Мы Вконтакте Мы в Facebook

Мы обнаружили, что вы используете Adblock. Мы знаем, как для вас важно иметь беспрепятственный доступ к знаниям - поэтому ради поддержания сайта мы оставляем только ненавязчивую рекламу. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием.

Как отключить: Инструкция

Описание к картинке

Меню

Рубрика Внелитературный контекст

СТАТЬЯГовард Пайл и Брэндивайнская школа иллюстрации

В конце XIX века и в течение первых двух десятилетий XX столетия одним из ключевых источников развлечения и проведения досуга были книги и журналы. Писатели и иллюстраторы их произведений, чье творчество заполняло страницы этих распространенных носителей информации представляли важность невероятного масштаба. Сложно представить сегодня, в эпоху телевиденья и интернета, сколь особенную роль играла в жизни людей профессия иллюстратора на рубеже XIX-XX веков.

Этот период привнес в мир художественной литературы множество известных иллюстраторов. В первую очередь это были европейские, преимущественно английские мастера, такие как Обри Бердслей, Артур Рэкхем, Эдмунд Дюлак. Книги с их иллюстрациями печатались и за океаном – в США. Однако художники-иллюстраторы Нового Света фактически не были знакомы европейской интеллигенции того времени. Исключением из правила был американский иллюстратор Говард Пайл. Его уважали за океаном не меньше, чем его коллег европейцев. Из множества книг, которые он сам написал и проиллюстрировал, одиннадцать было издано также в Великобритании. Более того, Уолтер Крейн (1845-1915), знаменитый английский иллюстратор детской литературы, настолько уважал Пайла,

 

 Говард Пайл. Иллюстрация к Книге Пиратов, 1903.

 что во время своего относительно непродолжительного путешествия по США нашел возможность встретиться с американским коллегой.

 

Жизнь Говарда Пайла

Говард Пайл был выдающимся мастером, но его заслуги не ограничиваются исключительно написанием ряда художественных произведений и созданием иллюстраций к ним – он также был одаренным учителем и создателем так называемой Брэндивайнской школы иллюстрации. Говард родился 5 марта 1853 года, и был старшим из четырех братьев в семье. С раннего возраста Пайл обожал читать.

Среди любимых им книг были сказки братьев Гримм, Тысяча и одна ночь, а также Сон в летнюю ночь. На этом фоне развивалось воображение будущего художника. Кроме того, Пайл обожал окружавшую его родной город Уилмингтон природу – холмы, поля, луга.

Уже тогда, в раннем детстве, Говард начал писать свои первые литературные произведения и делать небольшие зарисовки. Заметив интерес мальчика к искусству, родители отправили его учиться в художественную школу в Филадельфии, где он быстро достиг приличных успехов. Однако, обучение в художественной школе в первую очередь было основано на чисто техническом копировании произведений именитых художников, что не нравилось Пайлу, жаждавшему представить на холсте не копии чьих-то чужих работ, а собственные творения, насыщенные игрой его бурного воображения. В итоге Пайл решил оставить школу и, занявшись искусством самостоятельно, выработать собственный стиль и методы изображения. Отец предложил Пайлу место в бизнесе кожных изделий, и Пайл воспользовался предложением. В свободное от работы время художник неистово трудился над многочисленными рисунками, стремясь выработать собственный стиль. Наконец, в 1876 году, он отправил свои работы в «Скрибнерс Манфи», и они были приняты. А вскоре после этого его пригласили в «Сент Николас», достаточно известный детский журнал своего времени. Обрадовавшись тем, что его творчество кого-то заинтересовало, 23-летний художник отправился искать счастья в Нью-Йорк.

 Говард Пайл - Иллюстрация к Робину Гуду

Говард Пайл. Иллюстрация к книге «Веселые приключения Робина Гуда», 1883.

После ряда неудач в ходе многочисленных попыток заручиться поддержкой различных журналов и издательств, наконец, работы Пайла пришлись по вкусу Чарльзу Парсонсу, редактору крупнейшего издательского дома в стране под названием «Дом Харпера» («House of Harper»). Несмотря на тот факт, что Пайл не стал постоянным художником «Дома Харпера», часто бывая в редакции он был свидетелем выхода в свет множества книг, от начала их верстки и вплоть до выпуска. Там же он познакомился со многими талантливыми мастерами и художниками своего времени. Здесь он также научился современным технологиям книгопечатанья, что значительно расширило его возможности в профессии книжного иллюстратора и сыграло в последствии значительную роль в судьбе художника.

Три года Пайл пробыл в Нью-Йорке, многому научившись и написав несколько собственных произведений и проиллюстрировав их. У него стали появляться поклонники, а коллеги, среди которых были известные графики того периода Эдвин Остин Абби (1852-1911) и Артур Бардетт Фрост (1851-1928), признали его талантливым, даже выдающимся мастером своего времени.

Наконец, он решил вернуться в родные места – в Уилмингтон. У себя в Уилмингтоне Пайл снова стал дышать полной грудью, вспомнив прекрасную природу, которая его поражала еще с раннего детства. С тех пор Пайл почти никогда не покидал родных краев.

Первым серьезным заказом для Пайла стали иллюстрации к двум небольшим книжкам: «Янки Дудл» и «Леди из Шало», причем оба цикла иллюстраций должны были быть цветными, что влекло за собой особые технические трудности. Причиной подобного желания заказчиков стала невероятная популярность в США английских изданий, выпущенных под присмотром гравера Эдмунда Эванса (роскошных тонких книжек с яркими цветными картинками), иллюстраторами которых были Уолтер Крейн, Кейт Гринуэй (1846-1901) и Рэндольф Калдекотт (1846-1886). 

Говард Пайл. Виньетка к книге «Веселые приключения Робина Гуда», 1883.

Несмотря на успех английских коллег, повторить его американским издателям не удалось – цвет на американских иллюстрациях был передан значительно хуже, чем на работах англичан.

Несмотря на минувшую неудачу, Говард Пайл сразу же взялся за следующий проект – теперь уже исключительно с черно-белыми иллюстрациями – это была собственноручно написанная Пайлом книга «Веселые приключения Робина Гуда». Почти все творчество Пайла, начиная с этого произведения, было вдохновлено его увлечениями, возникшими еще в раннем детстве, когда он читал истории о рыцарях, волшебниках и различных приключениях далекого прошлого. Знания Пайла в индустрии печати, позволили смастерить книгу выдающимся образом – на бумаге высокого качества с удивительно прочной и удобной версткой. «Робин Гуд» авторства Пайла был опубликован одновременно в США и Великобритании, и моментально получил положительный отклик прессы в обеих странах. Даже знаменитый английский мастер декоративно-прикладного искусства и книгопечатанья Уильям Моррис удивился высокому качеству работы молодого американского художника.

Продолжая работать на различные журналы, Пайл не останавливался писать новые книги и иллюстрировать их. Среди лучших проиллюстрированных им произведений – «Перец и соль», «Удивительные часы» и «Отто серебряная рука». Пайл работал не только над текстом и иллюстрациями к нему, но и над шрифтом, а также общим оформлением своих изданий. По существу, он выполнял роль сразу всех сотрудников типичного издательства своего времени. Свои декоративные иллюстрации с привкусом средневековых легенд и сказаний он выполнял в огромном количестве – в них чувствуется влияние гравюр Северного Возрождения, в частности работ знаменитого художника этого периода, Альбрехта Дюрера (1471-1528). О том, что Пайл был также важным звеном в цепи развития графики, пишет исследователь середины XX века Берта Махони: «Влияние Дюрера на рисунки Говарда Пайла очень заметно, как и влияние самого Говарда Пайла на Роберта Лоусона»*.

Почти все творчество Пайла, начиная с «Веселых приключений Робина Гуда», было вдохновлено его увлечениями, возникшими еще в раннем детстве, когда он читал истории о рыцарях, волшебниках и различных приключениях далекого прошлого.

Иллюстрация к Королю Артуру

Говард Пайл. Иллюстрация к циклу о короле Артуре, 1903-1910.

Пайл продолжал продуктивно работать над своими литературными произведениями и иллюстрациями независимо ни от чего – даже женившись, став отцом шестерых детей и постоянно занимаясь преподавательской деятельностью, он не переставал активно заниматься собственным творчеством. На начало XX века Пайл проиллюстрировал двадцать четыре собственных книги, и более сотни произведений других авторов. Он уже работал на все ключевые газеты и журналы США. Наконец, в 1900-х он решился написать и проиллюстрировать впоследствии одну из наиболее значительных своих работ – легенды о короле Артуре. Между 1903 и 1910 годами появилось четыре книги авторства Пайла, раскрывающие эту тему. Главным источником для этой серии романов послужило произведение Томаса Мэлори «Смерть Артура», однако Пайл привнес в свою интерпретацию этих легенд много нового, дополнив историю об одном из самых легендарных королей.

Несмотря на все успехи, Пайл осознавал, что золотой период его творчества на исходе. Уже в середине 1900х годов он искренне боялся в своих грядущих проектах стать посредственным автором и иллюстратором, о чем свидетельствуют его собственных слова, адресованные редактору «Харпера»: «Я нахожусь в большой опасности выполнения банальных журнальных иллюстраций к столь же банальным журнальным историям»*.

Свежее дыхание художнику придали заказы на выполнения фресок, однако первые попытки деятельности на этом новом для мастера поприще не удовлетворили его.

Тогда Пайл решил отправиться в Италию, чтобы понять, как работали в этой сложной своеобразной технике великие мастера эпохи Возрождения. К сожалению, во время поездки здоровье Пайла начало ухудшаться, и, проведя менее года в Италии, там он и скончался в 1911 году в возрасте пятидесяти восьми лет.

 

Школа иллюстрации Говарда Пайла

Одна из крупнейших заслуг Говарда Пайла – его работа в качестве преподавателя. Пайл умел чувствовать талант молодых художников, ощущать их амбициозные стремления и возможности их осуществить. В связи с тем, что Пайл не был удовлетворен современным ему преподаванием художественного образования, он решил поделиться собственными знаниями с молодыми художниками-иллюстраторами.

 

Говард Пайл. Иллюстрация к королю Артуру

Говард Пайл. Иллюстрация к циклу о короле Артуре, 1903-1910.

Для Пайла намного важнее в искусстве была работа воображения, чем скучное копирование, занимавшее основное место в преподавательской деятельности художественных школ его времени. Кроме того, в преподавании Говарда Пайла важную роль занимала игра светотени и увлечение французскими импрессионистами. По Пайлу, «художнику следует учиться видеть куда больше, чем изображаемую им модель, чтобы значительно развить зрительную память, пробуждаемую изменениями световоздушной среды. На основе этой визуальной памяти художнику и следует создавать работу»*.

Пайл преподавал в Дрексельском Институте Искусств, Науки и Промышленности в Филадельфии. Пайл был уже известным иллюстратором, и ученики тянулись в его класс со всех уголков страны.

В 1898 и 1899 годах Пайл, отобрав наиболее одаренных своих студентов, пригласил их на летние занятия к себе в Уилмингтон. Там они трудились в первую очередь на плэнере. Это настолько понравилось ему самому и его ученикам, что в 1900 году он решил организовать собственную школу, перестав преподавать в Дрексельском Институте. Набор в свою школу Пайл проводил лично – кандидату в ученики нужно было представить примеры своих работ и лично пообщаться с основателем школы. Количество учеников Пайл сократил до 20 (против 39 в Дрексельском Институте). Ученики Пайла платили за жилье и еду, но само преподавание было для них бесплатным. В письме Эдварду Пенфилду Пайл рассказал о своих предпочтениях в преподавательской деятельности: «Студенты, которые ко мне придут, будут изучать рисунок и живопись в том же ключе, в котором их этому учат в школах. Моим первым желанием будет научить их изображать драпировки и костюмированную модель, с целью дать им основы практического рисунка. Чтобы научить этому необходимо обладать определенными знаниями, не всегда имеющимися у художников-преподавателей в школах, и эти знания, на мой взгляд, я смогу им предоставить. Я верю, что не лишен чувства цвета и надеюсь, что смогу обучить студента, предугадав имеющийся у него талант к передаче цвета. Мой опыт говорит, что за один год ученик будет в достаточной мере обучен практическим знаниям живописи, чтобы получить возможность начать собственную иллюстративную деятельность»*.

 

Джесси Уилкокс. Детский цветник стихов

Джесси Уилкокс Смит. Иллюстрация к «Детскому цветнику стихов».

Первыми достигшими собственного успеха его учениками были Вайолет Окли, Джесси Уилкокс Смит, а также Максфилд Пэрриш. А в следующем десятилетии прославились и другие ученики Пайла: Ньюэлл Конверс Уайт, Фрэнк Шуновер и Харви Данн. Пайл же стал, кроме практики, давать и теоретические лекции в университетах Нью-Йорка и Чикаго. Стиль иллюстраций Говарда Пайла распространился по всем Соединенным Штатам Америки. Фактически во всех созданных в этот период иллюстрациях разных мастеров чувствовалось влияние работ Пайла. Многие ученики Пайла сами стали преподавать, распространяя стиль и логику мышления своего учителя по разным регионам страны.

 

Джесси Уилкокс Смит. Иллюстрация к «Детскому цветнику стихов».

Ученики Говарда Пайла

Любимой ученицей Пайла и одной из его самых первых последователей была Джесси Уилкокс Смит. Говард Пайл был настолько восхищен мастерством своей юной ученицы, что посодействовал ей в поисках первого серьезного заказа. Он привлек Смит к созданию иллюстраций для издания «Эванджелины» 1897 года авторства Генри Уодсворта Лонгфелло (1807-1882). В предисловии к этой книге Пайл написал следующее: «Я не уверен, сможет ли мир насладиться иллюстрациями к этой книге в столь же сильной мере, как я сам, поскольку я вижу нечто уникальное в наблюдении за тем, как ясные мысли ученика обретают форму и цвет; учитель получает неповторимое удовольствие, глядя на то как его инструкции обретают реальное воплощение. Невзирая ни на что, я намерен думать, что рисунки обладают как грацией, так и красотой»*.

Ньюэлл Конверс Уайт. Иллюстрация к «Острову Сокровищ» Р. Л. Стивенсона. 1900-е.

Джесси Уилкокс Смит в своих ранних работах была верна стилю ее старших современников из Великобритании, в частности Кейт Гринуэй. Позже она подверглась влиянию своего американского коллеги художника Максфилда Пэрриша и знаменитого английского иллюстратора-карикатуриста Артура Рэкхема. Больше всего Смит интересовало изображение детей и их уютного мира раннего детства (в этом она также похожа на Кейт Гринуэй). Эта тема сквозной нитью проходит через иллюстрации Смит к «Детскому цветнику стихов», «Малой матушке гусыне» и ряду других произведений. За свою творческую деятельность Смит выполнила огромное количество обложек и рисунков для журналов, а также проиллюстрировала множество книг.

Среди наиболее известных и успешных учеников Говарда Пайла видное место принадлежит Ньюэллу Конверсу Уайту. Уайт поступил в школу Пайла в 1903 году и быстро завоевал доверие своего учителя. В дальнейшем он предпринял две поездки с целью изучения Дикого Запада и в ходе этих поездок приобрел множество вещей, так или иначе ассоциирующихся с ковбоями и индейцами. Таким образом одной из главных тем его творчества стал Дикий Запад. Однако первым настоящим успехом для Уайта стал заказ на иллюстрирование знаменитого романа Роберта Льюиса Стивенсона «Остров сокровищ». Позже он проиллюстрировал еще несколько произведений этого автора, среди которых особенно выделяются своими иллюстрациями «Похищенный» и «Черная стрела».

Особенно важно, что большую часть своих иллюстраций Уайт создавал масляными красками на холсте в виде достаточно крупных вполне самостоятельных работ. У Говарда Пайла молодой Уайт в первую очередь перенял процесс осмысления работы над любым произведением. Этот процесс заключался в попытке стать тем предметом, который нужно изобразить, с целью осознания глубины представляемого пространства и понимания того, как изображаемый объект взаимодействует с этим пространством – Уайт описывал этот процесс следующим образом: «Проиллюстрировав сцены, в которых важная роль отдавалась движению, я ощущал многочасовую боль в суставах, поскольку до этого перевоплощался в персонажей мной изображаемых в условиях, в которых я представлял их на холсте»*.

 

Ньюэлл Конверс Уайт. Иллюстрация к легенде о Робине Гуде.

Влияние своего учителя прослеживается и в некоторых конкретных работах Уайта, в особенности в связи с композицией, заимствованной из творчества Пайла. Одной из таких работ является сцена из «Робина Гуда», в свое время в подражание Пайлу проиллюстрированная в технике масляной живописи Уайтом. Уайт описывал своего учителя Говарда Пайла следующими словами: «Невероятные преподавательские способности Говарда Пайла основывались в первую очередь на проникновенности. Он умел заглядывать глубже поверхностных линий наших рисунков, обнаруживать склонности и стремления каждого из нас, иначе говоря – раскрывать наши сущности…»*.

Наконец, самым успешным из учеников Пайла стал Максфилд Пэрриш (1870-1966).

Этот художник-иллюстратор прославился своей техникой и колористическим решением. Несмотря на то, что ведущие критики XX века (в числе которых и Клемент Гринберг) считали Пэрриша пусть и невероятно популярным, но китчевым художником, он все же занял важную нишу в истории книжной графики и иллюстрации. Пэрриш начал учиться рисовать еще будучи ребенком – его отец был художником. Позже молодой и амбициозный Пэрриш учился в Пенсильванской Академии Искусств, а также в Дрексельском институте (в классе Говарда Пайла). Именно последний помог в формировании уникальных достоинств творчества Пэрриша. Отличительные черты картин Пэрриша, благодаря которым он стал известен широкой общественности – детализированные романтические пейзажи, будто светящиеся красками. Эти пейзажи почти всегда выступали фоном для небольших сюжетных сценок, изображаемых Пэрришем на переднем плане, однако именно на них в первую очередь обращали внимание почитатели творчества художника. Кроме того, Пэрришу удавалось уникально передать синеву неба – этот небесный оттенок принес мастеру славу. Одним из первых заказов Пэрриша были иллюстрации к сборнику рассказов Л.Ф. Баума «Матушка гусыня в прозе», выполненные им 1897 году. В первом десятилетии XX века он проиллюстрировал «Золотые годы» и «Дни грез» писателя Кеннета Грэма, что положило начало его известности в качестве иллюстратора художественной литературы. Именно в этот период он иллюстрирует множество книг, в числе которых наиболее изящным стало издание Тысяча и одной ночи с иллюстрациями Пэрриша, вышедшее в 1909 году.

 

Максфилд Пэрриш. Иллюстрация к книге «Тысяча и одна ночь».

 

Максфилд Пэрриш. Иллюстрация к книге «Тысяча и одна ночь». 

Наиболее точно творчество Пэрриша удалось описать искусствоведу Оксфордского университета Губерту фон Эркомеру: «Пэрриш объединяет фотографическое видение с чувственностью искусства прерафаэлитов… Он может придать многозначительность, не растеряв выразительности каждой отдельной детали. Он превосходно передает чувственность романтики. Его можно в равной степени назвать современным, средневековым или классическим…»*. Эта фраза подчеркивает значение переданного Пэрришу художественного образования. Пайл действительно смог донести до своего ученика суть перевоплощения в каждую отдельную деталь своей работы, осознания ее пространства.

 

Итоги

Говард Пайл стал настоящим идолом для нескольких поколений иллюстраторов первой половины XX века. Его школа иллюстрации внесла столь большой вклад в формирование национального стиля книжной графики США, что имя Говарда Пайла прочно закрепилось в качестве неоспоримо важной вехи в истории книжной графики. Об этом свидетельствуют приведенные ниже слова известного исследователя: «Менее чем за 30летний период творчества Говард Пайл не только положил начало золотому веку американской иллюстрации, но и удостоверился в том, что значительное число молодых художников (его учеников) распространит его иллюстративную традицию на весь XX век»*. ■

Дмитрий Лебедев

 

 

 

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER

Вход

Войти с помощью социальных сетей

Регистрация

Войти

Зарегистрироваться с помощью социальных сетей

Восстановка пароля

Зарегистрироваться
Войти

Нашли ошибку в тексте?

Mahony B.E. Illustrators of Children’s Books. 1744-1945. Boston, 1947. P. XV

Meyer S.E. A Treasury of The Great Children’s Book Illustrators. New York, 1983, p. 230

Meyer S.E. A Treasury of The Great Children’s Book Illustrators. New York, 1983, p. 222

Meyer S.E. A Treasury of The Great Children’s Book Illustrators. New York, 1983, p. 224-225

Dalby R. The Golden Age of Children’s Book Illustration, p. 38

Meyer S.E. A Treasury of The Great Children’s Book Illustrators. New York, 1983, p. 236

Meyer S.E. A Treasury of The Great Children’s Book Illustrators. New York, 1983, p. 225

Dalby R. The Golden Age of Children’s Book Illustration, p. 42

Dalby R. The Golden Age of Children’s Book Illustration, p. 35