Мы Вконтакте Мы в Facebook

Мы обнаружили, что вы используете Adblock. Мы знаем, как для вас важно иметь беспрепятственный доступ к знаниям - поэтому ради поддержания сайта мы оставляем только ненавязчивую рекламу. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием.

Как отключить: Инструкция

Описание к картинке

Меню

Рубрика Литературные механизмы

СТАТЬЯТеатр в театре: «Гамлет» Шекспира

О популярности главной пьесы Шекспира говорить уже практически неприлично. «Гамлет» стал для нас не просто общеизвестной историей, сюжет которой предсказан и наперёд изучен, он стал символом и эмблемой театра как такового. Когда шекспировский принц поднимает в ладонях череп Йорика, сердце читателя и зрителя замирает, потому что перед ним, вероятно, самая известная сцена мировой драматургии. Гамлету не повезло – став центральной фигурой культурного поля, он лёг на операционный стол, добровольно подвергся многочисленным анализам, изводам, интерпретациям.

Пьеса пьес

Гамлет – сфинкс, Мона Лиза литературы, загадывающая человечеству слишком простую загадку, ответ на которую мы не видим, создавая сложные вариации и невероятные контексты.

Когда читаешь много исследовательских работ о «Гамлете», невольно удивляешься, как забавны попытки подойти к глубинному смыслу текста через частности, возведённые до уровня обобщений. Кто-то кладёт принца на кушетку психоаналитика, кто-то устраивает героям очную ставку, кто-то ищет в речах второстепенных персонажей скрытые от глаз и ушей читателя политические намёки и контексты. Интересно то, как через каждую из этих сторон произведение всё равно приводит аналитика и мудреца к своей сердцевине, к ядру, которое скрыто, тем не менее, в защитной корочке своей простоты. Читатель Гамлета – поселянин, годами ждущий у Врат Закона, умоляюще смотрящий на привратника. Врата Дании всегда открыты, сердце принца открывается для нас с каждым новым прочтением, с каждой, даже самой авангардной и пугающей постановкой. Давайте попробуем войти.

 

Парадоксы

Прежде чем обращаться к интересующим нас особенностям композиции пьесы, постараемся ответить вот на какой вопрос: верит ли Гамлет в Бога? Пусть читателя не смущает прямота и простота этого вопроса; осознанно или не совсем, но исследователи Шекспира, размышляя и истолковывая текст с разных сторон, делятся в своих изысканиях на два лагеря: тех, кто говорит, что Гамлет – христианский воин, рыцарь, лишённый вывихнутым веком своего меча и щита, но не оставивший борьбы, и тех, кто уверен, что главный бой принца – на границе бытия и небытия, его главный враг – череп шута, которым неизбежно станет каждый король и каждый принц. По большому счёту, именно на этот вопрос герой пытается найти ответ, спрашивая, быть ему или не быть.

Савва Бродский. Иллюстрация к Гамлету

Гамлет – борец за социальную справедливость или Гамлет – мыслитель, презирающий несовершенство земного и ищущий небесное? Думается, что ответ в соединении противоположностей: Гамлет верит в небесные силы, множество раз ссылается на них в тексте (например, в монологе о самоубийстве, в разговоре с Горацио перед финальным поединком); Гамлет знает, что идеальный мир где-то да существует – иначе как бы он почувствовал отсутствие идеала? Одна из самых показательных сцен – монолог Гамлета о двух королях, который он произносит перед Гертрудой:

 

Вот два изображенья: вот и вот.

На этих двух портретах лица братьев.

Смотрите, сколько прелести в одном.

Лоб, как у Зевса, кудри Аполлона,

Взгляд Марса, гордый, наводящий страх,

Величие Меркурия, с посланьем

Слетающего наземь с облаков.

Собранье качеств, в каждом из которых

Печать какого-либо божества,

Как бы во славу человека. Это

Ваш первый муж. А это ваш второй,

Как колос, зараженный спорыньею,

В соседстве с чистым. Где у вас глаза?

Как вы спустились с этих горных пастбищ

К таким кормам? На что у вас глаза?*

 

Король должен быть величественен, а он низок. Мать должна быть чиста, а она порочна. Невеста должна любить, а она предаёт. Дания должна быть домом, а она – тюрьма. Конфликт в том и заключается, что на земле никакого идеала нет и не будет, и что единственный способ восстановить связь времён – перестать смотреть на всё «слишком пристально», перестать быть человеком, умереть. Гамлет – жертва, которую необходимо принести, чтобы восстановить расшатанный сюжет, выправить фабулу, спасти текст, превратив его в трагедию. Жертвенность свою он глубоко осознаёт и чувствует себя сродни Христу в Гефсиманском саду: нужно, но страшно, но больно умирать, хотя и знаешь, что за смертью – молчание всех земных голосов, отсутствие перипетий, блаженная пустота сцены. Это чувство – вера в смысл ­– вероятно, главное чувство Гамлета. И именно в композиции мы видим одно из самых показательных его проявлений.

 

Актёры

Гамлет, принц Дании – наследник престола, краса королевства, философ и образец всех мод.

Гамлет – жертва, которую необходимо принести, чтобы восстановить расшатанный сюжет, выправить фабулу, спасти текст, превратив его в трагедию.

При этом он не способен к деянию, не может совершить то, что должен, страдает, медлит и сам себя обвиняет в этом. Обратите внимание, что и сам образ принца – попытка соединить всю высоту человеческого существа с её растерянностью, бездействием, беспомощностью. И вот внезапно выясняется, что этот лучший из людей – актёр, сам, видимо, игравший, глубоко укоренённый в актёрской среде. Прибывшая в Эльсинор труппа – его давние друзья. Он сам пишет отрывок пьесы, сам его режиссирует, даёт указания и предъявляет требования к актёрской игре. Профессия актёра ещё несколько веков будет признаваться низкой, греховной, позорной. Получается, это ещё один из знаменитых анахронизмов Шекспира? Думается, что не совсем.

 

Л. фон Чахорски. Актёры перед Гамлетом (1875)

Л. фон Чахорски. Актёры перед Гамлетом (1875)

Дважды в тексте возникает то, что на языке литературной теории называется театр в театре - монолог Первого актёра и постановка «Мышеловки». Для чего Шекспиру усложнять и так перегруженный сюжет, запутывать читателя ещё сильнее? Потому что так устроен его герой. Момент прибытия актёров в замок – время, когда Гамлет мучительно страдает от невозможности найти ответ: убить Клавдия и зачернить, уничтожить собственную душу или оставить его в живых, навсегда смирившись, что нет и не будет правды и истины в этом мерзком, насквозь прогнившем мире. И вот, оказавшись среди друзей, устав от своего мнимого безумства – тоже игры! – принц читает монолог об убийстве Приама:

 

Свирепый Пирр, чьи черные доспехи

И мрак души напоминали ночь,

Когда лежал он, прячась в конском чреве,

Теперь закрасил черный цвет одежд

Малиновым – и стал еще ужасней.

Теперь он с головы до ног в крови

Мужей, и жен, и сыновей, и дочек,

Запекшейся в жару горящих стен,

Которые убийце освещают

Дорогу к цели. В кровяной коре,

Дыша огнем и злобой, Пирр безбожный,

Карбункулами выкатив глаза,

Приама ищет…

Театр – возможно, последняя форма искусства, в которой сохранились отзвуки древнего мифа как способа осмыслять мир и влиять на него.

Принц вспоминает эпизод, очень напоминающий его жизненную ситуацию: месть за убийство отца ненавистному царю. Гамлет произносит строки, в которых образ убийцы очерчен особенно ярко; он мыслит глубже и чище, чем мы, он понимает: убить Клавдия – значит, самому стать им. Невероятно, но даже в поэтической речи, в актёрской игре принц не может совершить то, что должен – он просит актёра: «Продолжайте сами». Для него действие реальное и действие театральное – суть одно действие, а мир и сцена – едины. Мы знаем хрестоматийное шекспировское «Весь мир – театр. / В нем женщины, мужчины – все актеры. / У них свои есть выходы, уходы, / И каждый не одну играет роль»*.

Так же мыслит и Гамлет. Он, ни проронивший ни слезинки за всю трагедию, рыдает только тогда, когда его собственная жизнь представляется ему со сцены как театральное действо во всей его полноте. 

Б. Уэст. Иллюстрация к Гамлету - Офелия перед королём и королевой (1792)

Б. Уэст. Иллюстрация к Гамлету - Офелия перед королём и королевой (1792)

Мышеловка

Жить – значит чувствовать. Видеть жизнь – значит, осознавать её. Гамлет, предающийся рефлексии, думающий слишком много, не просто живёт, он видит жизнь как спектакль, не просто проживает, но и осмысляет её. Но у этого восприятия жизни как театра есть и другая сторона. Театр – возможно, последняя форма искусства, в которой сохранились отзвуки древнего мифа как способа осмыслять мир и влиять на него. Миф – заговаривание реальности, её трансформация. Театр издавна – трибуна, способ воздействия, убеждения мира. Когда Гамлету необходимо вывести Клавдия на чистую воду, он не пытается послать к нему шпиона, не шантажирует короля, не стремится узнать правду через мать – он устраивает представление

Гамлет произносит строки, в которых образ убийцы очерчен особенно ярко; он мыслит глубже и чище, чем мы, он понимает: убить Клавдия – значит, самому стать им.

Д. Меклиз. Сцена с постановкой в Гамлете (1842)

Д. Меклиз. Сцена с постановкой в «Гамлете» (1842)

«Мышеловка» представляет собой осколок истины, правдивой истории, которая вдруг материализуется в мире, полном притворства и лжи. Сам Гамлет хорошо это понимает. Он говорит: «Актёры не умеют хранить тайн и всё выбалтывают». Театр для принца – не просто форма существования мира, это – его идеальная версия, образ реальности, в которой всё хорошо, в которой истина есть истина, а не правильно поданная версия личного вранья. Принц всё время стремится оказаться в пространстве осмысления мира, а не действия в нём; ему органически необходимо уходить в безумие-игру, на сцену, в монологи (Гамлет буквально говорит монологами!) для того, чтобы приблизиться к этой истине. Путей всего два – искусство и смерть. Герой Шекспира добросовестно испробовал и одно, и другое.

 

Дальше – театр

Когда размышляешь о «Гамлете» с точки зрения композиции, часто думаешь, не в этом ли заключается его страшный секрет? Театр, размышляющий о театре, показывающий действие на сцене как высшую истину, как мистериально освещённую и освящённую версию реальности. Театр, в котором невозможна выдумка, а возможна только сама жизнь. Такое искусство делает читателя почти богом: ты садишься в зрительный зал, гаснет свет, и вот ты уже мыслишь о жизни и смерти не как человек, а как сторонний наблюдатель, защищённый и от шпаги Лаэрта, и от яда Клавдия, и от могильного холода, которым дышит на героя умерший король. Гамлет умрёт, а зритель будет жить. Истина находится не в нашей жизни, а где-то вне её, и, если боишься умирать, приходи в театр, и её покажут тебе – ещё живому, тёплому, радостному. Это понимает Гамлет, это понимает и Шекспир. Наверное, для того, чтобы эту мысль понял читатель, можно немного усложнить сюжет и парой вставных эпизодов слегка утяжелить выверенную композицию. ■

Елена Чебанная

 

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER

Вход

Войти с помощью социальных сетей

Регистрация

Войти

Зарегистрироваться с помощью социальных сетей

Восстановка пароля

Зарегистрироваться
Войти

Нашли ошибку в тексте?

Здесь и далее пер. Б. Пастернака

У. Шекспир. Как вам это понравится. Пер. Т. Щепкиной-Куперник.