Мы Вконтакте Мы в Facebook

Мы обнаружили, что вы используете Adblock. Мы знаем, как для вас важно иметь беспрепятственный доступ к знаниям - поэтому ради поддержания сайта мы оставляем только ненавязчивую рекламу. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием.

Как отключить: Инструкция

Описание к картинке

Меню

Рубрика Анализ произведения

СТАТЬЯИгра воображения. Фантазия о себе в «Литературной биографии» С.Т. Кольриджа

Провозглашенная в XX столетии постмодернистами смерть субъекта, в XXI веке породила новые практики его самоутверждения. Сегодня в открытом виртуальном пространстве Всемирной компьютерной сети, с помощью социальных сетей, различных блогов и влогов любой индивид формирует свой собственный образ, занимается самонаблюдением, ведет дневники и публикует отчеты с эпизодами из жизни.

В данной статье мне хотелось бы обратиться к истокам этой практики интроспекции. Этот метод самонаблюдения (лат. intro-внутрь, spectare-смотреть) и анализа процесса непосредственного переживания явлений предметной действительности хронологически считается первым методом психологической науки и связан с именами Р. Декарта и Дж. Локка. Результаты интроспекции могут быть выражены в форме устного или письменного самоотчета, в виде реконструкции переживаний. Сложность процедуры заключается в разработке подходящего метаязыка для описания своего восприятия и переживаний*.

В XIX в. идея объективации индивидуального сознания получила развитие в контексте вопроса об авторской субъективности. Множество дискуссий выдающихся мыслителей столетия были связаны с вопросами о связи индивидуальности автора и его произведений, что породило особый интерес к мемуарной и биографической прозе.

Один из интереснейших образцов такой литературно-критической саморефлексии представлен в известной книге английского романтика С.Т. Кольриджа «Литературная биография». В рамках этого литературно-художественного произведения читатель знакомится с Кольриджем — поэтом, литературным критиком, философом, другом, отцом и пр.

Методология самоанализа в этой книге демонстрирует уникальную модель мышления романтика, позволяет определить вектор его интересов, выявить факты литературных и внелитературных влияний и очертить круг чтения и знакомств поэта. Данное произведение отражает важнейшие моменты процесса становления творческой личности.

Это двухтомное сочинение было издано под полным названием «Литературная биография, или Биографические очерки о моей литературной жизни и мнениях» (Biographia Literaria or Biographical Sketches of My Literary Life and Opinions, 1817)*. Изначально публикация данного текста планировалась в виде предисловия к изданию сборника стихов «Листы Сивиллы» (Sibylline leaves, 1817). Но позднее Кольридж решил, что его «автобиография» должна стать «цельной книгой» из отдельных глав, значительная часть которых будет посвящена философии — не только самой интересной, но и самой занимательной теме в книге, а в контексте историй из жизни автора, философская проблематика «станет прикладным элементом повествования вследствие ее близости к искусству вообще и к поэзии в частности»*.

Методология самоанализа в этой книге демонстрирует уникальную модель мышления романтика, позволяет определить вектор его интересов, выявить факты литературных и внелитературных влияний и очертить круг чтения и знакомств поэта.

Обычно эту книгу рассматривают как своеобразный философско-эстетический манифест романтика, однако, на самом деле этот уникальный текст, который можно изучать одновременно и как автобиографию, и как публицистическую прозу, и даже как художественное произведение. Сам автор называет это сочинение «очерками» о своей интеллектуальной жизни и принципах и пишет, что создал их, во-первых, с целью оправдать себя перед теми, кто зовет его бездельником, во-вторых, потому что хочет не просто заявить о своих эстетических принципах, но раз и навсегда покончить с какой бы то ни было неоднозначностью и спорами о природе и языке поэзии*.

Наряду с формальным «самоотчетом», написанным в публицистическом стиле серьезных философских размышлений, в книге присутствуют элементы игрового начала и иронии, свидетельствующие об определенной художественной концепции автора. Поэтому наиболее сложными, малоизученными и одновременно очень интересными темами сегодня остаются художественная составляющая и архитектоника этого произведения.

Так, помимо большого количества аллегорий, сравнений, метафор, аллюзий и других выразительных средств очень образного и эмоционального языка, Кольридж использует оригинальное композиционное оформление работы и прибегает к помощи особых художественных приемов, которые можно назвать новаторскими и даже авангардными. Например, можно сказать, что его экспериментальная техника описания хронотопа, употребление автоцитат, скрытых цитат и метатекста, а также необычные символы, психологизм и жанровое своеобразие произведения обозначили новые тенденции в развитии литературы девятнадцатого, двадцатого и даже двадцать первого столетия.

 

Архитектоника «Литературной биографии» и четыре идентичности автора

В широком смысле в искусстве «архитектоника» (гр. architektonikē— «строительное искусство») понимается как общий эстетический план построения художественного произведения, принципиальная взаимосвязь его частей*. М.М. Бахтин, разграничивает «архитектонические формы» и «композиционные формы». Первые он относит к структуре эстетического объекта — единству эмоциональных впечатлений от «соприкосновения» с произведением, а вторые — к структуре произведения как материального артефакта, который, в свою очередь, обладает потенциалом воздействия и провоцирует в воспринимающем сознании особый акт вторичного творчества, объединяющий эстетический объект и элементы его материальной основы*.

Обратимся к этой концепции, чтобы выявить взаимосвязь формы и содержания в «Литературной биографии». Композиция «Литературной биографии» мыслится нам в форме коллажа из фрагментов, разных по форме и содержанию — цитат, писем, афоризмов, анекдотов, размышлений, критических очерков, поэтических фрагментов и пр. Архитектонику же этого произведения определяет эффективное применение романтической концепции фрагмента для выражения эстетической целостности «Литературной биографии» как художественного произведения. Одним из первых среди романтиков концепцию романтического фрагмента описал Фр. Шлегель. В своих трудах немецкий философ определяет фрагмент как идеальную и универсальную форму, позволяющую демонстрировать особенности процесса восприятия и мышления, когда множество идей, представляющих собой разрозненные фрагменты, посредством целеполагания становятся частью открытой системы, позволяющей выявлять в различных комбинациях этих фрагментов определенный смысл*. Этот симфилософский метод открытой системы идей действует и у Кольриджа.

Фрагментарность архитектоники «Литературной биографии» позволила поэту создать своеобразный текст-трансформер, где фокус читателя определяет содержание, суть и даже жанровую форму его высказывания. К примеру, ориентируясь на данный принцип, разделим, условно, все произведение на четыре части: собственно автобиографические воспоминания (I-IV гл.), философские (V-XIV гл.) и литературно-критические размышления (XV-XXIV гл.) и особым статусом в этом случае можно наделить фрагмент «Письма Сатирона» (Satyrane's Letters, 1809) — совершенно уникальное пространство литературно-художественного нарратива в контексте «Литературной биографии» (XXII гл.).

Одним из главных мотивов Кольриджа было желание написать сочинение о своей «интеллектуальной жизни и принципах», в которых поэт хотел раскрыть новые грани литературного творчества и романтического миросозерцания.

Но, начав свою книгу, он столкнулся с проблемой объективного описания своего образа. В философских главах «Литературной биографии» в поисках методологии объективной саморефлексии он последовательно знакомит читателя с теориями, аргументами и выводами из работ таких мыслителей как Аристотель, Хартли, Декарт, Лейбниц, Кант, Фихте, Шеллинг и др. о принципах восприятия и мышления, о том, как отличить разум и рассудок, субъект и объект, фантазию и воображение. Кольридж пишет, что для осуществления подобной процедуры саморефлексии необходимо чтобы символ и интерпретирующее его сознание обрели виртуальное тождество — для этого разум должен задействовать очень важную для творческой деятельности — способность воображения*. Демонстрируя суть своей теории, он нивелирует границу между достоверностью и художественным вымыслом, между документальностью автобиографии и иллюзорным пространством романтических фантазмов. 

Портрет С. Т. Кольриджа кисти П. ван Дейка, 1795.

Для этого он создает четыре идентичности или образа, которые сосуществуют в различных пространствах — в реальном (публичном пространстве текста и частном пространстве индивидуального сознания автора), идеальном (трансцендентальном и метафизическом) и гиперреальном (искусственной и схематичной модели романтического мира).

Вначале перед нами Кольридж как биографический автор. Эта сущность исключительно важна для поэта. В ней читатель сближается с автором. Мы видим Кольриджа — студента, мужа, отца, друга, который делится частными переживаниями о своих жизненных радостях и невзгодах. Он планирует идеальную семейную жизнь, путешествует, страдает от депрессии и проблем со здоровьем. Автобиографичность книги также важна для Кольриджа как писателя.

Опубликовав «Литературную биографию» и «Листы Сивиллы», он впервые получил возможность подписать их своим именем, к тому же, в «Литературной биографии» он заявляет о себе не только как поэт, но и как критик, и переводчик, и философ и даже драматург. Эти амплуа имплицитно представлены в автопортрете поэта — Кольридж отмечает свое сходство с немецким поэтом Лессингом, описание которого противопоставлено гротескному изображению другого немецкого поэта — Клопштока, олицетворяющего уходящую эпоху консервативных классиков.

С помощью своей псевдоидентичности — образа вымышленного друга — советчика и критика, Кольридж отказывается от еще одной роли-маски — философа. От лица своего почитателя он пишет письмо с просьбой не публиковать сложные философские части главы о природе и сущности воображения, так как читателям будет сложно разобраться в хитросплетениях его абстрактных философских идей.

Наконец, совершенно в ином ключе и как бы в другом пространстве, отдельно от перечисленных образов и социальных ролей, он изображает еще одного двойника — литературно-мифического героя Сатирона.

 

«Письма Сатирона» — душа поэта

Изначально «Письма Сатирона» были опубликованы в цикле очерков о современных нравах, литературе и политике в журнале «Друг» (Friend, 1809 г.). Это творчески доработанные отрывки из трех писем, действительно написанных Кольриджем во время пребывания в Германии в 1798-1799 гг. В 1817 г. он перенес их в «Литературную биографию». Сделав фрагмент частью двадцать второй главы, он сохранил свой заголовок и предварил его комментарием: «… я хотел бы представить себя Читателю таким, каким я был на заре своей литературной жизни»*. Отсутствие явной связи этого флэшбэка с общей композицией текста придает фрагменту особый акцент. Двадцать вторая глава посвящена — анализу ошибок Вордсворта в суждениях о поэзии, от которых, по мнению Кольриджа, происходят «характерные дефекты» его стихов.

С помощью своей псевдоидентичности — образа вымышленного друга — советчика и критика, Кольридж отказывается от еще одной роли-маски — философа.

В главе Кольридж рассматривает примеры удачных и неудачных решений Вордсворта, отсылая читателя к цитатам из поэмы «Прогулка» (The Excursion, 1814), которая, как и его «биография души» — поэма «Прелюдия» (The Prelude, 1797-1850), должна была стать частью большой так и не завершенной философской поэмы «Отшельник» (The Recluse). Таким образом, этот «монтаж» литературных фрагментов позволил Кольриджу провести параллель между теоретическими принципами, изложенными в известном предисловии Вордсворта ко второму изданию «Лирических баллад» и своей философской концепцией о поэтическом искусстве, представленной в «Литературной биографии», между героем автобиографической поэмы Вордсворта и своим альтер эго Сатироном.

Заглавие фрагмента отсылает читателя к первоисточнику ― журналу «Друг», здесь во вступлении Кольридж знакомит нас с «автором» писем — «почившим ныне другом», который был известен своей веселостью и пылким нравом, близкие называли его «Идолокрушитель Сатирон»*. Свой литературный антропоним Кольридж заимствует из поэмы Спенсера «Королева фей».

Анализ этого психологического портрета Кольриджа выявляет не только комплекс важных мировоззренческих ориентиров поэта, связанных с именами Сократа, Канта, Спенсера и пр.

В выборе этого образа проявляются рефлексии о скрытых первоосновах его «Я»: доблесть и куртуазность спенсеровского Сэра Сатирона, «рыцаря от природы» олицетворяет «Сверх-Я» — некую сумму априорных принципов морали и совести, зафиксированных канонами и нормами культуры в виде общечеловеческих ценностей и идеалов; а животное естество и инстинкты Сатира, веселого спутника Диониса, воплощающего беспорядок и хаос, символизируют бессознательное «ОНО» — иррациональные импульсы, которые, обуславливают свободный поэтический дар и гениальность романтика и объясняют мотивы его противоречивых поступков.

Таким образом Сатирон не только объединяет все названные нами ипостаси двойников-посредников — эталонное (идеалы), ролевое (философ-критик) и вещное (предметный мир) сознание. Он символизирует идею творческой свободы, интуитивное, материально-телесное и духовное начало.

Была ли эта творческая попытка саморефлексии удачной или трюк с остранением и желание разглядеть себя в образах двойников стала всего лишь очередным описанием субъективных представлений о себе, вызванных внутренними противоречиями и влечением к самосозерцанию, результатом которых стало самоотрицание и отчуждение от внешнего мира?

Возможно для нас ответ неочевиден, но Кольридж для себя его нашел. Используя принципы трансцендентальной философии и потенциал творческого воображения, он доказывает, что даже осознав границы своих способностей, с помощью изобразительных средств поэтического искусства можно создать условия, когда разум сможет разомкнуть «тесные рамки обыденной жизни» и, преодолев границы эмпирической реальности, «нарисовать своему мысленному взору, как на картине, образ большего и лучшего мира» — вселенной, где обитает множество видимых и невидимых существ*.

Это состояние разума, погруженного в глубокий транс и созерцающего великолепие внешнего мира, описано в цитате из Пиндара, которой Кольридж заканчивает «Литературную биографию». В цитате прослеживается мысль о переживании чувства сопричастности к таинству постижения мира, о миссии поэта-творца, хранителя Логоса и о роли творческого воображения художника, способного пережить и выразить средствами искусства эти иррациональные и мистические моменты трансцендентального постижения истины:«Ночь, священная ночь! взор, устремленный ввысь, узрит лишь небеса в звездах: и этот взгляд извне замрет при виде звездного мерцания в величественной бесконечности, но множество солнц других миров лишь смиряет волнение души, во время акта непорочного благоговения духа перед великим Я ЕСМЬ, и сыновьим СЛОВОМ, которое звучит снова и снова от вечности к вечности, чье эхо и есть вселенная. ТОЛЬКО БОГУ СЛАВА»*.

Была ли эта творческая попытка саморефлексии удачной или трюк с остранением и желание разглядеть себя в образах двойников стала всего лишь очередным описанием субъективных представлений о себе, вызванных внутренними противоречиями и влечением к самосозерцанию, результатом которых стало самоотрицание и отчуждение от внешнего мира?

Теософия (гр. theosophia < theos - бог + sophia - мудрость) — религиозно-мистическое учение о богопознании через единение человеческой души с божеством и о возможности непосредственного созерцания трансцендентального мира. См также: гностицизм и неоплатонизм.

В этих мистических строках состояние трансцендентального созерцания мира сопровождает некая тайна самозабвения, которое в контексте натурфилософии и трансцендентального идеализма превращается в метафору созерцания природы, обращения к внешнему миру, по контрасту с интроспекцией. Здесь Кольридж выступает как медиатор, объединивший оккультно-мистические представления Бёме и рационально-философские идеи Шеллинга — обретение истинного знания о себе поэту представляется возможным лишь в теософском смысле — как отыскание Бога через любовь к миру. Однако в поздних произведениях Кольриджа этот мотив самоотречения усиливается. Так, в стихотворении «Самопознание» (Self-knowledge, 1832), написанном через много лет после «Литературной биографии», Кольридж трактует эту философскую идею уже иначе. Пройденный жизненный путь заставляет поэта пересмотреть свое отношение к известной романтической концепции. Он отрекается от романтического «Познай себя!». Его новый девиз приобретает подлинно религиозный пафос. Поэт призывает усмирить свое тщеславие, отказаться от бессмысленных и безуспешных попыток познать себя и обратиться к Богу, обретя веру и надежду на спасение через покаяние: «Забудь себя и устреми свое познанье к Богу!».■

Анастасия Михайлова

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER

Вход

Войти с помощью социальных сетей

Регистрация

Войти

Зарегистрироваться с помощью социальных сетей

Восстановка пароля

Зарегистрироваться
Войти

Нашли ошибку в тексте?

Поликарпов В.А. Интроспекция. // Всемирная энциклопедия: Философия. / Гл. науч. ред. и сост. А.А. Грицанов. — М.: АСТ, 2001. — 1312 с. C. 423-424.

Текст «Литературной биографии» цитируется по изданию: Coleridge S.T. Biographia Literaria or Biographical Sketches of My Literary Life and Opinions: In 2 vols. [Ed. by J. Engell and W.J. Bate]. Princeton: Princeton Univ. Press, 1983. Здесь и далее здание обозначается: BL. Vol. I; BL. Vol. II.BL; Vol. I, P. 4.

The Collected Letters of Samuel Taylor Coleridge. In 6 vols., vol. 4 (1815 – 1819). Letter № 1014. Oxford: Clarendon press, 1959. P. 646 – 647.

The Collected Letters of Samuel Taylor Coleridge. In 6 vols., vol. 4 (1815 – 1819). Letter № 1014. Oxford: Clarendon press, 1959. P. 646 – 647.

Словарь иностранных слов. —М.: Рус.яз., 1984. C. 55.

М. Бахтин. Вопросы литературы и эстетики. Исследо­вания разных лет. М.: «Худож. лит.», 1975. — 503 c.,  с. 16-21.

Шлегель Ф. Критические Фрагменты. // Эстетика. Философия. Критика. В 2 т., т. 1. М.: Искусство, 1983. С. 286.

Концепция йенских романтиков (бр. Шлегели, Новалис) о совместном творчестве, результатом которого должен стать диалог, порождающий синтез философии, поэзии и искусства. Подробнее см. Hamilton P. Coleridge and German Philosophy: The Poet in the Land of Logic. London: Continuum, 2007.

BL. Vol. I. P. 72 - 73.

BL. Vol. II. P. 159.

Coleridge S.T. The Friend; Series of Essays. London, 1812. № 14. P. 210 – 213. Режим доступа: http://babel.hathitrust.org/cgi/pt?id=dul1.ark:/13960/t3hx2n37x;view=1up;seq=227 (дата обращения: 22.06.16).

Кольридж. Стихи. Сказание о старом Мореходе. — М.: Наука, 1974. С. 5.

BL. Vol. II. P. 247-248. (It is night, sacred night! the upraised eye views only the starry heaven which manifests itself alone: and the outward beholding is fixed on the sparks twinkling in the awful depth, though suns of other worlds, only to preserve the soul steady and collected in its pure act of inward adoration to the great I AM, and to the filial WORD that re-affirmeth it from eternity to eternity, whose choral echo is the universe. THEO, MONO, DOXA (Glory to God alone)). Перевод мой - А.М.