СТАТЬЯ«Миссис Флетчер» Тома Перротты: любовь в эпоху победившего Интернета
Сейчас «миссис Робинсон» называют любую привлекательную женщину за сорок, которая встречается с мужчинами младше себя. В сущности, основная сюжетная линия романа строится вокруг того, как главная героиня пытается одновременно устроить свою личную жизнь и не превратиться в ходячий стереотип. Этот конфликт между желаниями и страхом общественного осуждения вскрывает две большие проблемы: во-первых, исполнение желаний (особенно романтических) далеко не всегда так привлекательно, как кажется, а во-вторых, в сфере личной жизни общество всегда найдет, что обсудить и осудить, так что стоит ли зря мучить себя?
Завязка романа такова – Ив Флетчер, та самая «привлекательная разведенка за сорок», отправляет сына в колледж и морально готовит себя к одинокой жизни. Сын Ив, Брендан, – красивый и популярный спортсмен, и при этом ленивый и испорченный парень. Основная тема романа намечается довольно быстро: проходя мимо комнаты Брендана, где тот уединился со своей девушкой Беккой, Ив слышит, как сын в порыве страсти произносит в адрес девушки грубость. Ив возмущена и шокирована, все оставшееся время до отъезда Брендана она ищет подходящий момент, чтобы поговорить с ним – но так этого и не делает. Примечательно, что до этого она сгорала от желания сказать ему напоследок, как она его любит и как благодарна «не только за то, какой он теперь замечательный человек, но и за то, каким он был милым малышом, и за то, каким сильным и достойным мужчиной он когда-нибудь станет». Не удалось это сказать главным образом потому, что достойный и замечательный Брендан накануне перепил, проспал и фактически заставил мать заниматься всеми делами, связанными с отъездом в колледж.
Далее сюжетные линии матери и сына развиваются параллельно (с эпизодическими вкраплениями из историй других персонажей), и обе они развиваются не вполне типичным образом. Брендан, который вроде бы должен бы наслаждаться сексуальной свободой и необременительной жизнью в колледже, постепенно теряет друзей, девушек и желание продолжать учиться; «Миссис Флетчер» с этой точки зрения – совсем не роман воспитания.
Как происходит, что чуть ли не единственным достойным кандидатом оказывается бывший одноклассник Брендана Джулиан, который вдвое моложе Ив?
И тут снова стереотипы из видео для взрослых делают свое дело. С одной стороны, юноше трудно понять, вызвано ли его влечение к Ив реальной человеческой симпатией или он просто хочет быть объектом внимания «миссис Робинсон» нового времени (у которой в современной молодежной культуре гораздо более грубый титул*). С другой стороны, сама Ив не может определиться – может ли она быть привлекательной и раскрепощенной, не вызывая неприличных ассоциаций? Разумеется, это вопрос, который в наше время вынуждена себе задавать женщина любого возраста, но в случае с Ив влияние стереотипов особенно болезненно – если мужчину за сорок будут хвалить за роман с молоденькой девушкой, женщине того же возраста за связь с юношей достанутся насмешки и осуждение.
До эпилога кажется, что героиня сделала правильный выбор, сосредоточившись на себе, своем новом имидже и своей работе – с Джулианом она порвала, Аманда, с которой их отношения тоже приняли весьма двусмысленный поворот, уволилась. Кажется, читателю стоит понять, что любовь к себе более реальна и менее способна расстроить, чем любовь к другому.
«Самое большое разочарование»
А что в это время делал сын Ив, которому стоило бы повзрослеть и поучиться жизни? Ив совершенно права, чувствуя, что токсичная атмосфера в колледже еще сильнее испортит характер Брендана. Достаточно быстро становится понятно, что Брендан, как и большинство юношей его возраста, вообще не умеет выстраивать отношения. И дело даже не в том, что секс для них приобретает первостепенное значение – просто он воспринимается как доступный по первому требованию. Необязательно ни встречаться с девушкой, ни даже быть с ней в приятельских отношениях, поскольку любую можно просто принудить к сексу и найти массу причин, почему это нормально.
Перротта мастерски показывает двойственность положения Брендана. С одной стороны, формально его мало в чем можно обвинить – разве что в неверности своей девушке – той самой, которая терпит грубости,
унижения и измены только ради того, чтобы быть в отношениях. Начав общаться с однокурсницей Эмбер, Брендан попадает на встречи для студентов, чьи родственники страдают аутизмом. Младший сводный брат Брендана как раз аутист в достаточно тяжелом состоянии, которое причиняет много боли и ему самому, и его родителям (интересно, что эта пара родителей – пожалуй, самая крепкая и искренне любящая во всем романе, несмотря на наличие реальных, а не иллюзорных, семейных проблем). Кажется, что флэшбеки о встречах Брендана с братом и о его сочувственном отношении к нему должны пробудить у читателя симпатию, показать, что Брендан еще может вырасти над собой.

На то же самое изначально указывает и развитие его привязанности к Эмбер – кажется, что эта девушка могла бы сделать его лучше вопреки их очевидным противоречиям: «Не стоило даже упоминать, что она была ярой противницей капитализма, патриархата, расизма, гомофобии, трансфобии, культуры изнасилований, буллинга и микроагрессий во всех их проявлениях. Но, увы, когда дело доходило до парней, ей нравились только качки И, конечно, они всегда пользовались ей как чем-то одноразовым, без сожалений и извинений, потому что в этом весь смысл привилегии – обращаться с другими как с дерьмом и при этом верить, что ты хороший человек».
С другой стороны, автор делает совершенно очевидным, что в современном мире недостаточно быть «вроде бы неплохим» парнем, и что наличие примитивных и недоразвитых душевных качеств еще не снимает с человека ответственность за его поступки. Брендан не только не близок с матерью – он тяготится ей (несмотря на то, что она полностью его обслуживает и выполняет весь эмоциональный труд по поддержке их отношений).
Он не может завести и нормальной дружбы, потому что тут же клеит на соучеников унизительные ярлыки, если они чуть сложнее, чем он привык. Изначально выписанный как двойник Брендана сосед по комнате начинает встречаться с девушкой в инвалидном кресле, и Брендан быстро становится ему неинтересен. К сожалению, он абсолютно подпадает под описание типичного привилегированного качка, к которым так необъяснимо тянет прогрессивную и разумную Эмбер.
С этой точки зрения вполне предсказуемо, что попытка построить романтические отношения кончается для Брендана провалом. В момент близости с Эмбер он выкрикивает в ее адрес ту же самую грубость, которую случайно подслушала и предпочла проигнорировать его мать. Эмбер уходит шокированная, не найдя слова Брендана сексуальными, а на следующий день он обнаруживает свой портрет в большом арт-проекте, над которым трудилась соседка Эмбер. Портрет подписан «Мое самое большое разочарование». На фоне гораздо более грубых и эмоциональных подписей, которыми авторы наделили других невольных «участников» проекта, именно эти простые слова почему-то ранят сильнее всего.
А почему хэппи-энд?
Пожалуй, больше всего удивления на первый взгляд вызывает концовка романа. Несмотря на то, что читатель не может не сочувствовать Ив Флетчер и не желать ей удачи в поисках любви (в каких бы неподходящих местах она ее ни искала), фраза «Свадьба Ив была намечена на...» - оказывается совершенно неожиданной. Неужели ей повезло?
Хуже всего то, что, в сущности, в жизни героев мало что поменялось – более того, автор достаточно жестоко восстанавливает статус кво. Ив вынуждена бросить местный колледж, в который решил поступить Брендан – иначе он стеснялся бы учиться вместе с матерью. Учеба его, естественно, не длится долго, поскольку домашний комфорт быстро засасывает, а Ив остается без времени на себя и без личного пространства.