Мы Вконтакте Мы в Facebook

Мы обнаружили, что вы используете Adblock. Мы знаем, как для вас важно иметь беспрепятственный доступ к знаниям - поэтому ради поддержания сайта мы оставляем только ненавязчивую рекламу. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием.

Как отключить: Инструкция

Описание к картинке

Меню

Рубрика История

СТАТЬЯГородские легенды

Человек склонен мифологизировать пространство, в котором он живет. Город – пространство, хоть и созданное человеком, но все же не до конца понятное, зачастую даже пугающее. А там, где есть страх, появляются мифы и легенды. Второй источник легенд и мифологизации – ностальгия, но этому источнику можно посвятить не одну диссертацию. Сейчас гуманитарные науки переживают всплеск интереса к данной теме.

Д. Н. Замятин продвигает «гуманитарную географию» (метагеографию), которая посвящена  «генезису, развитию и функционированию образов географического пространства. Это могут быть культурные ландшафты, географические образы, локальные мифы, территориальные идентичности».

Городская легенда, urban legend, или, как говорят британцы, myth, - короткая легенда, привязанная к определенному месту. К примеру, один из самых популярных московских городских мифов – булгаковский дом, и,  говоря шире, булгаковская Москва. Чуть менее известный, но, как мне кажется, более забавный – Жужу. Согласно легенде, она была любовницей Саввы Морозова, но была задавлена конкой, когда побежала за газетой, в которой написали о смерти любимого. Утверждают, что с тех пор журналистов в полночь на Кузнецком мосту ждет беда.

Вид на Кузнецкий мост. Открытка.

Самые странные городские легенды, конечно, у японцев. Там и девочка, живущая в канализации, и грустные клоуны, и два брата, замерзшие под тонким одеялом, в общем, кунсткамера. Объединяет этих странных персонажей лишь то, что они все живут в черте города. Британцы тоже любят легенды, а лондонский туман стимулирует воображение. Чаще всего городские легенды передаются устно, хотя сейчас появляется множество тематических сайтов, на которых можно посмотреть мифы любого интересующего города.

 

Нехорошие местечки

Любопытно посмотреть, какие части города чаще всего мифологизируются. Во-первых, кладбища, что логично: мертвецы всегда вызывали живейший интерес (простите за дурацкий каламбур). Во-вторых, дома, где жили высокопоставленные лица, например, Дом на Набережной или башня колдуна.

В-третьих, метро, которым пользуется большинство, но о нем мало что известно.  Объединить эти зоны можно понятием «геопатогенная зона», выделенным Е.В. Смирновой в статье «Устойчивые мотивы сюжета «геопатогенная зона» в городской легенде»*.  Признаками геопатогенной зоны служат проклятие, несоблюдение запрета, месть, ночное время суток и стремление места заполучить жертву. В целом, геопатогенной зоной может стать все, что угодно: пруд (Актеркины пруды у Останкинской башни), улица (скряги с Мясницкой), дом и т.д.

С другой стороны, город, в терминологии В. Н. Топорова, - элемент «сверхнасыщенной реальности», в котором смешиваются реальное и воображаемое, что не может не привести к появлению мифов и легенд. Несмотря на то, что люди сами строят города и живут в них уже не первое столетие, город пугает. Соответственно, легенды практически всегда связаны с пугающими событиями и попыткой их объяснения. Даже если объяснение звучит как «это место было проклято злой колдуньей», то все равно это может служить причиной внезапно свалившихся на голову неприятностей.

 

Императив и вымысел

Как уже говорилось выше, городские легенды чаще передаются устно (или по интернету), чем записываются. Однако некоторые авторы используют их в качестве источника вдохновения. Один из самых ярких, на мой взгляд, примеров – Питер Экройд и его биографии Лондона и Венеции. Экройд создает оригинальную теорию императива места, согласно которому место предопределяет пути своего развития. 

Один и Тор, вороны в лондонском Тауэре. Автор: Colin (Wikimedia Commons).

Даже если объяснение звучит как «это место было проклято злой колдуньей», то все равно это может служить причиной внезапно свалившихся на голову неприятностей.

На примере Лондона он показывает, что город формирует и формируется под влиянием императива, согласно которому место обладает определенной энергией, которое и задает вектор развития. Бывшие капища превращаются в церкви, на месте спиритических сеансов вырастает магазинчик эзотерической направленности, в общем, примеров можно привести бесчисленное множество.

Знак на Патриарших прудах в Москве. Автор Dima (Wikimedia Commons).

Город, по Экройду, непременно окутан тайной и туманом, что по определению подразумевает наличие скелетов в шкафах, подземельях и прочих странных местах. Легендам лондонских подземелий Экройд посвящает отдельную книжку, которую, впрочем, вполне можно рассматривать как приложение к биографии Лондона. В русском переводе она называется «подземный Лондон», в оригинале – London Under. (Здесь, конечно, хочется вспомнить геймановское «Никогде» с London below, но об этом можно подробнее прочесть в другой статье нашего журнала).

И мне кажется логичной связь императива места и геопатогенных зон. Возьмем, к примеру, те же актеркины пруды. С одной стороны, место оказалось удобным для самоубийц, то есть оно как бы предопределило. С другой стороны, легенду досочинили люди, развили ее. Или булгаковская Москва. Город вдохновил Булгакова поселить персонажей в нем, но Булгаков переосмыслил Москву, создал особый московский миф. И сейчас стоит знак «Запрещено разговаривать с незнакомцами», на котором изображены Азазелло, Коровьев и Бегемот. Персонажи они крайне неоднозначные, поэтому вполне вписываются в идею мрачности городской легенды.

Легенды появляются в результате своеобразного взаимодействия между людьми и местом. Некоторые места более предрасположены к появлению легенд (любой лес, к примеру), некоторые – менее, но люди могут оживить все, что угодно.

Сейчас городские легенды перестают быть исключительно фольклором. Писатели включают их в свои произведения, переосмысляя и пересоздавая городское пространство. Хороший пример из современной литературы – «Альтист Данилов» Владимира Орлова. Главный герой – альтист и домовой, который по мелочи позволяет своим сверхъестественным силам менять мир вокруг себя. Показательно и то, что в этой легенде градус мрачности значительно снижается, позволяя думать, что когда-нибудь городские легенды окончательно займут свое место в «большой» литературе. ■

Мария Дубкова

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER

Вход

Войти с помощью социальных сетей

Регистрация

Войти

Зарегистрироваться с помощью социальных сетей

Восстановка пароля

Зарегистрироваться
Войти

Нашли ошибку в тексте?