Мы Вконтакте Мы в Facebook

Мы обнаружили, что вы используете Adblock. Мы знаем, как для вас важно иметь беспрепятственный доступ к знаниям - поэтому ради поддержания сайта мы оставляем только ненавязчивую рекламу. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием.

Как отключить: Инструкция

Описание к картинке

Меню

Рубрика Современники

Статья Высшие вырождающиеся: заметки о современном декадансе

«Ваши пальцы пахнут ладаном…» – пел один из самых известных декадентов, Александр Вертинский, пораженный красотой актрисы немого кино Веры Холодной. Образы его романсов и ариеток вместе с маской Чёрного Пьеро остались в двадцатом веке и покрылись винтажным шиком. Однако дендизм и эстетизм никогда не выйдут из моды. Кто и зачем играет в декаданс сейчас?

Из истории понятия

Хотя декаданс – это явление, ассоциирующееся с девятнадцатым и двадцатым веками, он по-прежнему не теряет своей актуальности. Декаданс – это культивация вырождения и упадка, само слово «декаданс» означает «упадок». Неудивительно, что в наше нестабильное время он обрёл новое звучание. Никто не может с уверенностью утверждать, что нынешний кризис (любой: политический, общественный или культурный) проще преодолеть, чем революции и потрясения девятнадцатого или двадцатого века. Декаданс зародился в девятнадцатом веке в Европе. На его формирование, несомненно, повлияла философия Ницше и Шопенгауэра.

Ключевыми именами являются небезызвестные Оскар Уайльд, Верлен, Бодлер, Рембо. Эти поэты шокировали общественность и наслаждались этим. Им важно было быть не такими, как все, провозгласить свою индивидуальность, презрение к общепринятой морали. Герои декадентских романов: дез Эссент (Гюисманс «Наоборот»), Андреа Сперелли (Габриэле д'Аннуцио «Наслаждение») и, конечно, Дориан Грей – это эстетствующие грешники, маргиналы, даже если при этом они душа компании и шумных балов. Цель декадента – опуститься как можно ниже, перепробовать самые постыдные наслаждения и мистические экстазы.

Их душевное здоровье вызывало сомнения. «Французские психиатры называли декадентов «высшими вырождающимися». Профессор психиатрии Иван Сикорский, изучив творчество символистов, декадентов и другой «патологической литературы», заявил об открытии новой клинической болезни – idiophrenia paranoides. Так он назвал «своеобразный умственный склад, сходный с помешательством и напоминающий по своей внешности паранойю». В Россию декаданс пришёл позже, в первом десятилетии двадцатого века. Его адептами были так называемые «старшие символисты» во главе с Брюсовым. На них оказала влияние философия Владимира Соловьёва.

Казалось бы, декаданс остался в прошлом. 

 

Но разве сейчас не найдутся желающие примерить в петлицу зелёную гвоздику, или ирис, который считается цветком декаданса? 

Кстати, именно мода – самое наглядное отражение внешних атрибутов декаданса.

Леон Бакст. Портрет Зинаиды Гиппиус

Леон Бакст. Портрет Зинаиды Гиппиус

 Уверена, что многие читатели помнят эффектный портрет «ведьмы» и музы Зинаиды Гиппиус, выполненный Леоном Бакстом. Современные барышни, увлечённые готикой и другими субкультурами, имеющими немало общего с декадансом, щеголяют в корсетах и вуалях и норовят открыть свои «бледные ноги».

Декаданс в современной литературе

Нынешнее поколение литераторов выросло на книгах Гофмана, Эверса, Майринка, находя в них отражение своих мизантропических и мрачных настроений. Они слушают соответствующую музыку: романсы Вертинского и дарк-фолк. Культура современного «перформанса», поэтического чтения, во многом подражает старым традициям. Ведь в декадентстве форма зачастую преобладала над содержанием. Главное – это то впечатление, которое производится на зрителя. Текст теряет своё ведущее значение – потому что он не очень важен или сложен для восприятия на слух. Иногда текст намеренно непонятен. 

Как писал Федор Сологуб в статье «Не постыдно ли быть декадентом?»: «По общераспространенному взгляду на декадентов, эти господа занимаются нанизыванием слов в невероятных сочетаниях на причудливые формы и описанием таких сомнительных ощущений, которые не понятны никому из здоровых людей. Говоря о декадентах, вспоминают зеленую ревность, голубую грусть, мышей тоски и леопардов мщенья, еще что-то в этом роде, – вспоминают, преимущественно, отдельные слова».

В Россию декаданс пришёл позже, в первом десятилетии двадцатого века. Его адептами были так называемые «старшие символисты» во главе с Брюсовым. На них оказала влияние философия Владимира Соловьёва.

В качестве иллюстрации процитирую стихотворение «Интим» нашего современника, лидера объединения «Фронт Радикального Искусства» Михаила Красавина:

«На левом запястье – рыба с выпотрошенным животом.

Лунный свет – желе, размазанное по бёдрам...

Каждый атом болезненно свидетельствует о том,

что живое ядро обречено пасть при столкновении с мёртвым ядром…»

Поэт акцентирует те образы, которые в традиционной культуре считаются неэстетичными. “Читатель ждёт уж рифмы «роза»”, а получает рыбу с выпотрошенным животом. Автор видит смерть и разложение в интимном акте и поэтизирует их, подобно французским символистам:

«У нас в мозгу кишит рой демонов безумный,

Как бесконечный клуб змеящихся червей;

Вдохнет ли воздух грудь – уж смерть клокочет в ней,

Вливаясь в легкие струей незримо-шумной».

Шарль Бодлер «Предисловие к сборнику «Цветы зла», перевод Эллиса.

Или, как в стихотворении «Последнее воспоминание» Шарля де Лиля, предшественника декаданса:

«Я – мертвец…

Я жил… Теперь я только падаю… Паденье,
Как мука, медленно и тяжко, как свинец.
Воронка черная без жалоб, без боренья
Вбирает мертвого».

Тем не менее, декаданс – это то явление, которое нельзя воспринимать однобоко и сводить всё к эстетизации смерти. Декаданс настолько тесно связан с символизмом, что многие критики вовсе не отделяют его от этого течения. Фёдор Сологуб называл декадентство «наилучшим орудием сознательного символизма». В качестве площадок для выступлений поэты выбирают заведения – клоны всем известной «Бродячей собаки». Если вы хотите попасть на какое-либо литературное мероприятие, то приготовьтесь к тому, что Вам наверняка придётся долго плутать, отыскивая какое-нибудь арт-пространство «Точка сборки» или ирландский паб «Doolin House». 

 

Говоря о декадентах, вспоминают зеленую ревность, голубую грусть, мышей тоски и леопардов мщенья, еще что-то в этом роде, – вспоминают, преимущественно, отдельные слова.

Пабы и прочие небанальные места ресторанного типа любимы поэтами, предпочитающими, как и выдающиеся личности прошлого, совмещать чтение стихов с возлияниями.

Фестивали и салоны

Организуются и фестивали декаданса. Наиболее известны петербургские «Тёмные ночи» (организаторы писательница Маруся Климова и художник Тимур Новиков) и фестиваль куртуазного декаданса «Бархатное подполье» (автор идеи – журналист и лидер группы «Бостонское чаепитие» Владимир Преображенский). Последний фестиваль объединяет Вертинского, фабричных работниц и мужской стриптиз. В его рамках проходят кинопоказы, мастер-классы японской каллиграфии и винтажного макияжа, дегустация абсента. Кроме того, Владимир Преображенский вместе с Марией Смолиной организовал фестиваль Dark Cabaret (это стиль, сочетающий эстетику традиционного немецкого и французского кабаре начала XX века и рок-музыку), участниками которого стали группы из разных городов России.

Фестивальное движение породило субкультуру, представители которой именуют себя «бархатные». Декаданс в его современном понимании это не стилизация и подражание какой-то определённой эпохе, а смешение сразу множества стилей: французского символизма, Российского Серебряного века, стиляг и английских денди, готики и гламура (cамая известная песня группы «Бостонское чаепитие» называется «Шпионы гламура»). Кстати, в этом году декадентское движение «Бархатное подполье» отмечает свой десятилетний юбилей, и этому событию посвящен выход книги «Бархатное подполье: декаденты современной России» издательства C&K.

О тенденциях декаданса в музыке стоит упомянуть отдельно: помимо группы «Бостонское чаепитие» сюда можно в какой-то мере отнести и распавшуюся «Агата Кристи», коллективы «Оберманекен», «Кабаре безумного Пьеро». В текстах песен этих групп штампы и клише декаданса утрируются, доводятся до абсурда, что вызывает комический эффект. Всем знаком хрестоматийный образ декадента, пудрящего ноздри кокаином и настойчиво призывающего говорить по-китайски, созданный братьями Самойловыми. 

Перформанс 

Форма произведения искусства, в котором задействованы и художники, и зрители одновременно. Главным элементом перформанса является действие. При этом перформанс берёт начало в изобразительном искусстве, а не в театральных постановках. Смысл перформанса в том, чтобы породить и почувствовать уникальный опыт контакта между художником и аудиторией – поэтому перформанс, строго говоря, нельзя повторить.

Действительно, культура декаданса, понятая буквально, а тем более буквально воспроизведённая, выглядит как напыщенная клоунада. 

Иногда на первое место выходит манера исполнения, как у «Кабаре безумного Пьеро». У них нет своих песен, они прославились исполнением сочинений Вертинского, композиторов Курта Вайля и Пьяцоллы. Проект «Анна Климашевская и «Декаданс Оркестр» также представляет авторские интерпретации полюбившихся и менее известных ариэток Вертинского.

Упоминавшийся выше Владимир Преображенский, к тому же, организует так называемые «вечера салонного удовольствия». Серию таких встреч проводил в Воронеже декаданс-салон «Город», каждый вечер был посвящен одной теме, например, Франции. В программе значились выставка дизайнерских масок, кабаре и тематические перформансы. Публика, посещающая такие мероприятия, неизменно куртуазна. Корни этого слова уходят в Средневековье, в кодекс поведения рыцарей, но на пересечении с декадансом оно приобретает иное значение, оттенок особого салонного изящества. Особенность декадентских вечеров в том, что они рассчитаны на избранную публику, погружённую в эту игру, соблюдающую её правила. Широкий круг случайных, неподготовленных людей может разрушить эстетику элитарности.

Декаданс в его современном понимании это не стилизация и подражание какой-то определённой эпохе, а смешение сразу множества стилей: французского символизма, Российского Серебряного века, стиляг и английских денди, готики и гламура.

Куртуазный маньеризм

Не менее важен концепт маньеризма. В чём-то он синонимичен декадансу, так как это тоже явление переходного периода, связанного с кризисом ценностей. Впервые с маньеризмом в культуре мы сталкиваемся в шестнадцатом веке, в эпоху кризиса идеалов Возрождения. Тогда наиболее наглядно он проявился в изобразительном искусстве: мастера или слепо подражали гармонии Рафаэля и да Винчи или предпринимали оригинальные оптические эксперименты, искривляли и преломляли отражения в зеркале, как Франческо Пармиджанино в «Автопортрете в выпуклом зеркале». Наше время тоже вышло из пазов, пропорции искривлены, женщины хотят выглядеть рафинированными и болезненными подобно «Мадонне с длинной шеей».

Франческо Пармиджанино. Автопортрет в выпуклом зеркале.

Франческо Пармиджанино. Автопортрет в выпуклом зеркале

В современной России эту традицию продолжал Орден куртуазных маньеристов (оформившийся в 1988 году), к которому принадлежит лидер группы «Бахыт-Компот» Вадим Степанцов, являющийся Великим Магистром Ордена. Без его участия, разумеется, не обходятся фестивали «Бархатное подполье». В первой поэтической книге Ордена «Волшебный яд любви» дебютировали и известный писатель Дмитрий Быков, «Константэн» Григорьев, скончавшийся в 2008 году, и «Андрэ» Добрынин. Особенность стиля куртуазного маньеризма – сочетание возвышенной изысканности с циничным юмором. Вадим Степанцов, например, для достижения такого эффекта использует центон. Так, цитируя первую строку классического стихотворения Блока, Степанцов противопоставляет её общему ироническому содержанию стихотворения:

 

«...Ночь, улица, фонарь, кабак, панель, девица

мелькнут в который раз в глазу моем свином.

Но не летит никак ко мне любви жар-птица.

Один среди богатств сижу, как злобный гном».

Сейчас эти авторы разобщены и пишут по отдельности, сохраняя в большей или меньшей степени традиции маньеризма.

Таким образом, можно сказать, что декаданс – течение не только литературное, но и музыкальное. Это пласт культуры и стиль жизни.

Куда приведет декаданс?

Но могут ли нынешние потуги возродить декаданс (при всём их разнообразии) соперничать с первоисточниками, о которых мы, к сожалению, можем судить только по книгам и воспоминаниям? Меня, конечно, могут обвинить в пессимизме, но, я думаю, что нет. Любой ремейк априори хуже оригинала. Сейчас сложно и даже, наверное, невозможно придумать что-то новое, не изобретая при этом велосипед. Но те, кто раньше нас проникли в платоновский эйдос и вытащили оттуда некую идею, сделали это в надлежащее время. А мы лишь повторяем забытое старое: иногда более удачно, а иногда – менее. Но, возможно, то, что и сейчас декаданс не уходит в небытие, можно считать благоприятным симптомом развития нашего общества? Ведь, цитируя упоминавшуюся выше статью Сологуба, можно заключить: «…Эта болезнь не к смерти, а к силе. Это и не упадок, а только нечто вроде временного исхудания быстрорастущего организма». ■

Ксения Емельянова

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER

Вход

Войти с помощью социальных сетей

Регистрация

Войти

Зарегистрироваться с помощью социальных сетей

Восстановка пароля

Зарегистрироваться
Войти

Нашли ошибку в тексте?