Мы Вконтакте Мы в Facebook

Мы обнаружили, что вы используете Adblock. Мы знаем, как для вас важно иметь беспрепятственный доступ к знаниям - поэтому ради поддержания сайта мы оставляем только ненавязчивую рекламу. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием.

Как отключить: Инструкция

Описание к картинке

Меню

Рубрика Лучшие из лучших

СТАТЬЯКритики как художники

Каким мы представляем себе критика? Скорее всего, серьёзным человеком, который читает тонны книг, а потом пишет разгромные или хвалебные рецензии и заметки о литературном процессе своего времени. Но бывают и те, кто подходит к работе творчески – они превращают критику в настоящие шедевры. Я составила топ-5 критиков и их художественно-критических произведений, не пропуская и теоретиков ранних эпох, которые не столько оценивали, сколько предписывали, как создавать литературу.

5. Оскар Уайльд. «Упадок лжи» (1889) и «Критик как художник» (1891)

Уайльд, несмотря на видимую парадоксальность своих высказываний, в творчестве старался полностью следовать своим убеждениям. И его критика не стала исключением. В эссе «Критик как художник» писатель утверждает, что между критикой и творчеством нет, в сущности, никакой разницы. И пишет он это в форме сократического, или философского, диалога, в подражание Платону. В начале читатель видит список действующих лиц – двух друзей, Гилберта и Эрнеста, а также ремарку о том, что они находятся в библиотеке дома на площади Пиккадилли.

Персонажи ведут непринуждённую беседу о литературе, иногда отвлекаясь, к примеру, на предложение сыграть на фортепиано. Постепенно реплики Гилберта превращаются в монологи, прерываемые вопросами Эрнеста. К концу второй части эссе персонажи окончательно становятся декоративными, они необходимы, чтобы передать движение мысли Уайльда. Можно подумать, что писатель поленился прописывать характеры героев, однако в данном случае он действовал сугубо в рамках жанра.

Более раннее эссе, «Упадок лжи», также написано в форме философского диалога. Сирил и Вивиан беседуют об искусстве в библиотеке дома в Ноттингемпшире. Уайльд усложняет форму – в какой-то момент Вивиан начинает зачитывать своё собственное эссе под названием «Упадок лжи: протест».

Оскар Уайльд. Фото Н. Сарони, 1882

Здесь писателю даже не нужно стараться сделать текст похожим на живой дружеский диалог – в какой-то момент он просто вставляет, открыв кавычки, публицистический текст, который, естественно, прерывается вопросами Сирила и репликами Вивиана.

Несмотря на то, что в эссе Уайльда есть персонажи и даже конкретное место действия, они написаны в жанре, который традиционно не считается художественным. И поэтому Оскар Уайльд занимает в нашем топе только пятое место.

 

4. Квинт Гораций Флакк. «Послание к Пизонам» (19 г. до н. э.)

«Искусство поэзии» или «Послание к Пизонам» – самое древнее произведение в нашем списке. Оно было создано ещё тогда, когда теоретики предписывали поэтам, как необходимо правильно писать стихи. Однако по форме текст Горация совсем не похож на серьёзный трактат.

Текст представляет из себя письмо Луцию Кальпурнию Пизону, в котором в непринуждённом тоне рассказывает 30 максим о творчестве. Все они умещаются в 476 строк, написанных гекзаметром. И хотя стихотворная форма и размер кажутся нам сейчас больше уместными в серьёзной поэме, чем в письме приятелю, для Горация такое сочетание было в порядке вещей.

Несмотря на своеобразное оформление, «Искусство поэзии» Горация занимает очень важное место в истории критики и теории литературы. Дружеское письмо, в котором Гораций спорит с Платоном и описывает создание стихов как ремесло, пережило 2000 лет и ценилось, на протяжении своей истории, намного больше, чем огромные и сложные трактаты других теоретиков. Недаром ещё один участник нашего топа, Николя Буало, назвал свой текст «Искусство поэзии».

 

3. Александр Поуп. «Дунсиада» (1728-1743)

Одно из самых оригинальных произведений в нашем списке – ироикомическая поэма «Дунсиада». Её написал знаменитый английский поэт XVIII века А. Поуп, который прославился ещё одним произведением в этом жанре, поэмой «Похищение локона».

Портрет А. Поупа кисти М. Даля, 1727

«Дунсиада» рассказывает о том, как богиня Тупость (Dullness) выбирает себе нового короля и устраивает «героические» игры (heroic games). Королём становится Льюис Теобальд, который до этого приносит в жертву свои пустые и ненужные «девственные» (так как их никто не читал) стихи. В последней книге поэмы Теобальд переносится в Храм Тупости, где видит сны о путешествии в Аид и слушает пророчество предыдущего короля о будущем.

С одной стороны, поэму можно назвать сатирой на современное поэту общество. И действительно, Поуп достаточно много текста посвящает критике своих политических оппонентов. С другой стороны, поэт обрушивается на бездарных и продажных литераторов. На «героических» играх соревнуются продавцы книг (которые на тот момент исполняли функции издателей) за право издавать писателя-аристократа, который своим титулом обеспечит продажи, писатели – за богатого патрона, критики пытаются произвести самый бессмысленный звук, чтобы впечатлить короля обезьян. Поуп не голословен – он изображает не абстрактных персонажей, а использует конкретные имена людей, известных в литературной среде. Неудивительно, что история поэмы была скандальной, а Поупу угрожали расправой.

Однако именно эта особенность – использование подлинных имён – позволила «Дунсиаде» попасть в наш список. Поуп высказывает своё мнение о своих коллегах и современниках, и подходит к этому поистине творчески. Он оформляет поэму по всем канонам античного эпоса: призывает музу в самом начале, описывает путешествие героя в Аид.

Но вместо весёлой насмешки над «высокой» формой, которая отличает ироикомическую поэму, здесь читатель находит едкую критику, сатиру, пугающую иной раз и современного читателя.

 

2. Николя Буало. «Искусство поэзии» (1674)

Николя Буало, суровый законодатель мод французской классицистической литературы, запоминается обычно как тиран и деспот, не дающий вольной романтической душе разрушить сковывающий канон. Редко кто вспоминает, что на момент написания знаменитого трактата в стихах до романтизма оставалось ещё целое столетие, а сам Буало был известным поэтом. И трактат свой он написал в стихах.

Портрет Н. Буало кисти Ж.-Б. Сантера, 1678

Безусловно, Буало вдохновлялся «Искусством поэзии» Горация, которое мы упоминали выше. Но текст XVII века – это уже не послание, а настоящая поэма. Он свободно использует метафоры, пытаясь максимально понятно донести до читателей основы теории классицизма. И александрийский стих, столь нелюбимый романтиками, выглядит в «Искусстве поэзии» вполне естественно и органично.

Стихотворная форма не мешает Буало говорить как об общих принципах литературного творчества (чему посвящены первая и четвёртая книги), так и о написании произведений в отдельных жанрах (об этом он пишет во второй и третьей книгах). Знаменитый классицист, таким образом, показывает невероятную гибкость этого литературного направления, которая уже через сто лет превратится в закосневший штамп.

Снорри Стурлусон. Иллюстрация К. Крога, 1899.

1. Снорри Стурлусон. «Младшая Эдда» (1222-1225)

Ещё один учебник поэзии, ещё один текст, предписывающий, как правильно писать стихи. Однако, в отличие от «Искусства поэзии» Буало и даже «Послания» Горация, «Младшую Эдду» продолжают читать и перечитывать огромное количество людей. «Эдда» (а именно так назвал её Снорри Стурлусон), стала полноправной частью исландской художественной литературы. В чём же причина такой судьбы у обычного учебника, да ещё написанного для поэзии на редком языке?

Ответ кроется в подходе Снорри Стурлусона к стихотворному искусству. Знаменитый скальд считал, что хорошие скальдические стихи обязательно должны быть основаны на кеннингах, а те, в свою очередь, на материале скандинавских мифов. Стоит напомнить читателям, что во времена Стурлусона Исландия давно уже приняла христианство, и знание мифологии было не повсеместным. Именно поэтому Стурлусон посвящает почти половину книги описанию историй о богах и героях, и даже ту часть, которая посвящена языку поэзии, представляет в виде диалога между двумя богами.

Снорри Стурлусон хотел сохранить традицию скальдического стиха, а оставил потомкам огромный мифологический справочник, который оказался намного более востребованным, чем поэтический учебник. Для нас, современных читателей, художественная составляющая «Младшей Эдды» окончательно вытеснила теоретическую – и поэтому Снорри Стурлусон неожиданно для самого себя оказывается на первом месте нашего топа.■

Эльнара Ахмедова

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER

Вход

Войти с помощью социальных сетей

Регистрация

Войти

Зарегистрироваться с помощью социальных сетей

Восстановка пароля

Зарегистрироваться
Войти

Нашли ошибку в тексте?

Кеннинг

Особый литературный приём, в котором имя собственное или нарицательное заменяется описательным словосочетанием. Части кеннинга также могли быть заменены словосочетаниями.