - Застолье

Геннадий Калиновский - Застолье

Роберт Ингпен - Алиса

Роберт Ингпен - Алиса

Роберт Ингпен - Кролик

Роберт Ингпен - Кролик

Туве Янссон - Алиса, грифон и черепаха

Туве Янссон - Алиса, грифон и черепаха

Большая часть других художников-иллюстраторов «Алисы в стране чудес» работала в схожей манере с перечисленными, лишь отличаясь визуальными интерпретациями ландшафтов и, как правило, антропоморфных животных, фигурирующих в сюрреалистической сказке.

Сложно представить количество проиллюстрировавших Алису мастеров за полтора века многочисленных переизданий работ Кэрролла. Их насчитывают более сотни, и при этом имеются ввиду относительно известные иллюстраторы. Поэтому данная статья не претендует на полное освещение материала, а лишь ставит своей целью заинтересовать читателя в представленной теме, представив на его суд работы самых известных мастеров, прославивших «Алису в стране чудес» своими визуальными представлениями о мире грез ее автора. ■

Дмитрий Лебедев

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER

Вход

Войти с помощью социальных сетей

Регистрация

Войти

Зарегистрироваться с помощью социальных сетей

Восстановка пароля

Зарегистрироваться
Войти

Нашли ошибку в тексте?

«Артур Рэкхем: о жизни и творчестве»