Мы Вконтакте Мы в Facebook

Мы обнаружили, что вы используете Adblock. Мы знаем, как для вас важно иметь беспрепятственный доступ к знаниям - поэтому ради поддержания сайта мы оставляем только ненавязчивую рекламу. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием.

Как отключить: Инструкция

Описание к картинке

Меню

Рубрика Развлечения

Статья Чтение – вчера и сегодня

Чтение для многих из нас – занятие повседневное, будничное, неотъемлемое от нашей жизни настолько, что мы можем почти не задумываться о самом процессе, полагая, что единственная характеристика читателя – выбор им тех или иных книг. Однако сам способ чтения может многое сказать о читателе и о том, как он воспринимает текст.

Конечно, у каждого из нас есть свои привычки: кто-то любит читать, поудобнее усевшись в кресле, кто-то – в постели «перед сном», в метро по-прежнему чуть ли не каждый третий превращается в сосредоточенного читателя, а вот экстремалов, читающих на ходу, единицы.

В том же метро нетрудно заметить, что очень многие перешли на чтение с электронных устройств, но среди ваших знакомых обязательно найдётся хотя бы несколько упорных приверженцев печатной книги. Некоторые, студенты-филологи, например, меня поймут: им приходится читать по две, три или даже больше книг одновременно, другие же предпочитают не начинать новую книгу, не дочитав предыдущей. Как мы видим, привычки и способы чтения разнообразны, и это лишь единичные примеры. Но ведь чтение – древнейшая практика. Всегда ли люди читали так, как сейчас? Что изменилось? Как наши привычки влияют на наше восприятие? Попробуем поразмышлять.

Где мы читаем?

Мало кто сейчас читает, чинно сидя за столом. Если, конечно, вы не находитесь в библиотеке. Но, библиотека – место, специально предназначенное для чтения, для сосредоточенной работы, где можно раздобыть недоступную книгу. Кстати, уже в Древнем Риме существовали публичные библиотеки не только с собранием серьезной литературы для научных занятий, но и библиотеки при банях, где можно было найти книги развлекательного характера. Уже тогда чтение воспринималось как привилегия образованных классов, как аристократический досуг.

В эпоху раннего Средневековья основным средоточием книжной учености становятся монастыри, к самому чтению (в первую очередь – чтению Священного Писания) относятся как к деятельности, требующей духовных усилий и напряжения внимания, сопровождающейся размышлениями о прочитанном. Чтение – совместное или уединенное – не могло происходить «где попало», оно требовало соответствующего настроя и обстановки. В позднее Средневековье появились не только университеты, но и новый, схоластический, способ чтения, направленный в первую очередь на получение знаний.

Реконструкция интерьера библиотеки Ульпия на форуме Траяна. Музей римской цивилизации

В эпоху Возрождения эта основная функция чтения сохраняется, однако времяпрепровождение за книгой вновь начинает все в большей степени ассоциироваться  с досугом: в этом случае речь идёт о чтении развлекательной, «несерьёзной» литературы. Нетрудно догадаться, что речь по-прежнему шла о досуге человека образованного, обладающего определённым социальным статусом – низшие слои населения долгое время были попросту неграмотными.

Начиная с эпохи Реформации, с появлением и развитием книгопечатания, с распространением грамотности, книга становилась всё более доступной широкой аудитории, а сам процесс чтения, утратив свою «сакральность», перестал быть лишь источником знаний или заполнением досуга элиты и проник в самые разные слои общества. Сельские жители, люди из низших социальных классов, не имевшие практически никакого «досуга», часто читали беспорядочно, бегло, между делом, но был и более организованный способ чтения – как «полезное» семейное (или просто групповое) занятие. Но постепенно менялся сам характер индивидуального чтения – в частности, иной становилась поза читателя, как и место, куда он уходил с книгой. Культуролог Рейнхард Виттман, автор одной из глав сборника, посвященного эволюции процесса чтения на Западе, так описывает это явление, относящееся к концу XVIII века:

«Тишина, покой и расслабленность стали добродетельными достоинствами буржуазного чтения и предварительными условиями его эстетического восприятия. <…> …Неподвижность позы, которую рекомендовалось соблюдать при чтении за письменным столом, для некоторых читателей представляла проблемы: они предпочитали более естественные положения».

 Именно в буржуазных домах чтение стало повседневным времяпрепровождением, формой непринужденного досуга. Распространенным было и чтение на природе, в подчеркнутом уединении, при котором эмоциональное восприятие книги усиливалось за счёт её «соседства» с прекрасным пейзажем. Появилась даже специальная «мебель для чтения», позволявшая расположиться за книгой в удобной позе. Именно тогда зародилась привычка к

Сам способ чтения может многое сказать о читателе и о том, как он воспринимает текст.

чтению в постели, особенно распространенная среди женщин.

Сам «обряд» чтения ощутимым образом изменился – привычки, которые раньше казались несовместимыми с серьёзным чтением: чтение дома, в свободной, удобной позе и т.д., – теперь отнюдь не являются показателем низкого уровня культуры. Филолог Армандо Петруччи, ссылаясь на результаты анкетного опроса, проведённого другим итальянским исследователем, говорит, что привычки современного «культурного» читателя в целом мало изменились за два столетия: излюбленным местом для чтения является дом, в доме – спальня (если она есть), читают в кресле или в постели. Многим нравится читать за столом, кто-то предпочитает библиотеку, немногие любят читать на свежем воздухе. Принципиально новым оказалось только чтение в поезде, которому отдают предпочтение некоторые читатели. Здесь, если перейти к более близким нам реалиям, невольно вспоминается пресловутая привычка жителей российских мегаполисов читать в метро. Но, пусть сама эта привычка и возникла из легкомысленного «железнодорожного чтения», предназначенного для того, чтобы убить время в дороге, само по себе «чтение в метро» сейчас никак не характеризует читателя: понаблюдав, в вагоне можно увидеть самые разные обложки. К слову, автор этих строк сам считает, что длинные поездки в московском метро – если, конечно, речь не идёт о часе пик – весьма способствуют сосредоточенному чтению.

Вернемся к мысли Петруччи: он добавляет, что исключением из всякого рода традиционных привычек является молодёжь, не признающая никаких «канонов» и избирающая для чтения самые разные места и позы, считающая, можно читать «обо всём и везде, где… нравится». Добавлю от себя, что в отношении молодёжи такое наблюдение вполне предсказуемо, но экзотические привычки далеко не всегда свидетельствуют о небрежном отношении к книге. Среди людей любого возраста ещё долго не утихнут споры, позволительно ли (и что именно) читать за едой, слушая музыку, урывками, отвлекаясь на другие дела… Или можно ли делать в книге карандашные пометки? Впрочем, если до сих пор

речь шла скорее о трепете перед бумажной книгой, то что сказать об электронных?

Печатные книги или электронные?

«Помните, как нам твердили, что с появлением компьютера бумага выйдет из употребления? Судя по количеству моей макулатуры, компьютер увеличил потребление бумаги раз в двадцать, а то и намного больше», – говорил в своё время теолог и исследователь Уолтер Онг. То же самое можно было бы отнести и к электронным книгам: многие полагали (и полагают), что с их появлением печатные издания будут уже никому не нужны: зачем покупать бумажные книги, если можно купить электронную и записать на неё целую библиотеку? Опять же, зачем таскать с собой увесистые тома, если электронная книга занимает меньше места и носить её намного легче? Ненужные электронные тексты в два счёта стираются с устройства, а ненужные печатные книги годами пылятся на полках. Исходя из этих соображений, многие действительно отказываются от приобретения «бумажной» литературы как непрактичной или же покупают её лишь изредка: при необходимости, ради особенно красивого издания и т.п. Многие саркастически отзываются о ностальгии по «шуршащим страницам» и «запаху бумаги», но при этом всё равно остаются сторонники бумажных книг, и объясняют свои предпочтения скорее не практическими, а чисто субъективными причинами: печатная книга привычнее, её приятно держать в руках… Дело, конечно, не в запахе типографской краски, но бумажная книга вещественнее, материальнее. Электронная книга – не «книга» в привычном смысле слова, а просто носитель, на который записываются тексты в соответствующих форматах. Содержание их не меняется, но они внешне они становятся безликими. Обычная книга – предмет, который может быть связан с какими-то воспоминаниями; нередко человеку хочется иметь в печатном виде книги, которые ему особенно нравятся, даже если он в целом перешёл на электронные версии.

Но формат книги также влияет на способ чтения. До того как была изобретена привычная нам форма, – «кодекс», сделавший возможным 

«Обряд» чтения ощутимым образом изменился – привычки, которые раньше казались несовместимыми с серьёзным чтением: чтение дома, в свободной, удобной позе и т.д., – теперь отнюдь не являются показателем низкого уровня культуры.

перелистывание страниц, существовали свитки, которые подразумевали линейный способ чтения.

Статуя Демосфена со свитком и местом для хранения книг (Италия)

Статуя Демосфена со свитком и местом для хранения книг (Италия)

Нельзя «заглянуть» в конец свитка, не развернув его полностью. Печатная книга, как правило, предполагает последовательное чтение (если, конечно, речь не идёт о тексте вроде «Игры в классики» Х. Кортасара), но возможностей передвижения по тексту в ней гораздо больше: можно «забежать вперёд», перелистывать страницы, читая выборочно, можно пробежать «по диагонали» всю книгу и без особых усилий получить общие представления о её содержимом. Электронная книга ещё больше упрощает взаимодействие читателя с текстом: чтобы найти нужный отрывок, не нужно листать страницы – достаточно вспомнить фразу или словосочетание из него. Электронная книга позволяет минимально углубляться в поиски и почти не вступать в контакт с текстом: читатель сразу попадает на нужную ему страницу, минуя предыдущие. Правда, выбирая такой способ поиска, он лишается возможности случайно «зацепиться» глазом за неожиданно встретившийся отрывок. Электронная книга максимально облегчает задачу читателя – как буквально снимая с него лишний груз, так и ускоряя – при необходимости – процесс «скольжения» по тексту. Проблема выбора между печатной и электронной «версией» – скорее вопрос наших ожиданий от книги, точнее, её формы: хотим ли от неё в первую очередь практичности, удобства в использовании или какого-то более личного соприкосновения, «вещественного» воплощения своего читательского опыта.

Кодекс (от лат. codex – «ствол дерева»)

– одна из форм книги, представляет собой согнутые пополам и сшитые между собой листы писчего материала в мягком или твёрдом переплёте. Название своё кодекс получил от деревянных табличек, которые соединялись схожим образом. Изначально изготавливались из пергамента и папируса. С изобретением книгопечатания бумажные кодексы начали вытеснять пергаментные и книга приняла тот вид, который дошёл практически неизменным до наших дней.

Сразу несколько или по одной?

Кому-то привычнее читать последовательно, одну книгу за другой, а кто-то всегда читает по несколько книг одновременно. У этой читательской практики есть своя история. Раньше, когда книг было немного, одну и ту же книгу могли читать и перечитывать много раз. Такая модель – модель «интенсивного чтения» – господствовала вплоть до «читательской революции» XVIII века. Речь шла, как правило, о религиозных текстах, особенно о Библии, текстах, которые предполагали вдумчивое чтение и неоднократное перечитывание. Когда книг стало больше, они стали дешевле, доступнее и распространились повсеместно, на смену этой читательской практике пришло «экстенсивное чтение»: чтение новых и разнообразных текстов, в больших количествах, часто нескольких одновременно, – понятно, что эта модель чтения укоренилась с преобладанием светской литературы.

Казалось бы, «революция» навсегда перевернула читательскую практику: современный человек читает экстенсивно, он пропускает через себя всё новые и новые тексты, он берётся за несколько книг одновременно, «по настроению». В связи с чем задаёшься вопросом: утратила ли модель «интенсивного» чтения свою актуальность? Некогда «интенсивное чтение» стало восприниматься как устаревшее обрядовое действие – существует ли оно сейчас?

 

Проблема выбора между печатной и электронной «версией» – скорее вопрос наших ожиданий от книги, точнее, её формы: хотим ли от неё в первую очередь практичности, удобства в использовании или какого-то более личного соприкосновения, «вещественного» воплощения своего читательского опыта.

Почти у каждого из нас есть книги, которые он перечитывает, пусть не от начала до конца, но хотя бы отрывками. Мы берём хорошо знакомый текст, листаем знакомые страницы и перечитываем слова, которые помним почти наизусть. Можно сказать, что такой способ взаимодействия с текстом, входящим в индивидуально установленный читателем «канон» (любимых книг, например), представляет собой форму «интенсивного чтения». Что касается чтения религиозных текстов, изначально связанных с этой моделью, то, пусть сам этот вид чтения сейчас не столь распространён, как четыре века назад, но сам способ «интенсивного», углублённого чтения, перечитывания и повторного обдумывания одних и тех же знакомых текстов едва ли может утратить здесь актуальность.

Бывало ли, что, открывая хорошо знакомую книгу, вы обнаруживали в ней какую-то будто не замеченную раньше мысль? Интенсивное чтение, когда оно не превращается в некий формальный обряд (прочитать, потому что так положено; прочитать, чтобы заучить) подразумевает более осмысленный, глубокий контакт с книгой. Такой способ чтения открывает новые горизонты в знакомых текстах, обновляя для читателя «звучание» этих текстов, заново открывая ему их жизненность. Именно поэтому так читали Библию. Поэтому мы перечитываем любимые книги и даже выученные наизусть стихи. Остаётся надеяться, что мы всё же не разучились читать «интенсивно» – то есть вдумчиво. ■

Татьяна Пирусская

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER

Вход

Войти с помощью социальных сетей

Регистрация

Войти

Зарегистрироваться с помощью социальных сетей

Восстановка пароля

Зарегистрироваться
Войти

Нашли ошибку в тексте?