Мы Вконтакте Мы в Facebook

Мы обнаружили, что вы используете Adblock. Мы знаем, как для вас важно иметь беспрепятственный доступ к знаниям - поэтому ради поддержания сайта мы оставляем только ненавязчивую рекламу. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием.

Как отключить: Инструкция

Описание к картинке

Меню

Рубрика Интертекст

СТАТЬЯОт хтонических чудовищ до богов технологий: кто же населяет Америку Нила Геймана

«Американские боги» Нила Геймана – это не только роман, получивший премии Хьюго, Небьюла и Брема Стокера, но и своеобразный сборник мировой мифологии. Нил Гейман населил Америку богами-выходцами из разных стран и разных времен, разбавив повествование мифологическими вставками о других, не менее интересных фольклорных персонажах.

Помимо предложенного автором разделения богов на старых и новых, можно выделить еще несколько подходов к их исследованию. Во-первых, боги, известные по мифологии (Один, Чернобог, Баст и другие), и боги, которых создал сам автор (Нуньюннини – древний бог-тотем кочевников Дальнего Севера, Зоря Полуночная, а также боги современных технологий, интернета, телевидения, армии и так далее). Во-вторых, типология богов по принадлежности к пантеонам разных народностей – скандинавская, славянская, древнеегипетская и так далее. И самое интересное, классификация божеств по их степени развития (по времени их возникновения и уровню развития мифолого-религиозного восприятия человека). Именно основываясь на последней классификации рассмотрим, кто же именно населяет Америку Нила Геймана.

 

Нил Гейман. Автор фото: Kyle Cassidy.

Нил Гейман. Автор фото: Kyle Cassidy.

Хтонические боги

Самые первые в нашей классификации – это хтонические существа, которые олицетворяют собой первобытную силу земли, подземное царство, смерть. Как правило, хтонические существа звероподобны или же могут менять облик, к ним также относятся гады, вороны и волки. Однако в «Американских богах» хтоническое чудовище выглядит как человек-бизон, воплощение могущества и плодородия. На вопрос Тени, бог ли он, человек-бизон отвечает, что он – земля. Человек-бизон общается с Тенью во сне, находясь в ином мире. В этом мире Тень получает ответы на свои вопросы, а также обретает тайное знание. Примечательно, что есть существа, которые могут обитать в обоих мирах, это Гром-птицы, похожие на огромных орлов, в чьих перьях сверкают молнии (персонаж верований индейцев, коренных жителей Америки). 

Как узнает Тень, перо такой птицы способно вернуть человека к жизни. Во многих мифологиях считается, что птицы проводят зиму в подземном царстве, и этим объясняются их магические способности.  Именно Гром-птица приносит богиню весны, рассвета к умершему герою, чтобы его вернуть к жизни – этим подчеркивается символическое значение птиц как вестников пробуждения природы.

Хтоническое происхождение имеет и представитель славянской мифологии Чернобог. Чернобог, или же Черный Змей – повелитель темного царства (царства Нави, морока), холода, смерти, воплощение разрушительной силы. Чернобогу приносились кровавые жертвы перед началом важных сражений, именно поэтому в современном мире Чернобог работал на скотобойне, там он мог подпитать свою силу. Миф о Чернобоге демонстрирует дуализм славянского мира, деление на плохое и хорошее, и если символом плохого был Чернобог, то его противоположностью был Белобог, Белун. Со временем два противоположных божества слились в одного персонажа, воплощение Судьбы, хорошей и плохой доли. В романе трансформация происходит на ином уровне – Чернобог сам превращается в Белобога, буквально просыпаясь уже другим.

С подземным царством также связаны боги Древнего Египта Тот и Анубис. В мифологии Анубис занимается бальзамированием, следит за местами упокоения, а также сопровождает умерших в загробный мир и взвешивает их сердца на суде Осириса, чтобы определить дальнейшую участь. В современном мире Анубис прячется под фамилией Шекель, работает патологоанатом и периодически гуляет в виде черной длинноухой собаки (именно в образе такой собаки, шакала, или человека с головой шакала он изображался). Бог мудрости Тот также связан с загробным царством, считалось, что он охраняет умерших, когда те направляются в царство мертвых, где и присутствует на суде, записывая приговор Осириса. Тот не превращается в свое символическое животное, а лишь похож на цаплю, его зовут, конечно же, мистер Ибис. Тот-Ибис, являясь также богом письменности, пишет рассказы, истории о людях, прибывших из далеких земель когда-то в Америку. 

Чернобогу приносились кровавые жертвы перед началом важных сражений, именно поэтому в современном мире Чернобог работал на скотобойне, там он мог подпитать свою силу.

Немного предсказуемо, что египетские боги живут в городе под названием Фивы и владеют «Похоронным бюро Ибиса и Шекеля», после смерти Тени же предстают в своей истинной роли.

 

Небесные боги с хтоническими корнями

Промежуточное место между хтоническими подземными и сменившими их небесными богами занимает центральный персонаж скандинавской мифологии – верховный бог Один. Один или же Вотан – бог войны и военного мастерства, колдовства и мудрости, богатства и плодородия. Во временном разрезе можно проследить генезис Одина от хтонического демона до жителя небесной обители, Асгарда.

 

Один верхом на Слейпнире. Миниатюра из исландского манускрипта XVIII века.

Один верхом на Слейпнире. Миниатюра из исландского манускрипта XVIII века.

Как верховный бог Один сохранил своих хтонических спутников, воронов Хугина и Мунина («думающий» и «помнящий»), волков Гери и Фреки («жадный и прожорливый»), а также восьминого коня Слейпнира («скользящий»). В Америке Геймана Один представляется прозвищем Среда (Wednesday), так как это единственное имя бога, которое дошло до современности. У Одина множество имен, как он сам и говорит (Грим, Ганглери, Воитель, Третий, Всеотец), однако все они сейчас позабыты, кроме одного, того, что сохранился в названии дня недели, Wednesday. В германской культуре этот день посвящен Одину, так же, как Четверг Тору, а Пятница – женский день – Фрейе. Германцы заменили римские названия дней недели именами своих божеств и так появился день Одина, Вотана, Водена – Wuotanestac (древнегерманский), Woensdag (нидерландский) и, соответственно, Wednesday (английский). 

У него узнаваемая внешность – рыжая борода и стеклянный глаз, а также булавка в виде ветвистого дерева. В повседневной жизни Среда промышляет аферами и соблазняет девушек.

У Одина есть помощник, бог хитрости и перевоплощений, Локи, в современном мире – Ловкий Космо Дей (Локи Кознодей). Локи происходит из рода Ётунов, северных великанов, символизирующих дикую природу. Ётуны считались первыми обитателями мира, древними исполинами. Асы приняли его к себе за изворотливый ум, не свойственный великанам. Благодаря своей способности перевоплощаться, Локи стал отцом хтонических чудовищ –  змея Ёрмунганда (Мирового Змея, опоясывающего Землю), волка Фенрира (бога Ужаса) и богини смерти Хель, а также восьминогого коня Слейпнира. В «Американских богах» Локи перевоплощается в сторонника новых богов, которому те доверяют, мистера Мира, именно он пытается развязать Рагнарек, войну между старыми и новыми богами, чтобы получить их силу и энергию, необходимую ему и Одину. Поводом для войны является якобы убийство новыми богами Одина, которое провоцирует у старых богов желание мести. Как известно из мифологии, Один уже приносил самого себя себе в жертву, чтобы воскреснуть более могущественным, обновленным.

 

Небесные боги

По мере развития мифолого-религиозного сознания хтонические божества сменяются небесными, солнечными богами, во многих культурах встречаются мифы об их сражениях, что служит переходом к новой эпохе. Обитатели небес отождествляются с небесными явлениями и светилами, а также с силами природы. Сюжет, когда небесное божество (чаще всего богиня), некоторое время находится в подземном хтоническом царстве, а потом возвращается, символизирует весну, возрождение природы.

В романе также присутствует богиня с такой семантикой, это Пасха, Белая. Перед нами древнегерманская Остара, богиня весны и рассвета, обновления природы и плодородия, чье имя позже стали связывать с Пасхой (Easter). Этимология имени «Остара» приводит нас к общеиндоевропейским корням и похожим божествам – богиням утренней зари в греческой, римской, индийской и мифологии стран Балтики – Эос, Аврора, Ушас, Аустра.

Один уже приносил самого себя себе в жертву, чтобы воскреснуть более могущественным, обновленным.

Эстер (Пасха) предстает в образе красивой пышной белокурой женщины, которая предлагает угощение, своеобразную жертву – яйца и кроличье мясо. Беда Пасхи заключается в том, что люди, с радостью исполняя необходимые ритуалы в честь Пасхи, не знают, не задумываются, что же он означает на самом деле. Именно Пасха, Белая, возвращает Тень к жизни по просьбе Гора. Тень, таким образом, завершает свою трансформацию из жертвы богам в символ обновления и жизни.

 Стоит также отметить, что и главный герой романа, Тень Мун, имеет божественную природу как сын Одина и, соответственно, свой мифологический прообраз. Его настоящее имя становится известно читателю только во второй книге трилогии, «Король горной долины».  

 

Остара. Гравюра Й. Герца, 1901.

Остара. Гравюра Й. Герца, 1901.

Его зовут Бальдр, как и бога весны и пробуждения жизни, любимого сына Одина и Фригг. Миф о Бальдре строится вокруг его смерти, которая выступает предвестником Рагнарека – так называемая необходимая жертва. Так и Тень-Бальдр приносит себя в жертву, чтобы началась война, и так же возвращается к жизни.

Промежуточное место между хтоническими и небесными богами занимает персонаж западноафриканской и, как следствие, мифологии Антильских островов, Ананси. Ананси в переводе означает «паук», это одновременно демиург и трикстер, хитрец и ловкач, действует как в зооморфном, так и антропоморфном облике. Его истории посвящена завершающая книга трилогии, «Сыновья Ананси», в первой же части Ананси отводится всего лишь роль спутника без своей сюжетной линии, но, как говорится в пословице, «Нет сказки без Ананси».

К небесным богам относятся упоминаемые в романе древнеегипетские Баст и Гор, которые предпочитают находиться в образах своих тотемных животных. Баст, богиня радости, любви, плодордия и домашнего очага днем гуляет в виде маленькой бурой кошки, однако ночью перевоплощается в прекрасную женщину. Здесь важно отметить время превращения, ведь Баст также связана с луной, в одном из мифов становится «глазом» луны. Бог солнца и неба, Гор, почти разучился превращаться в человека и говорить, оставаясь в облике ястреба.

Завершают список небесных божеств Нила Геймана три сестры Зори – Зоря Утренняя, Вечерняя и Полуночная – это наибольшее мифологическое отступление автора, так как в славянской мифологии известны только Зоря Утренняя, открывающая ворота Солнцу-Даждьбогу, и Заря Вечерняя, закрывающая ворота после его возвращения (в разных вариантах Зори подают и уводят коней Солнца, колесницу или его ключи). Нил Гейман вводит третью сестру, Полуночную, которая тесно связана с Луной, а не с Солнцем – в славянской мифологии персонажа с подобной ролью нет. В романе активна именно Зоря Полуночная, она дарит Тени волшебную серебряную монету, и позже навещает его в потустороннем мире, а роли ее сестер, Утренней и Вечерней Зари упрощены, сводятся к гаданию и ведению домашнего хозяйства.

 

Вымышленные «новые боги»

Завершающее место в нашей классификации занимают «новые боги», которые приходят на смену небесным богам. Именно им сейчас человечество приносит в жертву самое главное – свое время.

Так называемые новые боги в романе не имеют имен, только лишь описание – это «жирный молодой человек», который воплощает в себе сеть Интернет, а также все технологии, девушка-Телевидение, а также множественные боги всего, во что верили люди и что интересует их сейчас – огромные серые боги аэропланов, могучие боги автомобилей с серьезными лицами и неизвестные фосфорические пятна, которые могут символизировать что угодно. Примечательно, что «жирный молодой человек» плохо себя чувствует вне зоны доступа сети, а девушка-Телевидение одновременно похожа на всех телеведущих и может принимать любой облик.

Однако и новые боги боятся, что на смену им тоже кто-то придет, что-то, во что люди поверят больше. Эту мысль иллюстрирует упоминание о боге паровоза, ныне пожилом забытом мужчине. 

Нил Гейман населяет Америку множеством богов всевозможного происхождения, со своим неповторимым характером и поведением – их привозят люди как память о родине на новом континенте, или создают своей верой и поклонением. Однако, рано или поздно, вера прекращается, человечество находит новый объект и уже совсем скоро мы узнаем, что придет на смену бога Интернета. ■

Ольга Погорелова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Гейман Нил. Американские боги; пер. с англ. В.Михайлина и Е.Решетниковой. – М.: АСТ, 2017.
  2. Гербер Х. Мифы Северной Европы. – 2008 г.
  3. Кармоди О. Разговор с Нилом Гейманом.
  4. Ладыгин М.Б., Ладыгина О.М. Краткий мифологический словарь. — М.: Издательство НОУ «Полярная звезда», 2003.
  5. Семенова М.В. Быт и верования древних славян: Мы – славяне! – СПб.: Азбука-классика, 2001.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER

Вход

Войти с помощью социальных сетей

Регистрация

Войти

Зарегистрироваться с помощью социальных сетей

Восстановка пароля

Зарегистрироваться
Войти

Нашли ошибку в тексте?