Мы Вконтакте Мы в Facebook

Мы обнаружили, что вы используете Adblock. Мы знаем, как для вас важно иметь беспрепятственный доступ к знаниям - поэтому ради поддержания сайта мы оставляем только ненавязчивую рекламу. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием.

Как отключить: Инструкция

Описание к картинке

Меню

Рубрика История

СТАТЬЯЖенщины-драматурги XVII-XVIII вв.

Если попросить среднего читателя назвать женщин-писательниц, мы, скорее всего услышим имена Джейн Остин и Шарлотты Бронте. Однако и раньше, уже в XVIII веке женщины занимали значительное место в литературном процессе. Две влиятельнейшие писательницы эпохи Реставрации – Сузанна Центрвилл и Афра Бен.

Но прежде чем говорить о писательницах, хочется обрисовать исторический контекст, в котором они творили. Эпоха Реставрации получила свое название, поскольку Британия вернулась к монархии после правления Оливера Кромвеля. Он, в частности, был известен своим пуританством, поэтому в его время театры были закрыты, всяческие излишества запрещены законом. Как это часто бывает, новая эпоха отреклась от ценностей предшественников.  Пуританские настроения были забыты, искусства снова вошли в моду. Но не все так просто. Возвращение былой свободы совершенно не значило, что англичане были довольны. Старое дворянство хотело возвращения всех привилегий, буржуазия хотела больше власти, пуритане тоже не хотели совсем отказываться от своих притязаний.

 

Афра Бенн. Портрет кисти П. Лели, 1670.

Афра Бенн. Портрет кисти П. Лели, 1670.

Театр стал играть роль рупора дворян. Если во времена Шекспира театр был развлечением скорее для народа, то во время Реставрации театр стал развлечением аристократии. Кроме того, с подмостков было удобно пропагандировать идеи роялистов. Уже в 1660 году появляется пьеса Джона Тетема "Охвостье", высмеивающая деятелей пуританского парламента. Политическими сатирами против пуритан были также пьесы "Комитет" (1652) Роберта Говарда, "Старое войско" (1665) Джона Леси, "Политика Сити" (1682) Джона Крауна и "Круглоголовые" (1681) Афры Бен.

Отличительной чертой драматургии той эпохи становится «остроумие», выросшее из французского либертинажа, философского направления, воспевающего свободу. 

Английские остроумцы же прославились в основном кутежами и фривольностями, а не великими философскими идеями.

 

Афра Бен

Примечательно, что именно Афра Бен (1640-1689) стала одной из главных драматургов эпохи. Уроженка Кента, воспитанная в католической традиции, она много путешествовала, добралась даже до Африки и написала об этом роман «Оруноко, или Царственный раб». Фамилию она сменила, когда вышла замуж за голландца, но брак, кажется, был фиктивным, а сама она шпионила в пользу короля. Однако служба не принесла ей богатства, и в 1669 она стала первой английской профессиональной писательницей. В ее пьесах и романах находит свое отражение довольно причудливая смесь взглядов. Вопреки воспитанию и эпохе, Бен была скорее атеисткой, а католическая церковь для нее в первую очередь ассоциировалась с символикой таинства, а не его сутью. Протестантская церковь в ее работах не благочестива, но подталкивает к грехопадению. В целом, она стремится к балансу, который практически невозможно найти у людей, посвятивших большую часть жизни религии. Ее творчество было надолго забыто, и только во второй половине XX века о ней вспомнили на волне гендерных и феминистских исследований (gender studies). Наиболее исследованным сейчас считается вышеупомянутый «Оруноко», поскольку затрагивает проблемы дискриминации и неравенства, в том числе и расового.

Ее пьеса «Круглоголовые» посвящена противостояниям в Парламенте. Сюжет пьесы напоминает бытовые комедии, где влюбленные преодолевают различные препятствия, созданные им судьбой. Но в данном случае основное препятствие — противоположные политические взгляды протагонистов. Современная автору полемика тори (роялистов) и вигов (пуритан) ложится в основу конфликта, хотя и маскируется под традиционный любовный конфликт. И, как и в других пьесах той эпохи, не обходится без резонера, в данном случае — леди Десборо, объясняющей, почему пуритане не могут выиграть в этой войне.

Отличительной чертой драматургии той эпохи становится «остроумие», выросшее из французского либертинажа, философского направления, воспевающего свободу.

Интересен принцип, по которому Бен собирает героев. Основные герои — генералы Ламберт и Флитвуд(виги), а также Лавлейс и Фриман(тори). Их прототипы действительно существовали и были дружны с Кромвелем, а Лавлейс не дожил до времени действия, и не смог бы участвовать в соперничестве при всем возможном желании (ловеласы такие ловеласы). Реальная леди Десборо (сестра Кромвеля) тоже старше, чем героиня. Но это не мешает Бен смешать их всех, а в прологе и эпилоге пространно объяснить, почему так. Виги — однозначное зло, за тори будущее, и никаких полутонов, которых можно было бы ожидать, зная ее биографию. Но центральная героиня — леди Ламберт — больше напоминает амазонку, чем традиционную романтическую героиню, чью роль исполняет леди Десборо (одновременно с резонерством, заметим). Леди Ламберт подозрительно напоминает саму Бен: остроумная, амбициозная, любвеобильная, она успевает и поучаствовать в политической жизни страны, и завести роман с Лавлейсом. Генералы, в итоге, конечно, оказываются повержены, а Фриман и Лавлейс получают власть и любимых.

 

Сузанна Центливр

Однако Бен не была единственной писательницей. Ее коллегой стала Сузанна Центрвил, но о ее жизни известно не в пример меньше. Кроме того, основные сведения о ней мы узнаем из некрологов, а о мертвых либо хорошо, либо ничего. Младшая современница Бен, она уже почти не застала Кромвеля. Осиротев в 12, она бежала из дома.

 

Сузанна Центливр, гравюра XVIII века.

Сузанна Центливр, гравюра XVIII века.

Несколько лет спустя, переодевшись в юношу, поступает в Кембридж, там же в первый раз выходит замуж. Муж умирает, Сузанна выходит замуж во второй раз, муж на этот раз гибнет на дуэли. Она, чтобы хоть как-то заработать, выходит на подмостки и начинает сама писать пьесы под псевдонимом С. Кэролл. Третий муж Сюзанны, Джозеф Центливр, был поваром королевы Анны, и увидел Сюзанну на сцене. Публика была в восторге, называя ее второй Афрой Бен, второй женщиной английской сцены. От нее осталось обширное наследие: не только драмы, но и проза, и поэзия.  Исследователи, тем не менее, обходят Сюзанну своим вниманием. Ее пьесы действительно похожи на пьесы Афры, в том числе и главными героинями — сильными и самостоятельными девушками, которые хотят и счастливо выйти замуж, и получить несправедливо отобранное у них наследство.

Финансовая (и не только) независимость — тема, объединяющая обеих писательниц. В условиях того времени, когда женщине было сложно найти себе подходящий заработок и обеспечить себе достойную жизнь без мужа, обе женщины подавали пример, как на сцене, так и вне ее.

Позже мы увидим следы этих пьес уже, например, в творчестве сестер Бронте. Не только «Джейн Эйр», но и «Незнакомка из Уайлдфелл-холла» показывают героинь, отказывающихся зависеть от мужей, стремящихся к самореализации, будь то профессия или творчество, но в итоге обретающих и семейное, и личное счастье. ■

Мария Дубкова

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER

Вход

Войти с помощью социальных сетей

Регистрация

Войти

Зарегистрироваться с помощью социальных сетей

Восстановка пароля

Зарегистрироваться
Войти

Нашли ошибку в тексте?