Мы Вконтакте Мы в Facebook

Мы обнаружили, что вы используете Adblock. Мы знаем, как для вас важно иметь беспрепятственный доступ к знаниям - поэтому ради поддержания сайта мы оставляем только ненавязчивую рекламу. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием.

Как отключить: Инструкция

Описание к картинке

Меню

Рубрика История

СТАТЬЯГрафическая поэзия: на стыке литературы и изобразительного искусства

Графическая поэзия - достаточно распространенное и в то же время весьма специфическое литературное явление. Впрочем, несмотря на свою специфику, оно встречается в рамках самых разных литературных течений. Что такое графическая поэзия, как она эволюционировала и видоизменялась на протяжении истории и что заставляет поэтов раз за разом обращаться к этому формату - попробуем разобраться в этой статье.

История жанра

Графическая поэзия (они же графические стихи, фигурные стихи, каллиграммы) - это форма, сочетающая в себе поэзию и графику, то есть представляющая собой ничто иное, как стихотворение, выполненное в определенной геометрической форме или воссоздающее силуэт определенного предмета. Изобретателем этого поэтического жанра считается древнегреческий поэт Симмий (3 в. до н. э.), чьему перу приписывают стихотворения в форме секиры, крыльев и яйца. Всплески интереса к графической поэзии наблюдались в эпоху барокко, русского классицизма и модернизма - то есть в те эпохи, когда изысканная работа со словом ценилась не меньше, чем глубокое содержание стихотворения. Особую популярность такие стихи приобрели на русской почве и не теряли своей актуальности на протяжении всей истории русской литературы.

Как уже было сказано выше, жанр графической поэзии появился еще в Древней Греции. Помимо ее первооткрывателя Симмия, графической поэзией увлекались и другие древнегреческие поэты, в том числе Досид и Феокрид, известный русскому читателю в основном благодаря Пушкину. Форма стихотворения, как правило, соответствует его содержанию: стихотворение в форме секиры, вероятно, будет описывать секиру. 

 

Г. Аполлинер. Заколотая горлинка и фонтан

Г. Аполлинер. Заколотая горлинка и фонтан

Графическое стихотворение оказывается просто красивой поэтической игрушкой, демонстрирующей мастерство автора, но не несущей особой смысловой нагрузки.

Следующий всплеск интереса к графической поэзии в Европе наблюдается в 17-18 веках, то есть в эпоху барокко. Изысканность графического стихотворения отлично вписывается в барочную философию с ее тягой к пышной и сложной форме. Примерно в то же время графический стих приходит в Россию.

Почти весь 19 век - провал в истории графической поэзии. И романтики, и реалисты воспринимают поэзию исключительно серьезно, поэтому подобные игры для них выглядят скорее как издевательство над высоким искусством стихосложения. Впрочем, в самом конце века мода на необычные стихотворные формы возвращается: Стефан Малларме пишет свой знаменитый “Бросок костей”, возвращая вновь интерес к забытому жанру.

20 век - эпоха великих литературных экспериментов, в том числе и в поэзии. Пожалуй, самый большой вклад в развитие графического стиха внес Гильом Аполлинер: он не только составил целый сборник графических стихов, но и ввел в обиход термин “каллиграмма” для подобных произведений, который используется до сих пор.

Важно отметить, что к 20 веку содержание графических стихов сильно изменилось. Если изначально графический стих был почти бессмысленным поэтическим упражнением, то теперь необычная форма стихотворения становится дополнительным средством выражения авторского замысла. Например, знаменитое стихотворение Аполлинера “Заколотая горлинка и фонтан”, представляющее собой падающую в фонтан раненую птицу, представляет собой воспоминания лирического героя, и фонтан с голубкой возникают в нем лишь в череде образов, а не в качестве смыслового центра стихотворения. Фонтан здесь больше, чем просто фонтан - он рождает целую цепочку символов: фонтан как источник скорби, фонтан как воспоминание, фонтан как памятник. 

Фонтан здесь больше, чем просто фонтан - он рождает целую цепочку символов: фонтан как источник скорби, фонтан как воспоминание, фонтан как памятник.

Из визуального образа, зафиксированного в самой форме стихотворения, разворачивается целая история, наполненная глубокими переживаниями лирического героя. В подобном ключе графическая поэзия существует на протяжении всего 20 века.

 

Графическая поэзия в России

В России графическая поэзия зародилась практически одновременно с появлением собственно светской литературы. Одним из первых поэтов в России, творивших в этом жанре, был Симеон Полоцкий. Одним из его самых известных и одновременно самых изящных стихотворений является каллиграмма в форме сердца. Примерно сто лет спустя с каллиграммами экспериментировал Державин.

В следующий раз русская культура массово обращается к графической поэзии уже в начале 20 века. С этого периода начинается эпоха настоящего триумфа графической поэзии в России. Каллиграммы в свое время пишут Валерий Брюсов, Андрей Белый, Велимир Хлебников и многие другие.

Русские модернисты привносят много нового в традицию графической поэзии: Андрей Вознесенский, например, стал прародителем знаменитых “видеом” - арт-объектов, представляющих собой, как правило, абстрактные композиции, состоящие как из визуальных объектов, так и из слов. Видеомы, конечно, нельзя в полной мере считать графической поэзией (потому что, строго говоря, это вообще не поэзия), но, тем не менее, литературный элемент видеом является одним из основополагающих - автор играет одновременно с формой и значением слова. Поэты-футуристы сочиняют практически нечитаемые, хотя и очень оригинальные по своей форме поэтические произведения, например, “Тифлис” Крученых или “железобетонная поэма” Каменского. Кроме того, поэты-модернисты практикуют и классические игры со словом, такие, как, например, палиндромы.

Роль визуального ряда в поэзии

В общем и целом, роль визуального ряда для поэзии гораздо значительнее, чем для прозы. 

 

В. Каменский. Железобетонная поэма «Солнце»

В. Каменский. Железобетонная поэма «Солнце»

Прежде всего по визуальному образу мы можем не только почти наверняка отличить поэзию от прозы, но и по длине строки попробовать определить ритм, настроение повествования (очевидно, что “Илиада” и революционные стихи Маяковского создают принципиально разную атмосферу - в том числе и благодаря длине строки). Графическая поэзия в каком-то смысле через визуальную составляющую передает дополнительные значения - через форму стихотворения можно предположить, о чем оно повествует, не читая его. Иногда, как в случае, например, с древнегреческими каллиграммами, форма стихотворения может послужить своеобразным спойлером (если тут вообще есть что спойлерить), но, если речь идет о модернистской литературе, то тут возможны другие, более интересные варианты. Это может быть игра с читательскими ожиданиями, может быть какая-то неочевидная ассоциация, а может быть, как в случае с вышеописанным стихотворением Аполлинера, ключом к целой серии символов. В данном случае выбранный автором жанр - не простая прихоть, а принципиально важный элемент восприятия, первое, что бросается в глаза и что открывает дверь в таинственный мир чувств и воспоминаний лирического героя.

Так или иначе, визуальная составляющая является принципиально важной не только для каллиграмм, но и для поэзии вообще. Визуальная сторона - то, что создает первое впечатление, задает тон и настроение стихотворение, а иногда может и передать нам вполне конкретный авторский месседж - как в случае с графической поэзией. ■

Александра Левина

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER

Вход

Войти с помощью социальных сетей

Регистрация

Войти

Зарегистрироваться с помощью социальных сетей

Восстановка пароля

Зарегистрироваться
Войти

Нашли ошибку в тексте?