Мы Вконтакте Мы в Facebook

Мы обнаружили, что вы используете Adblock. Мы знаем, как для вас важно иметь беспрепятственный доступ к знаниям - поэтому ради поддержания сайта мы оставляем только ненавязчивую рекламу. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием.

Как отключить: Инструкция

Описание к картинке

Меню

Рубрика Жанр номера

СТАТЬЯЖанр номера: Эссе

Где проходит граница художественной и нехудожественной литературы? В пустом абстрактном поле научных изысканий? Нет, разделительную полосу между ними можно увидеть воочию в живых и развивающихся жанрах. Подобно тому, как, добавляя понемногу белый цвет в чёрный, наступает момент, когда мы не можем сказать, к какому цвету ближе получившийся результат, продвигаясь от строго нехудожественных текстов к периферии, мы вдруг оказываемся на тончайшей границе художественности – в жанре эссе.

«Возьмём сферического коня в вакууме…» (Из анекдота)

Время появления: XVII век (европейская традиция)

Место появления: Франция (европейская традиция)

Канон: не существует

Классификация: субъективные и объективные; научные, публицистические, критические, художественные эссе.

Распространение: все мировые литературы

Особенности: находится на границе художественной и нехудожественной литературы.

Эссе – это художественная литература в своём абсолютном виде, не скованная жанровыми условностями, ограничениями в форме или выборе средств выражения. И в то же время эссе всегда содержит анализ, идею, выверенный ход мысли автора, что приближает его к нехудожественным текстам. Эти качества делают его одним из жанров, которые на протяжении всей своей истории бросают вызов исследователям.

 

Порождение хаоса

Впервые слово «эссе» как название произведения использовал Мишель Монтень: его книга «Опыты» (1580-1582) в оригинале называется Essais. Монтень мог писать и трактаты, и памфлеты, и художественные произведения практически любых существовавших тогда жанров – но намеренно выбрал форму свободных размышлений, законченных фрагментов своих суждений. Жанр отразил его взгляд на познание в целом: как можно написать трактат, который устанавливает истину, если знание человека всегда будет ограниченным? Всё, что мы можем делать – мыслить, анализировать и отражать этот процесс на бумаге. А для движения мысли нужна свободная форма. Ещё одна «инновация» Монтеня – предмет изображения. Чтобы познать человечество вообще, он решил изучить самого себя. Для мыслителя было естественно, что в одном представителе отражается вся общность.

Так в жанре эссе появилась субъективность, отражение опыта и индивидуальности автора.

Сейчас это кажется абсурдным, но именно из-за свободной формы и выражения своего «Я» Монтень не мог назвать себя писателем, а свои произведения художественной литературой. До романтиков, провозгласивших самовыражение основным принципом творчества, оставалось ещё 200 лет. Поэтому жанр эссе заимствовали коллеги Монтеня – философы. Фрэнсис Бэкон перенёс в английский язык само название «эссе» («essay») и основные черты нового жанра. Его «Эссе», изданные в 1597 году, выглядят более сжатыми, законченными и метафоричными, чем произведения из сборника Монтеня. Бэкон свободно использует риторические приёмы, но выбирает в качестве предмета лишь то, что интересует его в данный момент. Философ не старался написать бестселлер, поэтому, с одной стороны, обогатил книгу спонтанными, яркими мыслями и высказываниями, а с другой – позволял себе небрежность в цитировании и несоответствие текста теме, заявленной в заглавии.

Портрет Мишеля Монтеня

«Непричёсанность» пришлась жанру по вкусу и так и не ушла из него окончательно и по сей день.

В XVII веке эссе пришлось по вкусу теоретикам и писателям барокко – свободный жанр лучше всего подходил для описания барочного «остроумия» и рассуждений о хаотичном мире. Бальтазар Грасиан написал своё «Остроумие или Искусство изощрённого ума» в виде афористичных выражений, которые показывают читателю прихотливый путь рассуждений автора. Другой знаменитый эссеист того времени – Джон Милтон. Некоторые исследователи считают именно его основателем «серьёзного» эссе, поджанра в одной из классификаций. Милтон использовал эссе для политической полемики: он доказывал необходимость реформ и свободы прессы. Писатель на время лишает эссе субъективности, делает акцент на логических выводах и воздействии на читателей.

Всё, что мы можем делать – мыслить, анализировать и отражать этот процесс на бумаге. А для движения мысли нужна свободная форма.

Здесь мы совершаем вынужденную остановку на историческом пути жанра, потому что вплотную подходим к проблеме канона.

 

Канон без берегов

Увидев в краткой информации о жанре, что канона не существует, вы могли возмутиться: жанров без канона не существует точно так же, как твёрдое тело не может быть жидким. Действительно, у эссе есть канон, но вот определить его очень сложно. Исследователи подходят к определению эссе по-разному. Е. В. Бузальская отмечает, что задачей эссе является «стремление автора передать личный опыт осмысления феноменов окружающей его действительности», а также раскрыть читателю последовательность рассуждений. Именно поэтому, как она считает, эссе по большей части касается важнейших концептов культуры и использует рассуждение и описание как основные типы речи. При этом стиль эссе всегда индивидуально-авторский, а содержание субъективно. Но, вместе с тем, Бузальская не причисляет эссе только к художественной литературе. К. Зацепин подходит к определению жанрового канона иначе: он берёт за основу взаимодействия языка и смысла. Исследователь пишет, что отличительными чертами эссе являются интеллектуальная провокация, незавершённость и остранение методов мышления. То есть, автор эссе должен обязательно выразить себя и свои идеи оригинальным способом, обнажить мыслительный процесс и выложить его перед читателем. Зацепин уверен, что подобная задача невозможна вне художественной литературы, и поэтому эссе из неё никак нельзя изъять.

Учёный замечает, что в XVIII-XIX вв. философия и публицистика постепенно приобретали художественную ценность, а литература, наоборот, становилась всё более интеллектуальной, показывала размышления авторов на серьёзные темы.

Читальный зал Герцога Хамфри в Бодлеанской библиотеке, Оксфорд (Автор: David Iliff)

Когда они приблизились друг к другу, возник тот жанр литературного эссе, который мы знаем со второй половины XIX века. Если научный текст ориентирован на то, что написано, а язык и способ выражения оставляет за скобками, то для художественного эссе, по Зацепину, просто необходима связь содержания с формой, языком. Как написано эссе не менее важно, чем что, и они не могут существовать отдельно друг от друга. Так строятся тексты, которые уже признаны частью художественной литературы и чьи позиции никто не оспаривает: произведения Г. Гофмансталя, Г. Аполлинера, И. Бродского, В. Набокова и многих других.

Если же мы вернёмся к «пограничным» формам, то наряду с таким научным поджанром как «академическое эссе» (используемого в Америке вместо сочинения в школе) мы обнаружим эссе критическое и газетное.

Роджер Фрай. Портрет Вирджинии Вулф, ок. 1917.

Дело в том, что жанр эссе ещё в XIX веке приглянулся критикам: эссе позволяет отразить собственную реакцию на то или иное произведение искусства и одновременно с тем проанализировать его, показав читателям ход своих мыслей. Одной из самых ярких и влиятельных критических эссеистов была Вирджиния Вулф, которая не только оценивала в своих эссе отдельные произведения, но и давала оценку развития современного ей литературного процесса. Иногда критика произведений прошлого нужна была Вулф, чтобы выразить свои собственные мысли о том, как нужно писать в XX веке.

Некоторые учёные разделяют все эссе только на две категории: субъективные и объективные.

Как написано эссе не менее важно, чем что, и они не могут существовать отдельно друг от друга.

Но мне такая классификация представляется не совсем корректной: когда мы говорим о жанре, касающемся размышлений, вряд ли можно говорить об объективности в принципе. А субъективность в нашем жанре и вовсе представляет из себя спектр: она увеличивается или уменьшается плавно, в зависимости от характера и желания автора. Её отследить ещё труднее.

 

Экспансия

XX век принёс жанру эссе неслыханную популярность. Люди знакомились с ним ещё в университете и продолжали писать всю жизнь – публиковали в СМИ или выпускали целые сборники. В XXI веке с приходом в культуру сети Интернет возможности для распространения эссе увеличились ещё больше. Так как жанр очень гибкий и, на первый взгляд, не требует особых усилий для написания, эссе быстро распространилось по блогам, форумам, страничкам в соцсетях. Однако не все эти тексты можно по праву назвать принадлежащими к жанру эссе: многие авторы оказываются неспособны следить за движением своих мыслей и подробно выложить его читателям, не говоря уже о художественных достоинствах текста. У этого жанра есть много подводных камней для авторов – и ни одного для читателей.

Популярность жанра дошла до того, что начали появляться гибридные жанры – роман-эссе или повесть-эссе. И здесь уже «Кошмар!» начинает кричать литературовед. Потому что эссе тем и отличается от эпоса (рода литературы) и его жанров, что в нём нет повествования, а если оно есть, то только как иллюстрация мысли. Но в романе, как верно отмечает Бузальская, на первый план выходят именно фабула и сюжет, а не исследование автором самого себя. Впрочем, «несовместимые» жанры в прошлом уже объединялись довольно часто, почему бы и эссе к ним не присоединиться.

Жанр эссе, при всех его трансформациях, в целом практически не изменился с тех пор, как Монтень издал свои «Опыты». Всё менялось вокруг него – философия, литература, средства передачи информации. Художественная и нехудожественная литература отдалялись и сближались.

   

А эссе осталось всё тем же свободным жанром, в котором автор рассказывает, как и что он думает. Каждый читатель моей статьи, на самом деле, может проверить себя и написать эссе. Только не забудьте перечитать его прежде, чем публиковать. ■

Эльнара Ахмедова

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER

Вход

Войти с помощью социальных сетей

Регистрация

Войти

Зарегистрироваться с помощью социальных сетей

Восстановка пароля

Зарегистрироваться
Войти

Нашли ошибку в тексте?