Мы Вконтакте Мы в Facebook

Мы обнаружили, что вы используете Adblock. Мы знаем, как для вас важно иметь беспрепятственный доступ к знаниям - поэтому ради поддержания сайта мы оставляем только ненавязчивую рекламу. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием.

Как отключить: Инструкция

Описание к картинке

Меню

Рубрика Анализ произведения

СТАТЬЯДрама безвоздушного пространства: о ранних пьесах Ивана Вырыпаева

Осенью прошлого года театральная Москва буквально сошла с ума — к нам едет Иван Вырыпаев! И везет с собой постановку одну из последних своих пьес «Иранская конференция». В дни показов спектакля в Театральном центре «На Страстном» в гардеробе, холле и в зале ступить было некуда (зрители, кстати, натурально сидели на полу) — так всем хотелось посмотреть «Иранскую конференцию».

Представьте (или вспомните): в университете проводится симпозиум, исследователи и практики один за одним поднимаются к кафедре зачитать доклад; излагая суть, постоянно уходят в сторону от заявленной темы. Таков, если очень кратко, сюжет новой пьесы Вырыпаева. А где же убийства, смерть, жестокость, бывшие в его ранних драмах?

 

Новая «новая драма»

Как-то уже все привыкли причислять Ивана Вырыпаева к «новой драме». К ее современному изводу, конечно, а не к той, что «Генрик Ибсен, Август Стриндберг, Морис Метерлинк». «Новая драма» «по-нашему» строится на документальной основе, социальной проблематике, обращении к теме насилия, ориентации на разговорную речь. Возникло это направление в начале 1990-х годов, когда был впервые проведен фестиваль молодой драматургии «Любимовка». Генезис «новой драмы» возводится к политическому театру Эрвина Пискатора, эпическому театру Бертольта Брехта, крюотическому театру («театру жестокости») Антонена Арто. Великий французский режиссер, реформатор и теоретик, Арто считал, что театр должен выводить людей из привычного эмоционального состояния, как бы мы сказали сейчас, заставлять «покидать зону комфорта». А что воздействует на человека сильнее всего? Эрос и танатос, кровь и плоть. «Если театр действительно хочет снова стать необходимым, он должен дать нам все то, что можно найти в любви, в преступлении, в войне или в безумии», — писал Арто в книге «Театр и его Двойник». Крюотический театр не развлекает, а потрясает.

 

Создатель «Театра жестокости» Антонен Арто (1896-1948)

Создатель «Театра жестокости» Антонен Арто (1896-1948)

Если ружье в пьесах Антона Чехова рано или поздно стреляет, то лопата в произведениях Вырыпаева однажды опускается кому-нибудь на голову.

Классифицируя пьесы «новой драмы», известный литературовед М.Н. Липовецкий выделяет «неоисповедальную» («автодеконструирующую») и «гиперреалистическую» тенденции*. К неоисповедальным драмам исследователь относит, кстати, раннюю вещь Вырыпаева «Кислород». В основе таких драм, пишет Липовецкий, лежит «неповторимо-личный опыт героя», а рассказывание о себе помогает преодолеть кризис идентичности.

 

Дышите — не дышите

Драма «Кислород» (2002) — это разговор двух молодых людей, Ее и Его, о десяти библейских заповедях, особенно внимание заостряется на шестой («Не убий») и седьмой («Не прелюбодействуй»). Беседа, разбитая на несколько композиций-клипов, ведется на фоне истории о двух влюбленных. Провинциал Саня увидел однажды столичную красавицу Сашу и потерял голову. Любовь оказалась для него тем кислородом (метафора творчества для Вырыпаева), в котором он очень нуждался и без которого давно задыхался. Сильное чувство к другой заставило Саню ни много ни мало убить жену лопатой. На трагическом любовном треугольнике и убийстве как способе разрешения конфликта основан и фильм Вырыпаева «Эйфория», сценарий к которому он написал сам. Если ружье в пьесах Антона Чехова рано или поздно стреляет, то лопата в произведениях Вырыпаева однажды опускается кому-нибудь на голову. 

Герои, живущие в начале 2000-х, активно ищут истину и мораль, постоянно задаваясь вопросом: «Можно ли преступать через нормы, если очень хочется и любовь такая сильная?». В композиции № 5, названной «Арабский мир», упоминается о массовых жертвах теракта 11 сентября 2001 года и палестино-израильского конфликта и совращенных католическими священниками мальчиках. «А проблема в том. Настоящая, твоя проблема в том, что ты не можешь любить людей», — говорит Она Ему, обращаясь к каждому читателю и каждому зрителю.

Жаркий «Июль»

Внутри «новой драмы», замечают теоретики, вновь актуализировался жанр «монодрамы». Авторское определение пьесы «Июль» (2006) — «текст для одного исполнителя».

 

Улица

 

Эту пьесу также можно соотнести с монодрамой, при этом в произведении, в котором центральное место занимает последовательное рассказывание  событий, обнаруживаются черты повести. «Июль» лишен всех структурных частей драмы (за исключением небольших ремарок): в тексте отсутствует список действующих лиц. Узнавание героев происходит уже после их появления: «…какое это имеет значение, как, кого зовут в действительности, потому что, будь ты хоть трижды Неля Д, из взрослой жизни, но если приняли тебя, как Жанну из детства М, то так оно и есть в настоящий момент». Реплики не выделяются, события не разделяются на акты и действия.

В начале драмы преобладает перволичное повествование. Оно ведется от лица 63-летнего Петра, «маньяка и убийцы», его диалоги с другими персонажами передаются в косвенной речи. Время и пространство реализуются по принципу hic et nunc («здесь и сейчас»).

 

Хороший, жестокий, злой

«Исповедуясь» перед адресатом (читателем или зрителем), Петр повествует о ряде совершенных им жестоких действий по дороге в смоленский дурдом: убийстве соседа «Николая преподобного», его собаки, возможном убийстве нескольких детей, убийстве бездомного и священника, отца Михаила. Также Петр сообщает, что в прошлом бил жену, из-за чего она ушла из дома. События излагаются последовательно и их можно расположить на линейной временной шкале.

В рассказе Петра выявляются мотивы преступлений. Во-первых, коммуникативные барьеры в общении с окружающими («Коля, мой сосед, пенсионер-говноед со стажем, покрыл меня три раза матом, через свой, частокольный забор, и даже во двор не пустил, так что я стоял посреди улицы, обгаженный им с головы до ног…»). Желание героя установить нормальные социальные связи, тоска по общению проявляется в рассказе об отношениях со священником: «Прошел час или даже больше, а мы все говорили с попом-июлем, который, оказался Михаилом, все говорили, говорили, и никак не могли закончить наш разговор. Я почему-то сам не заметил, как случилось, стал рассказывать ему всю свою жизнь чуть ли не от рождения и до сего дня». Второй мотив — убийство из экзистенциального желания жить самому, как способ защиты от жестокого мира.

 

Н. Рерих. Град Обречённый, 1914.

Н. Рерих. Град Обречённый, 1914.

Перед убийством бомжа Петр произносит фразу «И тут уже закон города един для всех — кто сильнее тот и прав», которая отсылает к тексту песни «Один закон» рок-группы «Гражданская оборона». Третий выделяемый мотив — убийство как высшая форма проявления любви. «Я люблю вас, поп-июль. Вы святой, и вы достойны рая, как никто из других. И чтобы уже все было сделано наверняка, я еще часа четыре резал его на мелкие части, доставляя очевидно невиданные мучения, но делая это так, чтобы отец Михаил не потерял сознание и страдал в здравом уме и трезвой памяти. На рассвете отец Михаил должно быть уже был в раю», — повествует нарратор. Мысль об убийстве человека из любви будет повторяться и далее в тексте драмы. Как сообщает Петр, после убийства «попа-июля» он стал не субъектом, но объектом насилия: его жестоко избил другой священнослужитель (представляет божественной власти на земле) и смоленский ОМОН (защитники власти земной, политической), и поместили в тюремную психбольницу.

Петр желает уничтожить «Господасоздателявсейвселенной-старичка», «вазелинового юродивого Бога» ради праздника «Избавления» и перехода в иное состояние.

Помимо пространства театральной сцены (она же «вонючая комната» психбольницы), на которой находится нарратор, в его сознании создается несколько параллельных пространств — ледовая арена, замерзшее озеро (возможно, Коцит, девятый круг ада), бетонная площадка. Там герой встречается с любимой женщиной, медсестрой Жанной М / Нелей Д. Этот персонаж соотносится с Настей, героиней одноименной новеллы Владимира Сорокина: «Вот я — любовь, лежу на столе. А любовь, это пища. Любовь — это блюдо на праздничном столе. Вот я, слегка не прожаренная любовь, лежу куском «венского шницеля» на столе в ожидании своего часа. Лежу летней, июльской любовью на сервированном столе и жду своего часа. Жду, когда мною насытятся те, кто любит подобную кухню. Лежу хлебом и вином, на обеденном столе и жду, когда меня съедят. Я ко всему готова. На месте моего сгоревшего сердца святые дары. Делайте со мною, все что необходимо. Я ко всему готова, я пришла» («Настя»).

По мере рассказывания событий своей жизни сознание Петра все сильнее деформируется, что отражается на его речи: она становится алогичной, герой несколько раз повторяет одну эту же фразу. Сознание Петра порождает паука, своего двойника, анти-Я, с которым он вступает в диалог. Эпизод с пауком, который чудится грешнику, напоминает сцену из романа Фёдора Достоевского «Преступление и наказание». Упоминание в тексте о «слезе ребенка» отсылает и к другому произведению Достоевского — роману «Братья Карамазовы». Важно отметить, что в обоих романах создан образ человека с воспаленным сознанием, который преступает существующие нормы. В пьесе Вырыпаева также высказывается концепция трансгрессии. Петр желает уничтожить «Господасоздателявсейвселенной-старичка», «вазелинового юродивого Бога» ради праздника «Избавления» и перехода в иное состояние. Точка зрения нарратора продолжает отражаться в тексте и после его физической смерти. 

В финале драмы происходит диалог между сыном, голос которого Петру известен, и «незнакомым мужчиной», которого он, в отличие от «всезнающего автора», устраненного в тексте, знать не может.

В пьесе Вырыпаева «Июль» можно наблюдать конфликт между Я и Другим, между внутренним и внешним миром, между Я и Богом. Такие столкновения создают особые коммуникативные ситуации, что отражается в сменяющихся в драме нарративах: репликах в диалоге с окружающими людьми, в репликах в диалоге с собой и в репликах в диалоге с божественным.

Вырыпаев как современный писатель скорее создает неомиф, нежели его деконструирует, на основе существующего мифа о русской жестокости. Человек, пострадавший от жестокости мира, отвечает агрессией — эта идея заложена в основу драмы «Июль». Главный герой — безумный людоед — сгрыз попа, а вместе с ним и веру; сжевал медсестру (читай: человеческую любовь и заботу) и остался один доживать свой век в дурке. Идейный вдохновитель, конечно же, тут не кто иной, как Владимир Сорокин, также в своем творчестве восстающий против тирании и жестокости. Потому что клин клином выбивает.

Более спокойная, более реалистическая, более лиричная «Иранская конференция», несомненно, свидетельствует о новом этапе в творчестве Вырыпаева. Неизменной остается разве что тема, которая претендует стать магистральной, — сложность выстраивания коммуникации между людьми. Герои Вырыпаева по-прежнему надеются быть услышанными, ищут способы рассказать о себе так, чтобы их поняли, избавляются от собственной боли, не причиняя ее другому. ■

Вера Алёшина

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER

Вход

Войти с помощью социальных сетей

Регистрация

Войти

Зарегистрироваться с помощью социальных сетей

Восстановка пароля

Зарегистрироваться
Войти

Нашли ошибку в тексте?

См. «Театр насилия в обществе спектакля: философские фарсы Олега и Владимира Пресняковых»