Мы Вконтакте Мы в Facebook

Мы обнаружили, что вы используете Adblock. Мы знаем, как для вас важно иметь беспрепятственный доступ к знаниям - поэтому ради поддержания сайта мы оставляем только ненавязчивую рекламу. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием.

Как отключить: Инструкция

Описание к картинке

Меню

Рубрика Персонаж

СТАТЬЯУгон быка и прыжок лосося: национальный герой Ирландии

Не с зелёных полей, не с пабов и пива, не с волшебных фейри и не со святого Патрика – Ирландия начинается со сказаний об эпическом герое, которого мы знаем под именем Кухулин. Его образ в равной степени близок и ирландским националистам, и североирландским сторонникам единства с Великобританией. Поэтому, если вы хотите понять ирландцев и их литературу, без Кухулина вам не обойтись.

Начать, однако, придётся издалека. Почти две тысячи лет назад Ирландия не была единым государством. Несколько королевств, уживающихся на одном острове, постоянно враждовали друг с другом. Одно из этих королевств, Улад, со столицей в Эмайн-Махе, находилось на севере и северо-востоке острова. Именно в честь него назвали провинцию Ульстер (или Ольстер) частью которой является нынешняя Северная Ирландия. На западе Улад граничил с другим королевством, Коннахтом, со столицей в Круахане. Именно по древнему названию государства назван уладский цикл сказаний, который повествует о героях Улада, одним из которых был Кухулин, или Кукулайн («пёс Кулана»).

 

Одно из тысячи лиц

Если пробежаться глазами по истории Кухулина, может показаться, что он как две капли воды похож на Геракла, Сигурда (Зигфрида), Илью Муромца, Роланда, Беовульфа и многих других героев древности. Он родился от бога и смертной женщины, с детства проявил невиданную силу и смекалку, учился у полумифических наставников, совершил несколько подвигов во время сватовства к девушке, защищал в одиночку страну от целой армии и погиб во имя своего народа. Кухулин и попадал в иной мир, и в равной степени бился и с людьми, и с чудовищами, проявлял смекалку и стремился к доблести и славе, пусть и знал, что жизнь его будет недолгой. 

 

Дж. К. Леендекер. Кухулин на колеснице с возницей Лаэгом, 1911.

Дж. К. Леендекер. Кухулин на колеснице с возницей Лаэгом, 1911.

При всей необычности, некоторые воины Коннахта не могли его узнать. А некоторые при виде Кухулина и вовсе умирали от ужаса.

Учёные, такие как, к примеру, А. и Б. Рис, нашли в его истории черты обрядов инициации и других ритуалов древности. К примеру, после совершения первого подвига, юноша Сетанта обретает новое имя – Кукулайн (Кухулин). Читателя может удивить лишь перевод нового имени – пёс Кулана.

Как величайшего героя могли назвать псом? Беовульфа, к примеру, назвали в честь дикого и свирепого медведя – а Кухулину пришлось довольствоваться именем домашнего животного. В знаменитом эпосе «Угон быка из Куальнге»  рассказывается об обретении Сетантой нового имени: король Конхобар пригласил юношу на праздник в дом кузнеца Кулана, но тот задержался и пришёл поздно ночью, когда Кулан уже выпустил своего свирепого пса, которого никто не мог одолеть.

 

С. Рейд. Сетанта убивает пса, 1904.

С. Рейд. Сетанта убивает пса, 1904.

Сетанта убил пса, когда тот его атаковал, а скорбящему о потере Кулану пообещал служить стражем, пока не подрастёт щенок, который станет заменой псу. Так герой и стал псом, стражем, яростным и беспощадным защитником Улада.

 

Невиданное существо

Ещё одна деталь образа Кухулина, которая вызывает вопросы у современных читателей – его внешность. Мы привыкли представлять героев образцами человеческой красоты, прекрасными внешне и внутренне. Именно таким видят Кухулина безымянные рассказчики, авторы «Угона быка из Куальнге»: «Воистину прекрасен был юноша, что появился тогда перед войском, Кухулин, сын Суалтайма.

Трех цветов были его волосы – черные у кожи, кроваво-красные посередине, а сверху, словно корона, были они золотые. Чудно лежали они тремя кольцами у затылка, и будто золотая нить был каждый из этих волос, золотистых, прекрасных, невиданно дивных цветов, что длинными прядями падали сзади на плечи. Сто сверкающих золотом красных спиралей пламенели на его шее, сто нитей драгоценных камней обвивали голову. Четыре ямочки было у него на щеках – желтая с зеленой, да голубая с красной. По семь драгоценных каменьев сверкали в его королевских очах. Семь пальцев было на каждой его ноге, семь на каждой руке и всякий был цепок, как коготь ежа или ястреба»*. Авторы «Сватовства к Эмер» уточняют: «Семь зрачков было в глазах юноши – три в одном и четыре в другом». Современные читатели вряд ли согласятся с ними – дополнительные пальцы и зрачки, скорее всего, вызовут отвращение и неприятие (разве что волосы Кухулина будут оценены по достоинству). Но «пёс Кулана» был наполовину богом, и его не-человечность подчёркивалась не только богатырской силой, но и внешним обликом. Хотя, при всей необычности, некоторые воины Коннахта не могли его узнать. А некоторые при виде Кухулина и вовсе умирали от ужаса.

Всё дело в том, что враги героя видели его чаще всего в яростном облике. Он становился выше, мускулистее и страшнее: «Вздрогнули бедра его, словно тростник на течении, иль дерево в потоке, задрожало нутро его, каждый сустав, каждый член. Под оболочкою кожи чудовищно выгнулось тело, так что ступни, колени и голени повернулись назад, а пятки, икры и ляжки очутились впереди. Сухожилия икр стянулись впереди голени, и каждый могучий округлый их узел был не меньше кулака воина. У затылка сошлись мышцы головы и любой из их непомерных, бессчетных, могучих, увесистых круглых бугров был подобен голове месячного ребенка.

Меж тем обратилось лицо его в красную вмятину. Внутрь втянул он один глаз, да так, что и дикому журавлю не изловчиться бы вытащить его из черепа на щеку. 

Выпал наружу другой глаз Кухулина, а рот дико искривился. От челюсти оттянул он щеку и за ней показалась глотка, в которой до самого рта перекатывались легкие и печень Кухулина. Верхним небом нанес он львиный удар по нижнему, и каждый поток огненно-красных клочьев, хлынувший из горла в рот, в ширину был не менее шкуры трехлетней овцы»*. Конечно, ради особой эффектности повествования эта трансформация представлена гротескно. Однако сама идея превращения героя в настоящего монстра, которому бы позавидовали все противники Геракла, а также чудовища скандинавской мифологии, удивляет и шокирует читателей. Чтобы объяснить, как такое могло произойти, нам придётся отправиться в страну сидов или, как их ещё называют, племён богини Дану.

 

Люди, звери, боги

Ирландская мифология в дошедшем до нас виде не рассказывает о начале мира, зато содержит историю многочисленных завоеваний острова. Я остановлюсь подробно на двух последних завоеваниях, приходе на остров Племён богини Дану и Сыновей Миля. Первые из них, согласно сказаниям, прибыли таинственным образом сразу на горные вершины Коннахта и сожгли свои корабли, чтобы не думать о возвращении. Сначала они отвоевали почти всю землю у предыдущих хозяев острова, Фир Болг, а затем одержали победу над фоморами, которые облагали данью Ирландию. И если Фир Болг были всего лишь вытеснены в Коннахт, и победа далась относительно легко, то битва между племенами богини Дану и фоморами больше напоминала борьбу богов-олимпийцев с титанами. Недаром окончательное поражение фоморам нанёс именно Луг, бог света, солнца и дня. Именно племена богини Дану играют в ирландской мифологии и эпосе роль богов – они бессмертны, способны повелевать стихиями, им доступна магия и секреты ремёсел. И, как настоящие боги в большом пантеоне, они ссорятся, мирятся, женятся, заводят детей, любовников и любовниц, причём периодически стремятся породниться с самими фоморами. 

Дж. Дункан. Наездники-сиды, 1911. Дункан изобразил ирландских богов из Племён богини Дану под их более поздним названием.

Племена богини Дану очень тесно связаны с природой – они очень часто превращаются в животных и птиц и чувствуют родство с ними на телесном уровне. К примеру, королю Конайре, отцом которого был бог, превращающийся в птицу, было запрещено убивать птиц, так как они считались его родственниками.

Однако в какой-то момент их власти над Ирландией пришёл конец. На остров прибыли сыновья Миля, смертные люди, которые смогли одолеть вечно юных обитателей острова. И, по договору, племена богини Дану ушли в параллельный, иной мир, расположенный в той же Ирландии, но скрытый от глаз смертных. Так они превратились в сидов, или «жителей холмов», потому что они жили в невидимых дворцах на возвышенностях или, по другой версии, внутри самих холмов. Конечно же, боги продолжали хозяйничать в реальном мире – похищали смертных, заводили от них детей, устраивали людям козни или возвышали над другими по собственному желанию. Одним из таких эпизодов было похищение Дейхтире, сестры (или дочери) короля Конхобара, когда она и все её подруги были превращены в стаю птиц. Дейхтире стала женой Луга, бога света, и произвела на свет Сетанту (будущего Кухулина), которого отдала на воспитание королю (сама же она осталась в мире сидов). В дальнейшем Луг помогал Кухулину, заживлял его раны или бился с врагами вместо него. Через него герой получил тесную связь с природой – он оказывается связан одновременно с цивилизованным миром сидов (покровителей искусств и ремёсел) и со стихиями, природными силами, из которых рождаются и чудовища. Поэтому Кухулин превращается в монстра, которого даже уладам порой с трудом удаётся усмирить: Кухулина помещали в три котла с холодной водой. В первом от ярости героя вода испарилась, во втором закипела, а в третьем стала тёплой. А один из боевых приёмов Кухулина – прыжок лосося, с помощью которого он преодолевает огромные расстояния.

 

Удел смертных героев

Каким бы «инаковым» ни представляли авторы сказаний Кухулина, как бы ни подчёркивали полубожественное происхождение, величие героя остаётся в его человечности.

И если боги сражаются с силами тьмы, порождениями хаоса, то герои, в конце концов, вынуждены выходить на бой друг с другом. В «Угоне быка из Куальнге» рассказывается, что король Конхобар ссорится с наставником Кухулина, Фергусом, и тот уходит в Коннахт, чтобы вместе с королём Айлилем и королевой Медб напасть на Улад и угнать знаменитого бурого быка. Кухулину приходится выйти один на один с армией Коннахта (остальные воины поражены волшебным недугом), где находится и его наставник, и лучший друг – Фердиад. Бой с последним длится четыре дня и заканчивается смертью коннахтского героя. Кухулин, который делил лечебные зелья и еду с Фердиадом первые две ночи этого боя, горько оплакивает друга:

Все было игрою, пустой забавой,

Пока не пришел Фердиад к броду.

Думалось мне, что милый Фердиад

Будет другом мне на веки веков.

Вчера он был, как гора, велик,

Сегодня лишь тень осталась его.

(Пер. А. Смирнова) 

Смерть же Кухулин принимает с честью. Он знает, что умрёт молодым, и в день смертельной битвы видит несколько плохих предзнаменований. Желая ответить на гостеприимство, он нарушает запрет есть мясо собаки (он ведь всё-таки «пёс Кулана»), а в бою из великодушия трижды отдаёт своё копьё, хотя знает, что от него и погибнет. Копьё убивает его возницу, потом коня, а потом и его самого. И его последние слова, которые он поёт уже будучи духом, обращены к Эмайн-Махе: «О, Эмайн, Эмайн, великая, великая своими землями».

 

С. Рейд. Смерть Фердиада, 1904.

С. Рейд. Смерть Фердиада, 1904.

Каким бы «инаковым» ни представляли авторы сказаний Кухулина, как бы ни подчёркивали полубожественное происхождение, величие героя остаётся в его человечности.

Долгая история

Однако на этом присутствие Кухулина в жизни Ирландии не заканчивается. Герой настолько нравился ирландцам, что в одной из повестей оказывается рядом со святым Патриком. Тот вызывает дух героя на колеснице из Ада, и язычник Кухулин рассказывает живому королю Ирландии, как он страдает, и король принимает христианство. Святой Патрик не мог вызвать другого героя – ибо именно Кухулина будут слушать и короли, и простые ирландцы.

Древний герой с семью зрачками, жестокий и человечный одновременно, удивительным образом вписывается в любой контекст. Одни жители острова выставляют его героем Ирландии, другие – защитником Улада против всех остальных королевств. Но все ирландцы не могут забыть пса Кулана, который, кажется, до сих пор стоит на страже острова. ■

Эльнара Ахмедова

Литература

  1. Похищение Быка из Куальнге / Пер. с ирл. С. В. Шкунаева, Т. А. Михайловой, В. И. Швыряева. — М.: Наука, 1985. — 496 с.
  2. Исландские саги. Ирландский эпос / Сост., вступ. ст. и прим. М. И. Стеблина-Каменского, А. А.Смирнова. — М.: Художественная литература, 1973. — 864 с.
  3. Рис А., Рис Б. Наследие кельтов. – М.: Энигма, 1999. – 480 с.
  4. Мелетинский Е. М. Кельтский эпос // История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1983—1994.Т. 2. — 1984. — С. 460—467.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER

Вход

Войти с помощью социальных сетей

Регистрация

Войти

Зарегистрироваться с помощью социальных сетей

Восстановка пароля

Зарегистрироваться
Войти

Нашли ошибку в тексте?

Ирл. Cú Chulainn или Cúchulainn.

Беовульф дословно переводиться как «волк пчёл», то есть медведь (в русском языке это животное связано не с пчёлами, а с мёдом, но в целом оба названия отсылают к одной и той же особенности поведения).

«Похищение быка из Куальнге» – другая версия названия.

Пер. С. Шкунаева. «Похищение быка из Куальнге».

Ирл. Tuatha Dé Danann