Мы Вконтакте Мы в Facebook

Мы обнаружили, что вы используете Adblock. Мы знаем, как для вас важно иметь беспрепятственный доступ к знаниям - поэтому ради поддержания сайта мы оставляем только ненавязчивую рекламу. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием.

Как отключить: Инструкция

Описание к картинке

Меню

Рубрика Внелитературный контекст

СТАТЬЯЗвучание Средиземья. О музыке, навеянной произведениями Дж. Р. Р. Толкина

В современном мире многие не мыслят своей жизни без музыки. Она сопровождает нас дома и на улице, в городе и на природе, на учебе и на работе. У каждого из нас свои музыкальные предпочтения: кто-то любит композиции потяжелее, а иные не мыслят своей жизни без классики. А если любимая музыка будет не только радовать нас приятным нашему слуху звучанием, но и напоминать о любимых литературных произведениях? Таковыми могут стать пластинки, записанные под впечатлением от созданного Дж. Р. Р. Толкином мира Средиземья.

Начиная с выхода в свет «Хоббита», а следом за ним и «Властелина Колец», музыканты уделяли особое внимание этим книгам и черпали из них вдохновение. Сам Толкин не имел ничего против подобного внимания. Он понимал важность музыки в создании реалистичного мира и наполнении его жизнью. В Средиземье музыкальное и стихотворное искусство играют огромную роль. На протяжении повествований мы встречаем множество песен и стихотворений, исполняемых персонажами в разных ситуациях. В «Хоббите» и «Властелине Колец» именно музыка и поэзия являются характеристиками народов и их традиций, выступают связующим звеном между тремя эпохами Средиземья, внося исторические элементы и отсылки к событиям былых дней, таким образом подчеркивая, что все эти истории являются частью большого единого мира. 

Эльф

В письме к Милтону Уолдману Толкин писал: «Некоторые из сказаний я записал полностью, а иные — лишь набросал и поместил в общую схему. Циклы должны быть связаны в единое грандиозное целое, и в то же время оставлять простор для прочих умов и рук, занимающихся живописью, музыкой и драмой»*

Сам Профессор, очевидно, понимал, что его труды могут вдохновить многих на создание музыки, картин и театральных постановок. В письме к Кэри Блайтон, которая намеревалась написать увертюру по «Хоббиту», Толкин сказал, что он был «польщен тем, что вдохновил композитора»*. По его собственному признанию, Профессор любил музыку, но не имел к ней предрасположенности, и его любовь к музыкальному искусству нашла свое выражение в лингвистических талантах, в том числе и в создании эльфийских языков.

Музыка на стихи Толкина.

Тем не менее, именно поэзия Толкина и поэтика его прозы вдохновили столь многих музыкантов на написание целых циклов и альбомов по мотивам Средиземья. Одним из самых ранних переложений стихов Толкина на музыку стала работа композитора Дональда Суонна. Особый интерес ей придает также и то, что альбом, записанный Суонном, был одобрен самим Профессором. Сотрудничество Толкина и Суонна началось в 1965 году, а уже в 1967 вышло первое издание цикла «The Road Goes Ever On: a Song Cycle». Обложка пластинки включала в себя каллиграфию в исполнении самого Толкина, а в буклете содержалась подробная информация по созданным им эльфийским языкам — Синдарине и Квенья. На тот момент, когда «Сильмариллион» ещё не был опубликован, не говоря уже о двенадцати томах «Истории Средиземья», эта информация была на вес золота и являлась основным источником знаний для желающих узнать больше об эльфийских языках.

Обложка книги The Road Goes Ever On с текстами песен (1967)

Обложка книги The Road Goes Ever On с текстами песен (1967)

Толкин остался очень доволен сотрудничеством с Дональдом Суонном и поблагодарил композитора за вклад в его мифологию. Большая часть цикла звучит в духе традиционной английской или фолк музыки: Суонн не ставил перед собой задачи передать возможное звучание Средиземья, а стремился просто обрамить стихи Толкина в музыкальные полотна. В цикл вошли такие любимые многими поэмы, как «I Sit Beside the Fire and Think», «Bilbo’s Last Song» и «The Road Goes Ever On». Особняком стоит «Namárië». Это был единственный трек, который Суонн переделал по просьбе Толкина: Профессор настоял на том, чтобы исполненная Галадриэль песнь на Квенья звучала в духе грегорианских песнопений. 

Цикл Дональда Суонна стал, во многом, историческим и уникальным: он стал единственным альбомом, получившим одобрение самого Профессора. Ведь для Толкина, который был известен своим щепетильным отношением к любым творениям других людей по созданному им миру, было очень важно, чтобы работа композитора соответствовала его представлению о том, как должно звучать его стихи в переложении на музыку.
Традиции Суонна писать музыку на стихи Толкина уже в конце 90-х годов продолжили The Tolkien Ensemble. Являясь одним из самых популярных коллективов среди любителей творчества Профессора, The Tolkien Ensemble выпустили несколько альбомов, на которых звучат все стихи и песни из «Властелина Колец», а таковых книга насчитывает более пятидесяти.
В письме из фонда Наследие Толкина*, дающим группе разрешение на запись подобных пластинок, содержался следующий комментарий:
«Мы находим ваше исполнение весьма интересным и захватывающим. Оно демонстрирует приближенность к оригинальной работе и выдающуюся способность варьировать музыку не только в соответствии с разными стилями и настроениями поэм, но также и в соответствии с персонажами, от которых мы эти поэмы слышим»*.

Эта похвала действительно много значит. The Tolkien Ensemble удалось уловить настроение стихотворений и, как результат, задумку автора. Их песни насквозь пропитаны атмосферой Средиземья и полностью погружают слушателя в настроение книг. The Tolkien Ensemble неспроста являются самым успешным музыкальным коллективом, писавшим музыку на стихи Толкина. У них за плечами гастроли по Европе, выступления перед королевой 

Концерт

 

Ведь для Толкина, который был известен своим щепетильным отношением к любым творениям других людей по созданному им миру, было очень важно, чтобы работа композитора соответствовала его представлению о том, как должно звучать его стихи в переложении на музыку.

Дании, концерты в Англии, в том числе и в доме дочери Профессора Присциллы Толкин, которая очень высоко отзывалась о творчестве коллектива, а также работа с Кристофером Ли, который принял участие в записи альбомов The Tolkien Ensemble и в живых концертах.

Похожий подход, хоть и не столь громадный по размаху, был использован при записи основанной на «Властелине Колец» пластинки «The Starlit Jewel» группы Brocelïande. Хотя тематика Средиземья не является ведущей в творчестве коллектива, предпочитающего кельтские и средневековые мотивы, этот альбом имел определённый успех. По договоренности с фондом Наследие Толкина «The Starlit Jewel» сначала вышел ограниченным тиражом в 1000 экземпляров на кассете в 1996 году, а в 1999 еще 2000 копий альбома появились в формате CD. В своей интерпретации отдельно взятых стихотворений Толкина Brocelïande стремились создать музыку, гармонично звучащую в рамках мира Средиземья: «Мы всегда тщательно оформляли песни в том стиле, который, как нам казалось, подходил книгам, и, насколько то было возможно, с использованием инструментов, которые были либо упомянуты в книге (арфы, дудочки/флейты, вокал), либо тех, которые, по нашему мнению, особенно соответствовали настроению (гитара, виолончель, скрипка)»*. В результате у музыкантов получился очень разноплановый альбом с особым настроением и исполнением. На нём можно услышать и разудалые напевы Хоббитов, и высокопарные песни Эльфов, и печальные скорбные песнопения наряду с шутливыми, легкими по настроению треками.

 

С любовью к эльфийским языкам.

The Fellowship пошли дальше и создали пластинку удивительную и особенную по своей сути и структуре. Начав с записи демо-альбома песен на стихи Толкина, группа, впоследствии, приняла решение подготовить альбом на собственную лирику на эльфийских и английском языках. В процессе многолетней кропотливой работы The Fellowship досконально изучили все упоминания музыки и инструментов в текстах 

 

Профессора наряду с особенностями эльфийских языков — в том числе и самых ранних вариаций, которые в итоге стали лишь переходным этапом на пути к конечным версиям многих слов и значений — их изменениях и эволюции, когда о специальных сайтах в Интернете не было и речи, а многие тома «Истории Средиземья» ещё не были выпущены.

Обложка альбома In Elven Lands (2006)

Обложка альбома In Elven Lands (2006)

Первое издание «In Elven Lands» увидело свет в 2006 году. За несколько лет тираж пластинки был полностью раскуплен, и тогда группа решила переиздать альбом. Существенные изменения коснулись как состава The Fellowship, так и концепции альбома. Практически половина треков на пластинке была переработана, и музыканты создали легенду, стоящую за записью «In Elven Lands». Все тексты песен альбома основаны на вымышленной старинной эльфийской рукописи Tir Im Psalter, в которой, якобы, содержались эти стихи. Кроме этого, The Fellowship стремились придать своему альбому состаренное звучание, соответствующее миру Средиземья, произведя историческую музыкальную реконструкцию и опираясь на естественные ритмы всех использованных в рукописи эльфийских языков.

Создатель The Fellowship Карвен Ноулз так говорит о работе над «In Elven Lands »:
«Я думал о концепции утраченной рукописи с того самого дня в Оксфорде в 1992 году.* Эти мысли лишь упрочились в моей голове после того, как я прочитал «Книгу Утраченных Сказаний» в середине 90-х. Поэтому я воспользовался шансом создать нашу древнюю рукопись и написал новые тексты на эльфийском»*. Помимо трепетного отношения к материалу, представленному Толкином в книгах, и вниманию к концепции альбома, 

The Fellowship учли и нелюбовь Профессора к техническому прогрессу: после записи пластинки вживую в студии на акустических инструментах полученный материал не был подвергнут компьютерной обработке. 

Настоящую музыку эльфов создает московская группа Caprice. Вдохновившись историями Толкина и его вымышленными эльфийскими языками, создатель и композитор группы Антон Брежестовский, который является профессиональным лингвистом, создал язык фей — Laoris. Именно на нем и написаны многие тексты песен коллектива. Однако данный язык, как и большая часть музыки Caprice, навеяна не толкиновскими Эльфами, а фейри — таинственными обитателями леса. Тем не менее, во внушительной дискографии Caprice нашлось место и для средиземских мотивов. «The Evening of Iluvatar’s Children», к примеру, полностью основан на событиях Средиземья. Тонкая, изысканная музыка с нежным женским вокалом звучит так, словно она была написана в параллельном мире на внеземных инструментах и спущена на Землю в доказательство того, что эльфы, как и сказка, всё-таки существуют.

Эльф

Написание текстов на эльфийских языках также можно встретить и в творчестве Lind Erebros. Тексты на Квенья и английском потрясающе красиво исполнены на фоне неоклассических аранжировок, уместно разбавленных современными инструментами. Стоящий за проектом Михаил Костылев в своих эльфийских ораториях затрагивает события «Сильмариллиона», за который далеко не всегда берутся музыканты: в силу особенностей языка написания и структуры повествования книга представляет определенную сложность как для прочтения, так и для интерпретации. На данный момент Lind Erebros записал три оратории, каждая из которых повествуют о жизни и событиях, произошедших в Благословенном

Тонкая, изысканная музыка с нежным женским вокалом звучит так, словно она была написана в параллельном мире на внеземных инструментах и спущена на Землю в доказательство того, что эльфы, как и сказка, всё-таки существуют.

Крае Валиноре, деяниях Эльфов Нолдор в Средиземье и красивейшей истории любви смертного человека Берена и эльфийской девы Лутиэн. Целью Lind Erebros не стоит воссоздание звучания Средиземья, а написание некоего саундтрека к определённым событиям книг, когда музыка иллюстрирует происходящее, затрагивает струны души и прекрасно дополняет тексты рукописи.

Недавно проект вышел на новый виток развития: в мае 2017 года в московском метро в рамках программы «Опера в метро» состоялся предпоказ постановки по Сильмариллиону на музыку Lind Erebros. Основываясь на первой оратории — «Rebirth of Light», повествующей о жизни в Валиноре, создании Эльфом Феанором камней Сильмариллей, уничтожении Двух Древ Валинора и бунте Эльфов Нолдор, опера представляет собой многогранную постановку, где классическая музыка идёт рука об руку с хореографией, балетом, классическим вокалом и оперным сопрано. Минимализм в костюмах и в исполнении не отвлекал от главного действа, а лишь придал ему колорит. Теперь нам остаётся ждать, что данная опера выйдет и на большую сцену, о чем Михаил Костылев мечтает с момента основания Lind Erebros.

 

Инструментальное Средиземье.

Классические постановки — вовсе не новое явление в музыке, посвященной Средиземью. Нидерландский композитор Йохан де Май в конце 80-х записал по «Властелину Колец» симфонию для духового оркестра. На создание произведения у композитора ушло три года. Эта работа стала первой симфонией композитора для духового оркестра, и именно поэтому на момент ее создания многие не рекомендовали де Маю записывать подобное произведение, аргументируя это тем, что не каждый возьмется за исполнение такого труда. Однако именно эта симфония сделала де Мая одним из лучших  композиторов для духового оркестра и вывела его на ведущие позиции в мире классической музыки. 

 

 

«Симфония № 1. Властелин Колец» состоит из пяти действий, каждое из которых рассказывает об определенном герое или событии из книги. Характер персонажей и событий отражены в подборе инструментов и темпе, настроении и подаче действий. Сильная натура Гэндальфа, двойственность Голлума, веселость Хоббитов, загадочный Лориэн и мрачная Мориа — все они нашли прекрасное отражение в работе де Мая. Симфония удостоилась многих музыкальных наград и по сей день является одной из самых любимых и популярных по «Властелину Колец».

Инструментальные композиции, выполненные не только в классическом стиле, также часто встречаются среди музыки о Средиземье. Дэвид и Диана Аркенстон записали «Music Inspired by Middle-earth» — коллекцию треков, повествующих о событиях «Властелина Колец», в жанре нью-эйдж.

Кукла

Являясь большим поклонником книг Толкина, Дэвид Аркенстон всегда мечтал создать пластинку, посвященную любимым книгам. В результате у него получились красивые, музыкальные зарисовки — разные по настроению, характеру и тональности. При записи альбома музыканты не ограничивали себя никакими рамками и использовали различные подходы и техники при записи. На «Music Inspired by Middle-earth» можно услышать и кельтские мотивы, и классический оркестр, и необычные инструменты, как, например, мелодическую гармонику или мандолину. Творческий подход Дэвида и Дианы отразился в разноплановой пластинке, которая таит в себе множество ярких и нестандартных решений и придётся по вкусу любителям качественной инструментальной музыки.

Нестандартная, окутанная психоделической атмосферой работа была записана Бо Ханссоном в 70-е годы. Впервые альбом, озаглавленный «Sagan om Ringen», вышел в Швеции и имел там значительный успех. 

В 1972 году пластинка вышла в Великобритании под измененным названием «Music Inspired by The Lord of the Rings». Релиз был прекрасно принят в Королевстве, потому что его выход пришелся на пик популярности книг Толкина. 

Обложка альбома Music Inspired by The Lord of the Rings Бо Ханссона (1972)

Обложка альбома Music Inspired by The Lord of the Rings Бо Ханссона (1972)

Кроме того, интересный подход к написанию треков, несомненно, сказался на успехе: качественный прогрессивный инструментальный рок мало кого мог оставить равнодушным. Ханссон представил на суд публики коллекцию с замысловатой атмосферой и причудливыми музыкальными решениями, которые задали весьма нестандартное и свежее настроение всему альбому. Многие и по сей день считают «Music Inspired by The Lord of the Rings» Бо Ханссона образцом идеального прогрессивного рока.

 

Толкин в современной музыке. 

Из иных музыкальных адаптаций по Средиземью выделяется работа Боба Кэтли «Middle-earth», в которой он интерпретирует тематики Средиземья на современный лад. Это мелодичный рок-альбом по Средиземью, который получил высокие оценки критиков и поклонников. На пластинке Кэтли выступает рассказчиком, повествуя слушателям об основных историях и событиях «Властелина Колец». Выпускать подобные альбомы в рамках современной популярной музыки зачастую рискованно, потому что многие могут рассматривать все принятые музыкантами решения под микроскопом, и при подготовке своей пластинки Боб Кэтли прекрасно это осознавал. При записи «Middle-earth» музыкант, будучи большим поклонником Толкина, вложил в него душу и представил пластинку не ради одобрения критиков, а в стремлении поделиться своей любовью к созданному Профессором миру со своими слушателями, и это отношение музыканта чувствуется при прослушивании его произведения.

При записи «Middle-earth» музыкант, будучи большим поклонником Толкина, вложил в него душу и представил пластинку не ради одобрения критиков, а в стремлении поделиться своей любовью к созданному Профессором миру со своими слушателями, и это отношение музыканта чувствуется при прослушивании его произведения.

Для тех, кто любит музыку потяжелее, но желает слушать композиции о Средиземье, также найдётся пластинка по вкусу. Ставшая уже классикой посвящения миру Толкина в тяжёлой музыке «Nightfall in Middle-earth» от Blind Guardian не слушал, наверное, только самый ленивый любитель книг Профессора. Основываясь на «Сильмариллионе», альбом прекрасно сочетает в себе пауэр-метал, приправленный фолком, сочетание полноценных композиций и интерлюдий. Хотя «Nightfall in Middle-earth» не является рок-оперой, его часто сравнивали с подходом группы Queen к записи альбомов — с грандиозным размахом и театрализованностью. По словам самих Blind Guardian, их альбом призван выразить уважение музыкантов к книгам Профессора и отдать дань созданному им миру.

Из других интереснейших представителей тяжёлой музыки Средиземья особо стоит выделить калининградцев Moongates Guardian. Их релизы — это вариативные по своему объёму пластинки в жанре эпик блэк метал, где глубокие, насыщенные, атмосферные пассажи переплетаются с тяжеловесными и скоростными партиями, приправленными суровым гроулингом. Виртуозно сочетая возвышенное и тяжёлое в музыке, Moongates Guardian представляют слушателям свои интерпретации различных элементов книг Толкина в отточенном, индивидуальном, уникальном стиле.

Музыка, навеянная Средиземьем, многообразна и обширна, и затронуть в одной статье всех музыкантов, творящих под впечатлением от этого мира, не представляется возможным. Книги Толкина, которые уже не одно десятилетие являются любимыми произведениями многих, вдохновляют музыкантов на написание совершенно разной музыки, и какими бы ни были ваши музыкальные пристрастия, среди представленного многообразия вы сможете найти себе альбом по душе. ■

Ольга Поломошнова

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER

Вход

Войти с помощью социальных сетей

Регистрация

Войти

Зарегистрироваться с помощью социальных сетей

Восстановка пароля

Зарегистрироваться
Войти

Нашли ошибку в тексте?

Carpenter, H.  – The Letters of J. R. R. Tolkien; with the assistance of Christopher Tolkien; HarperCollinsPublishers; London; 2012 (Kindle edition).

Наследие Толкина

Это организация, держащая права на произведения Толкина.

Источник: www.tolkien-ensemble.net

Источник: strangehorizons.com/

Источник: inelvenlands.com

Имеется ввиду день, когда Ноулз посетил посвящённую Толкину выставку и своими глазами увидел его рукописи.