Мы Вконтакте Мы в Facebook

Мы обнаружили, что вы используете Adblock. Мы знаем, как для вас важно иметь беспрепятственный доступ к знаниям - поэтому ради поддержания сайта мы оставляем только ненавязчивую рекламу. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием.

Как отключить: Инструкция

Описание к картинке

Меню

Рубрика Слово главного редактора

Генри Джеймс, как и другие викторианцы, не доверял телефону и телеграфу, потому что между двумя участниками разговора обязательно оказывался третий, посредник, который усложнял коммуникацию. Спустя сто лет телефонисток заменили машины, но затруднения всё равно остались. Более того, вслед за новыми технологиями, посредники активно вмешиваются в общение совсем иного рода – между автором и читателем текста.

Если раньше вклиниться в этот разговор мог только художник, то теперь и программист, и дизайнер, и даже композитор добавляют в текст свои смыслы и скрывают те, что там могли быть заложены. С одной стороны, при таком раскладе чтение уже непохоже на дружескую беседу с автором за чашкой чая – скорее, оно напоминает шумную компанию, где все перебивают друг друга, пытаясь рассказать ещё более удивительную историю. Это уже не тот интимный, личный опыт, который мы получаем, когда остаёмся с книгой наедине. С другой стороны, мы, в определённой степени перестаём быть одинокими, начинаем, сквозь призму другого восприятия, видеть в тексте других «читателей», спорить с ними, соглашаться, подмечать особенности. Иногда такие читатели, адресаты, вводятся в текст самим автором – в духовной поэзии, к примеру, рядом с вами могут оказаться даже сверхъестественные сущности. И, порой, исследовать «соседей» ничуть не менее увлекательно, чем самого автора и его персонажей.

Однако посредники могут не просто добавлять какие-то значения к вычленяемым читателем смыслам, но и трансформировать саму ткань текста. Линейное повествование с заранее заданным сюжетом – определённо прошлый век. Книги, которые можно читать в произвольном порядке, тоже уже остались в прошлом – теперь вы можете превратиться в настоящего сотворца произведения.

В цифровом виде этот опыт и вовсе становится намного проще и увлекательнее. Одновременно с этим всегда есть риск – не превратиться ли конечный продукт в произведение иного вида искусства? Иные законы повествования, иное видение читателя/игрока могут изменить историю до неузнаваемости.

Подобный расклад может испугать читателя, но не автора. Ведь иногда в качестве посредника выступает он сам. Поэт пишет стихотворение, а потом помещает его в форму рисунка, писатель создаёт фабулу и записывает события в произвольном порядке, заставляя читателя постоянно перелистывать лежащий перед ним увесистый том. Авторы сами пытаются нащупать границы собственного творчества и приглашают нас им в этом помочь.

Литература не существует в вакууме, вокруг неё, подобно мотылькам вокруг лампы, существует множество форм выражения смыслов. И у читателя всегда есть выбор – отбросить посредников или услышать их многоголосие.

Желаю Вам приятного чтения!

Всегда Ваш,

Ælfreak

Главный редактор журнала «Эстезис».

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER

Вход

Войти с помощью социальных сетей

Регистрация

Войти

Зарегистрироваться с помощью социальных сетей

Восстановка пароля

Зарегистрироваться
Войти

Нашли ошибку в тексте?