Приобщение является сутью и искусства, и религии. Поэт приобщается миру, верующий – Богу. В духовной поэзии эти процессы происходят одновременно и зачастую неразделимы. Предложенный ниже в качестве иллюстрации текст Блаженного – программный и, вероятно, один из самых ярких в его поэтическом наследии.
Почему, когда птица лежит на пути моем мертвой,
Мне не жалкая птица, а мертвыми кажетесь вы,
Вы, сковавшие птицу сладчайшею в мире немотой,
Той немотой, что где-то на грани вселенской молвы?
Птица будет землей - вас отвергнет земля на рассвете,
Ибо только убийцы теряют на землю права,
И бессмертны лишь те, кто во всем неповинны, как дети,
Как чижи и стрижи, как бездомные эти слова.
Ибо только убийцы отвергнуты птицей и Богом.
Даже малый воробушек смерть ненавидит свою.
Кем же будете вы, что посмели в величье убогом
Навязать мирозданью постылое слово "убью"?
Как ненужную боль, ненавидит земля человека.
Птица будет землей - вы не будете в мире ничем.
Птица будет ручьем - и ручей захлебнется от бега,
И щеглиные крылья поднимет над пеной ручей.
...Где же крылья твои, о комок убиенного страха?
Кто же смертью посмел замахнуться на вольный простор?
На безгнездой земле умирает крылатая птаха.
Это я умираю и руки раскинул крестом.
Это я умираю, ничем высоты не тревожа.
Осеняется смертью размах моих тягостных крыл.
Ты поймешь, о Господь, по моей утихающей дрожи,
Как я землю любил, как я небо по-птичьи любил.
Не по вашей земле - я бродил по господнему лугу.
Как двенадцать апостолов, птицы взлетели с куста.
И шепнул мне Господь, как на ухо старинному другу,
Что поет моя мертвая птица на древе креста.
И шепнул мне Господь, чтобы боле не ведал я страха,
Чтобы божьей защитой считал я и гибель свою.
Не над гробом моим запоет исступленная птаха -
Исступленною птахой над гробом я сам запою!..
Сентябрь 1967
Казалось бы, в тексте нет ни слова о приобщении к Божеству, только о жизни после смерти, о торжестве бытия над небытием. Тем не мерее, каждый верующий знает, что именно в этом состоит смысл причащения крови и плоти Христа – принять в себя вечность, найти что-то в себе, что от Бога, что не умрёт, вспомнить об этом странном в себе и больше никогда не забывать. Нас с вами в этом тексте будет интересовать другое – та лёгкость и органичность, при которой лирический герой в смерти малой птахи видит свою собственную смерть. Парадоксальная ситуация – он ведь приобщается именно смерти, и только через смерть – жизни вечной.