Мы Вконтакте Мы в Facebook

Мы обнаружили, что вы используете Adblock. Мы знаем, как для вас важно иметь беспрепятственный доступ к знаниям - поэтому ради поддержания сайта мы оставляем только ненавязчивую рекламу. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием.

Как отключить: Инструкция

Описание к картинке

Меню

Рубрика Персонаж

СТАТЬЯОбраз влюбленной комсомолки

«Студентка, комсомолка, спортсменка и просто красавица», - известная фраза, звучащая в фильме «Кавказская пленница». Именно такая девушка в советской прозе занимает центральное место и именно ее руки добиваются разные герои. В кого же влюблена сама комсомолка?

Ленин, партия, комсомол

Слово «комсомол» является аббревиатурой, которая расшифровывается как «коммунистический союз молодежи». Образован он был в 1921-ом году. И на одном из съездов коммунистической партии в 1924-ом году был провозглашен «единственной массовой политической боевой организацией молодёжи». Вступали в Комсомол в четырнадцать лет, а покидали его в двадцать восемь. С восемнадцати лет юные комсомольцы могли вступать в партию.

И. В. Сталин в одном из интервью для газеты «Комсомольская правда» объяснил, что основной задачей Комсомола является внедрение в сознание молодежи понимания, что победа социализма возможна и необходима, что окончательная победа советской революции – дело международного пролетариата и необходимо доверять руководству коммунистической партии и быть достойными сынами и дочерями великой партии Ленина-Сталина.

 

Танцы в перерыве между заседаниями XIX съезда ВЛКСМ

Танцы в перерыве между заседаниями XIX съезда ВЛКСМ, 1982 г.

В комсомоле существовал актив, который должен был проводить воспитательную работу, как раз с целью разъяснения обозначенных выше вещей. И зачастую героиня советских романов, девушка-комсомолка была как раз из такого актива.

 

Любовь, комсомол и весна

Советская проза и поэзия были направлены на поддержание существующей идеологии. И на примере произведений советской эпохи можно увидеть, какими средствами формируются идеалы, за которыми могут последовать множество людей. Высшего пика это достигло в стихотворениях 1960-ого года и песнях Александры Пахмутовой, блестяще исполненными Львом Лещенко. Одна из песен носит название «Любовь, комсомол и весна». 

Образ комсомолки оказывается прочно связан с образом родины, отчизны.

Уже название настраивает на определенный лад и сразу задает положительные коннотации со словом «комсомол». Это слово, которое само по себе может быть воспринято, как положительно, так и отрицательно оказывается обрамлено двумя другими словами: «любовь» и «весна», которые большинством людей воспринимаются положительно, так и слово «комсомол», вписываясь в этот ряд обретает положительную окрашенность. Отметим, что тоже самое происходит и в случае с фразой из «Кавказской пленницы»: «студентка, комсомолка, спортсменка». Слово «комсомолка» также оказывается помещено в центр и как у большинства не вызывает сомнения, что быть студенткой и спортсменкой хорошо, так и слово «комсомолка» тоже невольно начинает восприниматься положительно.

Далее песня работает на формирование понимания собственно, что такое любовь. Продолжают формироваться ассоциативные ряды: «мечты, края безбрежные, твоя улыбка нежная в душе, что отваги полна». Так, здесь задается, что любовь должна зарождаться в том, кто отважен. Через «края безбрежные» ненавязчиво вводиться образ родины, который также должен вызывать положительные ассоциации. В другой песне «Ты моя надежда, ты моя отрада» лирический герой прямо обращается к родному городу, Москве так, как обращаются к возлюбленным, с Москвой он связывает чаяния своего сердца, за нее идет в бой. Получается, что образ комсомолки оказывается прочно связан с образом родины, отчизны.

Примечательно, что формирование этой идеи, когда девушка, появляющаяся в произведении, ассоциируется с родиной, началось еще до возникновения СССР. В поэзии Александра Блока, например, есть ряд стихотворений, где Россия выступает в роли девушки, выбирающей свой путь: «Какому хочешь чародею отдай разбойную красу» обращается он к ней еще в 1908-ом году. Уже в 1917-ом Максимилиан Волошин пишет стихотворение «Святая Русь», где Русь также выступает в роли блудницы, отвергнувшей своего истинного царя.

Советская же лирика создает совершенно другой образ. О девушке не сообщается много. Упоминаются «влюбленные глаза», «улыбка». В песне «Я люблю тебя жизнь» упоминается «поцелуй на рассвете» и «вершина любви - дети». В советских песнях не создается целостного образа возлюбленной: подразумевается, что чувство взаимно: «и надеюсь, что это взаимно». Говорится только, что нужно для нее сделать, например, часто звучат слова о солдатах погибших за родину. В песне «смуглянка-молдаванка», написанной в 1940-ом году, парень идет в отряд к партизанам, чтобы встретить там свою смуглянку. Но чувство в песнях оказывается показано в момент возникновения и в момент, когда оказывается, что девушка также неравнодушна к главному герою. Остальные возможные аспекты любви игнорируются и не подаются никак. У девушки, которая описывается, не показано в лирике ее прошлое, дано лишь настоящее и возможное будущее. В настоящем – это, например, некая смуглянка, собирающая виноград, а в будущем – часть партизанского отряда.

 

Девушка без прошлого

О болезненности воспоминаний говорится и в прозе. Так, например, в книге Бориса Васильева «Завтра была война» (опять-таки обратим внимание на то, как первое слово переносит резко из прошлого в будущее) есть такие фразы: «мы не могли вспоминать вслух. Мне почему-то и сейчас не хочется вспоминать, как мы убегали с уроков, курили в котельной». 

 

А. Сафаргалин. Комсомолка, 1956

А. Сафаргалин. Комсомолка, 1956

С одной стороны, как комсомолка она должна безоговорочно следовать идеалам партии, с другой стороны, как человек, она не может не испытывать сомнений и сочувствия.

Но тем не менее что-то герой вспоминает из школьного периода своей жизни и это то, как они собирались компанией у Зиночки. Девушка Искра, которая помещена в центр внимания, в школе отличается тем, что увлечена собственной деятельностью, умеет отобрать достойные книги, хорошо разбирается в политике; в том плане, что знает наизусть правильные ответы на важнейшие политические вопросы и пытается перевоспитать тех, чье поведение не нравится большинству.

Примечательно то, что изначально у девушки, о которой рассказывается история абсолютно отсутствует рефлексия и есть только решимость действовать, поэтому она и оказывается идейным вдохновителем того маленького кружка, который сформировался в классе. Люди, входящие в кружок, читают и обсуждают те книги, которые дает им Искра. У Искры есть правильный взгляд на политические события, который она постоянно высказывает. Например, она утверждает, что перемирие с Гитлером – это большая победа советской дипломатии.

Тем не менее постепенно девушка понимает, что истина не должна превращаться в догму и должна быть испытана на прочность. Эта мысль приходит к ней после более близкого знакомства с Люберецкими, в доме которых можно услышать запрещенного Есенина. Однако, как раз тех, кто в это верит, либо сажают, либо лишают членства в комсомоле. Когда это происходит и Люберецкого признают врагом-народа, Искре поручают провести собрание, на котором заранее оговорено, что именно она должна сказать, но она этого не делает из сочувствия к дочери Люберецкого, Вике, которая на этом собрании должна отречься от своего предателя-отца. И автор показывает, что правота как раз в том, чтобы собрание не проводить. Так Васильев создает очень сложный образ, где нравственность для комсомолки оказывается выше догм.

 

Из чувства долга

Образ комсомолки оказывается очень неоднозначным.

С одной стороны, как комсомолка она должна безоговорочно следовать идеалам партии, с другой стороны, как человек, она не может не испытывать сомнений и сочувствия. С точки зрения партии Вика прежде всего дочь врага народа, однако для Искры она оказывается прежде всего подругой, попавшей в сложное положение. Любовная линия занимает в этой повести не самое главное место. В центре внимания писателя здесь скорее такие понятия, как долг и честь.  

Любовь же у большинства комсомолок в этой повести скорее платоническая и каритативная (распространяющаяся на всех). Так, говоря о своей влюбленности в Зиночку, рассказчик попутно рассказывает, кто в кого был влюблен помимо него. Само чувство рассматривается как нечто, чему просто положено быть, например, одна из героинь Зиночка каждый год решает, в кого бы влюбиться. Главную комсомолку романа, Искру привлекает в Сашке в основном тот факт, что ей удалось его перевоспитать и сделать из двоечника отличника, а затем устроить на завод. В этой повести любовь рассматривается, как нечто обязательно-должное, а потому, кажется, чем-то не очень серьезным.  

К большому несчастью в советских повестях и лирике присутствует горькая недосказанность: «Счастлива ли комсомолка в своей любви?». Непонятно это и в повести Бориса Васильева «Завтра была война» Искра вскоре понимает, что идейно Сашка не готов ее во многих вещах поддержать и разочаровывается в нем, когда он, например, боится и не хочет поддержать Вику, которая для него исключительно дочь врага народа. Комсомолка Нина в итоге не остается ни с кем. Финальная сцена – расставание, она прощается с выручившим ее Шуриком и уезжает из тех мест, где ее пытались насильно выдать замуж. Будет ли ее что-то связывать с Шуриком остается под вопросом.

 

Другой вариант событий

Существует и критический взгляд на такой тип девушки, например, в романе Джорджа Оруэлла «1984». 

Кого же любит молодая комсомолка? Того, кто станет таким, каким она хочет его видеть.

Там тоже показана партийная организация (правда, она называется «Большой брат»), в ней состоят все жители сверхдержавы и «Большой брат» осуществляет максимальный контроль над их жизнью и требует, чтобы все придерживались определенной идеологии. В этой же организации состоит и главная героиня романа Оруэлла, Джулия, но ее образ жизни и цели различаются с целями «Большого брата» и образом жизни, который предлагается преданным гражданам. Она любит главного героя и тратит много времени на эту любовь, тогда как «Большой брат» отвергал романтический пласт любви и утверждал, что любовь необходима исключительно для того, чтобы обзавестись детьми. Но Оруэлл через образ Джулии хорошо показывает, как человек в тайне от системы живет настоящей жизнью. Мыслит и думает не так, как велит господствующая идеология. И это сближает ее и главного героя.

 

Сюзанна Гамильтон в роли Джулии в фильме 1984, 1984

Сюзанна Гамильтон в роли Джулии в фильме «1984» М. Рэдфорда, 1984 г.

В романе «Мы» Е. И. Замятина, написанного в 1920-ом году, гораздо сложнее сделана отсылка к единой организации, создающей общественную идеологию. Герои антиутопии называют себя строителями Интеграла. Здесь очень тонкая перекличка с постоянно повторяемой фразой из советских газет о комсомольцах «строители коммунизма».

Девушка по имени I также является типом девушки, которая должна быть предана стране. В ее обязанности входит задача писать пропагандистские пьесы. Тем не менее она отходит от общественных идеалов и устраивает свою подпольную организацию, где люди, в которых родился протест готовятся к диверсиям. Эта схема стала выдерживаться и в более поздних произведениях так, например, в фильме «Эквилибриум», 2002-ого года тоже появляется общество, организованное как единая коммуна, и в центре внимания то, как девушка вдохновляет главного героя на протест и уничтожение главного диктатора.

Вдохновляющая на подвиг

Однако и в повестях, где комсомолка выступает за комсомол и в повестях, где она борется против организаций подобных комсомолу, тип ее любви оказывается одинаков. Кого же любит молодая комсомолка? Того, кто станет таким, каким она хочет его видеть. Так Сашка Спиваков не может надеяться на взаимность, пока Искра не увидит, что он исправился и стал отличником. Если солдат влюбленный в смуглянку хочет ее вновь встретить, он должен вступить в партизанский отряд, если герой «Мы» хочет быть вместе с I, он должен отречься от своих предыдущих установок. В повестях и песнях советского времени ярко проявляет себя любовь-требование, любовь, толкающая на определенные поступки для достижения взаимности. В романах, где коммунистическое общество подвергается критике тот же тип любви, но требует героиня уже противоположного, не принять, но напротив отринуть общество.

«Я делаю это, потому что люблю ее», - именно такая мотивация у героев советских повестей. В этих же повестях и объясняется, что именно для нее надо делать. (Например, защищать родину или работать ударными темпами на заводе). Предполагается, что читающие эти повести начнут рассуждать также. Но, к счастью, сегодня нам открыты большие пласты литературы и широкий выбор, куда идти и во имя чего. ■

Алёна Подошвина

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER

Вход

Войти с помощью социальных сетей

Регистрация

Войти

Зарегистрироваться с помощью социальных сетей

Восстановка пароля

Зарегистрироваться
Войти

Нашли ошибку в тексте?