Мы Вконтакте Мы в Facebook

Мы обнаружили, что вы используете Adblock. Мы знаем, как для вас важно иметь беспрепятственный доступ к знаниям - поэтому ради поддержания сайта мы оставляем только ненавязчивую рекламу. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием.

Как отключить: Инструкция

Описание к картинке

Меню

Рубрика Анализ произведения

СТАТЬЯ«Властелин Колец» Дж. Р. Р. Толкиена: эпопея в неоклассической картине мира

Эпопея – одна из древнейших форм литературы в истории человечества; однако, хотя именно эпос развивался на протяжении веков наиболее активно и по-прежнему имеет ведущую роль, к эпопее как жанру обращались не так уж часто. Это обусловлено целым комплексом необходимых для неё элементов: масштабность объема текста, масштабное событие, ложащееся в основу сюжета; наконец, специфическое внеличное восприятие описываемых событий, которое с переходом к авторской поэтике все более сложно воссоздавать.

Можно было бы предположить, что эпопея вовсе уйдет с литературной арены, поскольку является отражением древнейших представлений о мире, которые едва ли могут быть актуальны во времена новейшие. Более того, устоялось мнение, что эпопея как жанр в XX веке невозможна, поскольку были утеряны все основания и, что еще важнее, вера в незыблемость каких бы то ни было оснований. А именно представление о мире как устойчивом явлении лежит в основе всякой эпопеи.

Тем не менее, кое-что в XX веке все-таки было написано. Кроме того, это произведение оказалось чрезвычайно актуальным, востребованным и таковым и остается. Это «Властелин Колец» Дж. Р. Р. Толкиена.  Мы не будем анализировать собственно жанровые признаки эпопеи во «Властелине Колец», поскольку это уже сделано О. Чигиринской в работе «Бахтин и Толкиен: несостоявшаяся встреча».

Башенный зал Денетора. The Tower Hall of Denethor. Автор: peet.deviantart.com

Мы попытаемся обосновать возможность существования эпопеи, созданной современником обеих Мировых войн и атомных испытаний, предположив, что это произведение не опровергает утверждения о невозможности существования такого жанра в неклассической картине мира, а, напротив подтверждает его, поскольку само оно существует уже в другой, неоклассической картине мира.

 

Картина мира и художественная реальность

Что такое картина мира? Это общее представление о мироустройстве или сумма мировоззрений всех проживающих в определённое время и в определённом пространстве людей. «В художественных произведениях прямо или косвенно преломляются и бытие как целое «…», и его определенные грани: феномены природы и, главное, человеческой жизни».

В рамках западной культуры выделяются три этапа развития картины мира: классическая, неклассическая и неоклассическая. Классическая картина мира – «…это понимание бытия как единого, упорядоченного, имеющего смысл, а человека – как сущностно и органически причастного этому бытию. Выдвижение же на первый план эстетических ценностей иного рода (будь то возвышенное по Берку и Канту или, в особенности, дионисийство по Ницше) связано с неклассическим видением мира: разумением бытия как раздробленного, хаотического, бессмысленного, от которого человек склонен отчуждаться».

Таким образом, картина мира – это основа частного мировосприятия, которое лежит в основе художественного мира. Более того, именно, миропонимание и является в конечном счете основной ценностью, тем, что принято называть содержанием произведения, на базе которой реализуется авторская идея – ответ на более узкий вопрос, мироустройства и жизни человека.

Классическая картина мира, сложившаяся на стадии мифопоэтического художественного мышления, отражает «представление о мире как о чем-то устойчивом, определенно-твердом, но вместе с тем не окаменевшем, исполненном движения (более колебательного, нежели поступательного), – как о надежной почве, подспудно и глухо сотрясаемой, испытуемой силами хаоса». В соответствии с этим, произведения и сюжеты, где «присутствуют перипетии и гармонизирующая развязка, воплощают глубокие философические смыслы и запечатлевают видение мира, которое принято называть классическим. Эти сюжеты неизменно причастны представлению о бытии как упорядоченном и имеющем смысл». Как результат, целостность мира в древнем эпосе проста, не осознана, не подвергается сомнению и не является проблемой.

Более того, именно, миропонимание и является в конечном счете основной ценностью, тем, что принято называть содержанием произведения, на базе которой реализуется авторская идея – ответ на более узкий вопрос, мироустройства и жизни человека.

Можно говорить о том, что жанровой спецификой эпоса является стремление к передаче мира как связного и осмысленного единства6. Роман как жанровая форма возникает с целью найти возможности встречи человека и мира, целостности, разорванной с распадом мифологического мировоззрения. В XX веке ситуация усложняется еще и глубоким процессом распада личности как целого.

Неоклассическая картина мира ищет пути преодоления такого тотального разрыва, не упрощая его, но видя в нерасчленённости классической картины мира потенциальные методы выхода из кризиса.

А. Ю. Мережинская, говоря о поисках новейшей литературы, представляет роль обращения к мифологическому сознанию как «результат поисков соответствующей формы, способной отразить отказ от прежних философских [представлений], и активные поиски новой, которая могла бы вместить современные противоречивые представления о мире и человеке». Нарушение целостности человека имеет как внутренние, психологические, так и чисто внешние, не зависящие от него причины: «Теперь каждый отдельный человек, как ни крути, принадлежит существующему общественному строю и выступает не как самостоятельная, целостная индивидуальная живая фигура этого самого общества, а лишь как ограниченный в своем значении его член».

Центральной осью мифологического повествования о человеке является миф о культурном герое. Неоклассическая картина мира обращается к этой структуре организации мира, поскольку мифологическая инициация есть процесс самопознания индивидом себя в целости, «Самости».

 

Героический миф

Дж. Кэмпбелл выделяет в процессе становления личности три этапа: уединение, собственно инициация и возвращение. «Герой отваживается отправиться из мира повседневности в область удивительного и сверхъестественного: там он встречается с фантастическими силами и одерживает решающую победу».

Троих достаточно. Three is a company. Автор: peet.deviantart.com

Эта судьбоносная сфера, таящая как опасности, так и сокровища, может быть представлена по-разному: как далекая страна, лес, подземное, подводное или небесное царство, таинственный остров, высокая горная вершина или как состояние глубокого погружения в сон; но это всегда оказывается место удивительно меняющихся и полиморфных созданий, невообразимых мучений, сверхчеловеческих свершений и невыразимого восторга. Герой может сам, по своей собственной воле, отправиться в свои странствия, как Тесей, услышавший по прибытии в город своего отца, Афины, ужасную историю о Минотавре; или же он может быть послан или унесен в свое приключение какой-нибудь благожелательной или злонамеренной силой.

В описании «области удивительного» легко узнаваем Большой Мир Средиземья, в котором совершается путешествие героев Толкиена. Однако с не меньшей очевидностью бросается в глаза и резкое отклонение от логики древнего мифа: герои отправляются не добыть сокровище, а уничтожить сверхценность врага. Структура мифа полностью перевёрнута, что позволяет соотнести ее скорее с мифами о добывании сакрального знания, подобного добыванию Одином рун и Меда Поэзии. В таком мифе герой лишается чего-то ценного ради достижения большего понимания мира.

Король-чародей перед Эовин. The Witch King before Eowyn. Автор: peet.deviantart.com

Центральный герой и ключевая фигура эпопеи Толкиена – хоббит Фродо Бэггинс, хотя и сохраняет функцию мифологического героя-медиатора, одновременно коренным образом не вписывается собственно в понятие «героя».

 

Однако с не меньшей очевидностью бросается в глаза и резкое отклонение от логики древнего мифа: герои отправляются не добыть сокровище, а уничтожить сверхценность врага.

Мономиф

– термин, использованный Дж. Кэмпбеллом. Он считал, что в мифологии существует единая структура странствий и жизни героя, которая объединяет разные мифологии. Её он и называет мономиф.

«Из этого исполненного таинств приключения герой возвращается наделенным способностью нести благо своим соплеменникам». Главное сокровище, несомое культурным героем соплеменникам – это знания. Но Фродо сокровище нес уничтожить, а все его знания (то есть знания Саурона/Гортхаура) так при Фродо и остаются.

 

Вселенная Дж. Р. Р. Толкиена

Следующее отклонение от нормы инициатического повествования есть нарушение структуры «возвращения героя». «Полный круг, правило мономифа, требует, чтобы герой приступил теперь к выполнению следующей своей задачи – доставил руны мудрости, Золотое Руно или спящую принцессу в царство людей, откуда он вышел и где это благо может помочь возрождению общины, нации, планеты или десяти тысяч миров. Тем не менее – и в этом заключается важнейший ключ к пониманию мифа и символа – два мира в действительности есть одно. Царство богов является забытым измерением знакомого нам мира. И в открытии этого измерения, вольном или невольном, заключается вся суть свершения героя». Поход Фродо с момента выхода из Шира до завершения войны длился тринадцать месяцев, что соответствует полному обороту года плюс нулевой точке – началу нового отсчета. 

Однако, если мир новый отсчет действительно начинает (перенос празднования начала года на день Падения Барад-Дура и начало новой Эпохи), Фродо не способен вернуться в сферу повседневного, свою естественную сферу бытия: «Как найти и подобрать нити прежней жизни, как жить дальше, когда в глубине души начинаешь понимать, что возврата к прежнему нет?».

В конечном счете Фродо покидает «срединный», человеческий мир и заканчивает свое физическое существование, уже находясь в Валиноре, сфере богов Арды. Невозможность вернуться к старым основам, заново обрести их, для главного героя эпопеи и одновременно культурного мифа отражает глубину и сложность поиска нового мировоззрения, которое отвечало бы представлениям современного человека и одновременно несло бы в себе разрешение кризиса неклассической картины мира.

Встреча с эльфами. Meeting with the elves. Автор: peet.deviantart.com

Толкиен ищет пути решения не в упрощенно-прямолинейном возврате к логике неразрывности. В эпопее ему необходимо дать некую альтернативу, способную вывести читателя к ощущению единения с миром и онтологической прочности этого мира. Масштабность эпопеи выступает одним из средств достижения этой задачи. Отличие толкиеновской перспективы от классической картины мира состоит в ориентире положительного полюса на «магии простых вещей». Неклассическая картина мира выносит в положительный полюс бытия силу, творчество и трагическое противоборство сверхличности с бытием, что так или иначе можно трактовать как развитие героической линии, берущей начала в классической картине мира.

Эпопея Толкиена, несмотря на обилие героических мотивов, гораздо более сосредоточена на том «ради чего стоит сражаться», чем на самом героическом акте противоборства: масштабный пролог эпопеи посвящен таким, казалось бы, абсолютно незначительным на фоне мировой катастрофы вещам, как устройство дома и выращивание табака. То же относится и к неустранимо значимому пласту текста, объединенному под именем «аппендиксов»: это в первую очередь, генеалогии и календари. Таким образом, дом, семья, личность (словари личных имен) составляют основу, почву бытия, то самое неустранимое и устойчивое, ради чего можно пожертвовать спасением собственным: «Шир спасен, но не для меня».

Одновременно это и переход от героизации борьбы со злом к некоему новому основанию: ценности мира в его обыденном состоянии.

При этом мир как таковой неустранимо содержит в себе отрицательный элемент наряду с положительным: «весь мир есть Кольцо Моргота». Объясняя, почему не закончил начатое продолжение «Властелина Колец», Толкиен писал: «зло более не может быть персонифицировано». Следовательно, оно не может быть и выделено, отграничено, а таким образом, нельзя тотально и окончательно от него избавится. Здесь проявляется переход к неоклассической концепции приятия: то, что неустранимо, нельзя  пытаться вырвать с корнем («корни зла глубоки»), его необходимо научиться учитывать, сосуществовать с ним, не уподобляясь ему.

Эту линию унаследовало от Толкиеновской эпопеи фэнтези: внимание к миру в целом, а не к событию нарушения нормы (в данном случае войне). В результате такого сдвига внимания писатели обращаются в основном к форме цикла романов, позволяющей наиболее полно представить мир, а не к эпопее как таковой. Ее замещают сходные с летописями иных миров романные циклы: пятикнижие «Земноморья» ЛеГуин, «два пятикнижия» романов об Амбере Р. Желязны.

Одновременно это и переход от героизации борьбы со злом к некоему новому основанию: ценности мира в его обыденном состоянии.

Я иду искать солнце. I go to find the sun. Автор: peet.deviantart.com

Наиболее близко к эпичности размаха по масштабу подходит семикнижие «Темной Башни» С. Кинга. В этом произведении также  особенно явен сдвиг от войны как основы эпопеи к поиску-квесту как таковому.

Укоренение мифологичности мировоззрения в XX-XXI веках – необходимый рывок к преодолению «утери способности воспринимать символическую правду». Толкиеновская эпопея – не попытка вернуться к архаичному мировосприятию, но осознание необходимости включения расширенной, мифологической картины мира, в которой каждый элемент, вещь, объект имеют связь со всеми прочими и со всей целостностью мира в картину мира. Во «Властелине Колец» мир устойчив, достаточно гармоничен и цикличен. При этом концепция принятия обоих полюсов в нем дана еще достаточно скрыто (внешне «зло» побеждено и искоренено, выключено из мира).

Поиск целостности, создание новой эпопеи (новой картины мира, основанной на некой иной целостности) – основной поиск новейшей литературы, который активно продолжают писатели фэнтези. ■

 

Евдокия Нестерова

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER

Вход

Войти с помощью социальных сетей

Регистрация

Войти

Зарегистрироваться с помощью социальных сетей

Восстановка пароля

Зарегистрироваться
Войти

Нашли ошибку в тексте?