Мы Вконтакте Мы в Facebook

Мы обнаружили, что вы используете Adblock. Мы знаем, как для вас важно иметь беспрепятственный доступ к знаниям - поэтому ради поддержания сайта мы оставляем только ненавязчивую рекламу. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием.

Как отключить: Инструкция

Описание к картинке

Меню

Рубрика Внелитературный контекст

СТАТЬЯНазад, в семнадцатый век: возрождение шекспировского театра «Глобус»

Можно ли почувствовать себя путешественником во времени, глядя на подмостки относительно недавно восстановленного театра «Глобус»? Окажись Шекспир и его труппа в двадцать первом веке, сколь великую разницу они бы ощутили, глядя на нынешнее здание и наблюдая современные представления?

Акт I. Сцена I. Рождение и гибель. 

Первый театр «Глобус» был построен в 1599-ом году, во времена Елизаветы I-ой. Строили его на деньги самой шекспировской труппы, которая называлась тогда «слуги лорда-камергера». Несколько позднее она была переименована в «слуги короля». В качестве материала было решено использовать доски, которые остались от первого общественного театра, разорившегося по причине высокой арендной платы. Место строительства выбрали поближе к мосту через Темзу, за которым заканчивался город. Сделано так было, чтобы публике живущей за пределами Лондона было удобней добираться.

 

Рисунок типичного театра Елизаветинской эпохи – Суона, 1596 год.

Рисунок типичного театра Елизаветинской эпохи – Суона, 1596 год.

По тем временам театр «Глобус» считался самым большим театром в Лондоне, форму он имел круглую, что и послужило идеей назвать его «Глобус». На эмблеме изобразили Геркулеса, держащего в руках земной шар.

В 1614-ом году из-за пущенной на сцене из пушки искры театр «Глобус» сгорел, но был отстроен заново. К этому времени Шекспир уже перестал писать пьесы, поэтому в новом театре ставили либо пьесы других драматургов, либо ранние пьесы Шекспира, что несколько убавило энтузиазм публики. Окончательно «Глобус» был снесен уже в 1642-ом году, когда пришедшим к власти Кромвелем был подписан указ о запрете всех театрализованных представлений в угоду пуританским проповедникам, находившим посещение театра греховным занятием. 

Как и во времена Шекспира, в двадцатом веке «Глобус» был построен во многом благодаря актерам с разделением прав собственности между каждым, кто вложил свои деньги в постройку.

Таким образом, едва возникнув, театр просуществовал всего сорок три года.

 

Акт II. Сцена I. Американская мечта.

В течение трехсот лет казалось, что от шекспировского театра не осталось и следа, однако в 1949-ом году Лондон посетил Сэм Уэнамэйкер, известный американский режиссер и актер, который вдохновился идеей открыть заново театр. Он сделал все, что от него зависело, и в 1997-ом году состоялось торжественное открытие. К сожалению, сам Уонамэйкер до этой даты не дожил.    

Почему театр не мог быть реконструирован ранее другими поклонниками творчества великого английского драматурга? Одна из причин заключается в том, что какое-то время имя Шекспира вовсе не было у всех на слуху. Хотя в 1598-ом году в своем обзоре на литературу «Сокровищница ума» Франсис Мерез называл Шекспира английским Овидием и видел в нем величайшего драматурга своей эпохи, но в 17-ом-18-ом веках многие критики, например, Драйден вменяли в вину пьесам Шекспира избыток слов из народного лексикона и находили его комедии и трагедии неправдоподобными. В 19-ом веке, однако, после победы французской революции, имя Шекспира снова стало высоко значимым во многом из-за социальных конфликтов, которые он в своих пьесах раскрывает и уверенностью романтиков, таких как Шлегель, что именно Шекспир первым вдохнул в исторические драмы «романтический дух». К двадцатому веку шекспировские пьесы были переведены на множество языков, в том числе и на русский, что придало Шекспиру и его трудам мировую славу. Таким образом, когда Сэм Уэнамэйкер приехал в Лондон, Шекспир в очередной раз оказывался на пике популярности.

 

Восстановленный театр Глобус

 Восстановленный театр Глобус. Источник: flickr.com

Акт II. Сцена II. С небес на землю

Для того чтобы собрать деньги на реконструкцию Уэнамэйкер создал в семидесятые годы трастовый фонд, в который вступили его единомышленники и увлеченные шекспироведы, так были собраны средства на строительство театра. Как и во времена Шекспира, в двадцатом веке «Глобус» был построен во многом благодаря актерам с разделением прав собственности между каждым, кто вложил свои деньги в постройку.  

Примечательно, что до сих пор театр предлагает любому желающему стать членом его сообщества, заплатив определенную сумму и получив в обмен целый ряд преимуществ, например возможность, побывать за кулисами и увидеть, так называемые «ад» и «небеса». Ад – это люк, предусмотренный для появления на сцене актеров, изображающих злых демонов. Небеса – это небольшой потайной лаз на потолке, через который по веревке на сцену опускаются, как правило, те, кто играют роли богов. Подобное устройство направлено на то, чтобы зрители, приходя в «Глобус» могли воочию увидеть модель мироздания такую, какой ее видел Шекспир. Создавая подобную планировку, шекспироведы руководствовались чертежами семнадцатого века и описаниями шекспировского театра, составленными современниками.

 

Акт II. Сцена III. Без крыши над головой

Другой характерной особенностью воссозданного «Глобуса» является отсутствие крыши, что также отвечает реалиям семнадцатого века. Впрочем, над сценой и галереями бельэтажа сделаны деревянные навесы. Тем не менее, из-за того что над большей частью театра крыша отсутствует, во время зимнего сезона актеры театра «Глобус» исполняют пьесы в «Театре Сэма Уэнамэйкера» - специально созданной для зимних представлений крытой площадке, считающейся частью пространства театра «Глобус». При создании ее архитекторы также стремились следовать чертежам семнадцатого века, но равнялись на другой театр «Блэкфрайерс», существовавший внутри небольшого монастыря.

Панорама театра Глобус (вид изнутри), 2001.

Акт III. Сцена I. Весь мир – музей

Воссоздавая шекспировский театр, Сэм Уэнамейкер стремился к тому, чтобы новое место было не просто театром, но совмещало целый ряд задач и представляло собой еще и музей, а также образовательный центр. Конечно, как в музее, так и в образовательном центре при «Глобусе» в центре внимания фигура Шекспира и его пьесы. Если сам театр «Глобус» представляет собой миниатюрную модель мира, то музей при нем представляет собой миниатюрную модель театра: он тоже выстроен в форме круга, проходя который посетители постепенно погружаются в шекспировские произведения, и к концу, обозрев старинные костюмы и макеты зданий, становятся зрителями маленького представления, устраиваемого прямо в музее.

 

Акт IV. Сцена I. Выбор места

Таким образом, желая попасть в «Глобус», зритель вынужден выбирать между целым рядом театральных площадок, из которых только одна построена почти полностью в соответствии с планом Шекспировского театра «Глобус». Она доступна исключительно летом. Пришедшие на представление могут либо взять сидячие места за 80 евро и чувствовать себя аристократами шекспировских времен, либо предпочесть более экономичный вариант - взять стоячие, которые стоят от 20 евро. Еще одной особенностью является естественное освещение: все спектакли ставятся исключительно днем. Также актеров отличают одежды, канонично соответствующие одеждам семнадцатого века, и музыка тоже исполняется исключительно живая. В своем интервью нынешний руководитель театра Доминик Дромгул отмечал, что театр «Глобус» так устроен, что иногда на сцену залетает птица, и актерам приходится как-то обыгрывать этот момент.

 

Акт IV. Сцена II. Уилл и я.

Сам Доминик Дромгул управляет театром «Глобус», начиная с 2006-ого года. До этого руководителем театра был Марк Райлэнс, одной из самых известных постановок которого была «Двенадцатая ночь», в которой сам Марк Райлэнс исполнил роль Оливии,

а Стивен Фрай сыграл роль Мальволио. Все как в театре семнадцатого века, где женские роли также исполнялись мужчинами. 

 

Сцена «Глобуса» во время представления. Автор фото: Tony Hisgett

Сцена «Глобуса» во время представления. Автор фото: Tony Hisgett.

В отличие от Марка Райлэнса Доминик Дромгул ни разу не появлялся на сцене «Глобуса», предпочитая оставаться художественным руководителем и режиссером. Тем не менее, влияние Шекспира на свою жизнь Дромгул полагает значительным, о чем рассказывает в книге «Уилл и я» (2006 г.).

Большинство постановок театра «Глобус» можно найти в записи. Периодический театр устраивает прямые трансляции, которые можно увидеть, посетив нужный кинотеатр, что делает его представления доступными каждому и избавляет от необходимости ехать в Лондон.

 

Послесловие. 

Итак, соответствует ли театр «Глобус» полностью тому «Глобусу», который был во времена Шекспира? К сожалению, нет. Внутри него все почти так же, как было тогда. Но вокруг уже другой пейзаж: мост Миллениум, построенный в честь наступления третьего тысячелетия, похожая на гнутую пирамиду по форме галерея «Тэйт Модерн». Зрители тоже другие, и иначе отнесутся к накрапывающему дождю или мужчинам в женских костюмах на сцене. К тому же стоит учесть, что Шекспир создавал свой театр, как нечто демонстративно новое, и всякая попытка воспроизвести ушедший век – не более чем ностальгия. Но если эта ностальгия вызывает столь же сильные чувства, что и оригинал, она стоит того, чтобы увидеть ее воочию. ■

Алёна Подошвина

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER

Вход

Войти с помощью социальных сетей

Регистрация

Войти

Зарегистрироваться с помощью социальных сетей

Восстановка пароля

Зарегистрироваться
Войти

Нашли ошибку в тексте?