Мы Вконтакте Мы в Facebook

Мы обнаружили, что вы используете Adblock. Мы знаем, как для вас важно иметь беспрепятственный доступ к знаниям - поэтому ради поддержания сайта мы оставляем только ненавязчивую рекламу. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием.

Как отключить: Инструкция

Описание к картинке

Меню

Рубрика Слово главного редактора

О чём вы думаете, когда видите слово «эпос»? Само по себе оно появляется в нашей жизни довольно редко. А вот «эпичный» и «эпический» часто мелькают в разговорной речи, в основном, в ироничном значении, но иногда довольно серьёзно. Эпичный провал и эпический масштаб – разница между ними видна сразу. В любом случае, это нечто значительное, то, что нельзя не заметить.

Эпос нельзя прочитать на одном дыхании, просмотреть по диагонали, усвоить в пересказе одногруппника перед экзаменом. Представьте, что вы приехали в незнакомый город, но времени мало, и приходится смотреть достопримечательности из окна трамвая. Вот двухэтажный дом XVI века, вот угловатое здание эпохи конструктивизма, вот изящный отель, приманивающий нежными изгибами модерна… Трамвай делает поворот и дорога идёт прямо под высокими крепостными стенами – вы изгибаете голову, и лишь краем глаза можете видеть просветы солнца между башнями. Сами стены испещрены следами неведомых орудий, о которых вы всё больше хотите узнать, а в центре – огромные ворота, усеянные изображениями старинного культа. Приехав на конечную остановку, вы можете лишь спросить себя: «Что это было?» Тот же ответ можно получить от человека, который ненадолго «заглянул» в эпическое произведение.

Ещё одна сложность эпоса – временное измерение. Как могло одно и то же произведение быть актуальным столетиями? Не отправиться на пыльную полку к классикам, не красоваться в интернет-статусах в виде цитат, а просто быть частью человеческой жизни. И для этого не только произведение, но люди должны быть немного другими.

Помню, впервые я познакомилась с настоящим, классическим, эпосом перед первым курсом университета. Это была «Илиада». Историю Троянской войны я уже знала в многочисленных школьных пересказах, поэтому очень сильно удивилась, увидев, что поэма не начинается разжиганием конфликта и не заканчивается захватом Трои. Даже главный герой так и умирает, хотя до этого момента остаётся не так много времени. Я далеко не сразу поняла, что суть «Илиады» не в сюжете, который и так все знают, а в самом повествовании.

Все загадки эпоса невозможно раскрыть в одном номере журнала. Но здесь мы попытались объяснить те из них, что отталкивают читателей от древних текстов. «Эстезис» пунктиром намечает маршрут по эпической крепости. Вы начнёте с истоков эпоса вообще и увидите, что такое древнерусский эпос в частности. Затем остановитесь на последнем эпосе Средневековья, «Божественной комедии», и заново открытой эпопее во «Властелине колец». На неожиданных поворотах дорога может повернуть к роману или пародийному эпосу, а то и вовсе к подделкам. А потом вам придётся судить, какие из экранизаций достойны стоять рядом со своими оригиналами. Будьте осторожны, не запутайтесь на эпических дорогах!

Приятного чтения!

 

Ælfreak

главный редактор журнала "Эстезис"

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER

Вход

Войти с помощью социальных сетей

Регистрация

Войти

Зарегистрироваться с помощью социальных сетей

Восстановка пароля

Зарегистрироваться
Войти

Нашли ошибку в тексте?