Мы Вконтакте Мы в Facebook

Мы обнаружили, что вы используете Adblock. Мы знаем, как для вас важно иметь беспрепятственный доступ к знаниям - поэтому ради поддержания сайта мы оставляем только ненавязчивую рекламу. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием.

Как отключить: Инструкция

Описание к картинке

Меню

Рубрика Слово главного редактора

О любви писали поэты Древнего Египта, Древнего Рима и Средневековой Европы. О любви рассказывают романы со времён Античности и до наших дней. О любви будут ставить пьесы и через много сотен лет. Темы родства и одиночества, непонимания и социального неравенства появляются время от времени в истории литературы, но любовь остаётся актуальной всегда.

Можно объяснить подобную популярность универсальностью. Трудно сопереживать героям, которые тяготятся рамками вассалитета или пытаются осознать своё место после отмены крепостного права. Влюблённый же герой обязательно вызовет у читателей сочувствие и поддержку. К примеру, политическая ситуация во Флоренции 13 века мало кого интересует, а чувства Данте к Беатриче понятны даже через 700 лет. Тем не менее, большинство произведений, посвящённых любви, рассчитаны на современников, которые забудут эти тексты через несколько лет. Петрарка создавал для потомков поэму "Африка", а вовсе не любовные стихотворения. Да и сонеты Шекспира, возможно, вовсе не были предназначены для публикации.

Кто-то будет искать причины постоянного обращения к теме любви в мифологии и особенностях коллективного бессознательного. Инстинкт побуждает нас искать партнёров для продолжения рода, и трудности, с которыми мы сталкиваемся, находят отражения в многочисленных романах. Мы искренне радуемся, когда герои идут под венец, потому что инстинктивно ощущаем, что так и должно быть. Но почему, в таком случае, столь популярна несчастная, неразделённая любовь?

Если иные чувства можно скрыть от окружающих, то любовь требует выражения. И художественная литература приходится как нельзя кстати – именно она способна помочь человеку выразить то, что он ощущает, найти слова, чтобы донести эмоции до объекта обожания. Правда, в таком случае, понимание любви было бы универсальным во всех литературных традициях. В реальности изображение любви зависит от места и времени появления произведения. Платоническая любовь между представителями одного пола, священная любовь к Прекрасной даме, возвышенная страсть романтиков - список различных вариантов понимания любви можно продолжать бесконечно.

А что, если любовь, на самом деле, рождается в самой литературе? Мы не знаем, что такое любовь, пока не прочитаем о ней. Писатели и поэты рассказывают нам о чувствах, которые мы начинаем переживать. Литература не просто вкладывает нам в уста слова с описанием своих переживаний – она их формирует. Чем отличается любовь от дружбы? А от похоти? На эти вопросы мы ищем ответы в художественных текстах. Когда И.-В. Гёте написал "Римские элегии", он не открыл для литературы поэзию плотской, разделённой любви – он создал само чувство, которое до того читателям было неведомо. Неудивительно, что границы любви расширяются до тех чувств, которые мы испытываем к городам и даже повседневным предметам – литература переопределяет наши привязанности.

Существует ли любовь в реальности – философский вопрос. Но в литературе вы её точно найдёте.

Всегда Ваш,

Ælfreak

Главный редактор журнала «Эстезис».

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER

Вход

Войти с помощью социальных сетей

Регистрация

Войти

Зарегистрироваться с помощью социальных сетей

Восстановка пароля

Зарегистрироваться
Войти

Нашли ошибку в тексте?