Мы Вконтакте Мы в Facebook

Мы обнаружили, что вы используете Adblock. Мы знаем, как для вас важно иметь беспрепятственный доступ к знаниям - поэтому ради поддержания сайта мы оставляем только ненавязчивую рекламу. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием.

Как отключить: Инструкция

Описание к картинке

Меню

Рубрика Слово главного редактора

Музыка – гармония звуков, литература – слова, несущие смысл. Между этими абстрактными полюсами расположилось всё многообразие музыкальных и литературных произведений, когда-либо созданных человечеством. Можете ли вы вспомнить, когда эти искусства были единым целым, не мыслились отдельно друг от друга? Из тех далёких времён до нас дошли эпические песни, лира как символ поэзии, одна из книг Библии, названная по имени музыкального инструмента. Постепенно тексты начали записывать, а из звуков создавать самоценные гармонические сочетания. Но память о прошлом постоянно даёт о себе знать: композиторы и литераторы продолжают эксперименты, ставя под вопрос границы между этими видами искусства.

Если исследовать эту территорию со стороны словесности, то сначала мы встретим писателей-меломанов, которые переживают музыку и описывают свои ощущения в литературе. Их пленяет музыка, а они пленяют читателей. Совсем иные обитатели этой творческой вселенной – писатели-музыканты. Они видят структуру музыкального и словесного произведений, сопоставляют их и соединяют в причудливых сочетаниях. Читатель не слышит музыку, а чувствует её. Дальше всех от литературного абсолюта находятся поэты. Многие из них намеренно оттачивают звучание стихотворений, иногда вовсе лишая слова смысла. Они пытаются скопировать то влияние на сознание человека, которое может оказать только музыка: но литературе его вряд ли удастся достичь. Даже когда стихотворный текст становится песней, звуковой и словесный ряды часто существуют как бы параллельно друг другу, не превращаясь в единое целое.

Композиторы и музыканты, подобно магам, подчиняют себе сознание слушателей – за несколько минут мелодия может заставить аудиторию смеяться и плакать, разгневаться и успокоиться. Писатели, начиная с романтиков, пытаются разгадать их секрет, создавая образы гениальных и даже демонических творцов и исполнителей. Герои, которые слышат музыку сфер, но не слышат людской толпы, появляются то в одной, то в другой литературной традиции, и всегда приковывают внимание читателей.

Однако по другую сторону невидимой границы те самые композиторы, таинственные волшебники звука, восхищаются творениями писателей. Человеческие эмоции, захватывающие истории и целые вселенные, существующие на скромных и молчаливых печатных листах, вдохновляют музыкантов на новые произведения. Эта своеобразная творческая спираль продолжает дарить нам, читателям и слушателям, всё новые и новые произведения, которые мы можем также бесконечно обсуждать.

Анализу литературной стороны описанной спирали и посвящён июльский номер «Эстезиса». Прочувствуйте «музыкальность» литературного текста, познакомьтесь с музыкантами, композиторами и меломанами (осторожно, среди них встречаются демоны), пройдитесь по беззвучным и вполне реальным плейлистам – попробуйте ощутить музыку, скрытую в слове. В номере присутствуют не только писатели и поэты, посвятившие свои произведения музыке: мы никак не могли пройти мимо нашего коллеги, филолога, профессора Базельского университета, а по совместительству одного из самых влиятельных философов последних двух столетий – Фридриха Ницше.

Приятного чтения (и прослушивания)!

Всегда Ваш,

Ælfreak

Главный редактор журнала «Эстезис».

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER

Вход

Войти с помощью социальных сетей

Регистрация

Войти

Зарегистрироваться с помощью социальных сетей

Восстановка пароля

Зарегистрироваться
Войти

Нашли ошибку в тексте?