Мы Вконтакте Мы в Facebook

Мы обнаружили, что вы используете Adblock. Мы знаем, как для вас важно иметь беспрепятственный доступ к знаниям - поэтому ради поддержания сайта мы оставляем только ненавязчивую рекламу. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием.

Как отключить: Инструкция

Описание к картинке

Меню

Рубрика Жанр номера

СТАТЬЯФрагмент

Литература уже давно ушла от жанров с чётко предписанной структурой и узким кругом затрагиваемых тем. Но мы всё ещё продолжаем думать, что произведения одного жанра должны быть объединены хотя бы особенностями изображения действительности или объёмом. Поэтому, когда читатель сталкивается с «фрагментами», сознание отказывается признавать, что эти совершенно разнородные тексты без начала и конца имеют хоть что-то общее. Что же заставляет писателей понимать фрагмент как жанр и создавать обрывочные произведения?

Время появления: XVIII век

Место появления: Германия

Канон: не прослеживается

Распространение: европейские и американские литературы

Особенности: незавершённость, крайне условные рамки жанра

Библиотека черепков

Если вы когда-либо бывали в исторических музеях, вы так или иначе сталкивались с выставленными в стеклянных витринах черепками с различными узорами. Иногда к ним прилагается лишь подпись с обозначением времени создания, в редких случаях даётся картинка, показывающая, в какой именно части сосуда находился этот осколок. Археологи и историки тщательно реконструируют утраченные вазы и чаши, собирают черепки воедино, позволяют нам представить, какими были эти артефакты тогда, когда их только создали. Этим же, на самом деле, занимаются и литературоведы. Само слово «фрагмент» в переводе с латыни обозначает «осколок, черепок». Из всех когда-либо написанных литературных произведений полностью до настоящего момента дошла лишь очень малая часть – библиотеки горели, рукописи портились, многие произведения просто не переписывались, а что-то намеренно уничтожалось. Однако на протяжении всей истории литературы её окружало обширное поле учебников, пособий и трактатов по словесному мастерству. Их авторы щедро использовали цитаты (иногда весьма обширные) своих современников и классиков. Трактаты переписывались и сохранялись – а вместе с ними, и фрагменты утерянных произведений, осколки текстов, которые иначе были бы нам неизвестны вовсе.

Коллекция музея Эрец-Исраэль, Тель Авив, Израиль. Фото: Bukvoed.

По ним учёные пытаются реконструировать литературный процесс, представить более полную картину того, какой была литература тысячи лет назад.

Другой пример фрагмента – неоконченные произведения. Писатели тратят много сил и времени на тексты, которые никогда не обретут задуманного завершения. Смерть, творческий кризис и банальная нехватка времени порождают фрагменты, которые изначально должны были стать законченными произведениями.

Однако ни утрата полного текста, ни незаконченность в силу внешних обстоятельств не делают фрагмент отдельным жанром. Произведение всегда мыслится автором как целое, как носитель законченной мысли. Даже если писатель выбирает открытый конец или предлагает множество концовок на выбор, незавершённость является иллюзией, она работает на общий смысл. Даже короткие афоризмы содержат в себе целостную мысль.

Но, как это всегда бывает в истории литературы, у любого правила есть исключения.

 

Невыразимое и невыраженное

Конец XVIII века. Переломный момент истории литературы – впервые за многие столетия и даже тысячелетия автор-творец получает полную свободу действий, не ограниченную жанрами и какими-либо условностями. Романтики ищут новый способ выражения смыслов, которые порождаются прихотливым вдохновением. Любые рамки и ограничения мысли воспринимаются как насилие над творчеством. Именно тогда рождается жанр фрагмента.

Как пишет исследователь А. Махов, в романтическом фрагменте важна не столько внешняя незавершённость, сколько незаконченность самой мысли. Обычно автор уже имеет некий замысел того, что он хочет сказать, заранее видит результат логической цепочки, которую изображает в тексте. Фрагмент же писатель начинает без знания того, чем он должен завершиться. Махов проводит параллель с классической риторикой, где «создание текста распадалось на три стадии: оратор (как и поэт) находит мысли (inventio), потом располагает их (dispositio) и лишь затем облекает в словесную одежду, украшает посредством фигур и тропов (elocutio).

В романтическом фрагменте важна не столько внешняя незавершённость, сколько незаконченность самой мысли.

Далее следуют стадии запоминания (memoria) и произнесения речи (pronuntiatio, actio)». Романтики же следовали первым трём стадиям в обратном порядке – уже начав сочинять фрагмент, они в процессе понимали структуру и заканчивали тем, что приходили к некой мысли. Письмо само по себе должно было подводить к неким выводам, писатель начинал творить и в процессе творчества выяснял что-то новое, неизведанное. Фрагмент не был изначально сформулирован в голове автора, он рождался как процесс. Именно поэтому фрагмент и не может быть завершён – это не мысль, но путь к ней.

Ф. Шлегель, один из теоретиков Йенского романтизма, в своём 116-м фрагменте писал: «Романтическая же поэзия находится еще в становлении, более того, самая ее сущность заключается в том, что она вечно будет становиться и никогда не может быть завершена». В истинном творчестве невозможно поставить точку – важен сам процесс создания, творения, размышления. Шлегель не мог представить себе мир, неподверженный постоянному изменению. И отразить этот мир с помощью законченных, организованных произведений невозможно – что-то всегда будет ускользать от поэта и мыслителя. Единственной возможностью выразить постоянно меняющуюся сущность мира становится создание текстов, которые не имеют ни начала ни конца – фрагментов. Как Шлегель, так и Новалис делали фрагменты не очень большими, и издавали их сборниками. Внешне разрозненные, фрагменты на самом деле дополняли друг друга, создавая иллюзию законченной мысли. К примеру, в 1798 году Шлегель опубликовал ряд фрагментов в журнале «Атенеум», где были отражены его взгляды на поэзию, а Новалис издал сборник «Цветочная пыльца».

 

Чарльз Демут. Парус: в двух направлениях

Ч. Демут. Парус: в двух направлениях, 1919.

Несмотря на то, что жанр фрагмента был создан писателями и поэтами, изначально он использовался только для того, чтобы передать размышления о мире. Этот жанр не мыслился как полностью художественный – фрагменты могли содержать аллегории и притчи, но в конце концов они всё равно служили лишь как вспомогательные элементы для философии или критики.

 

Лирический фрагмент

Другие романтики подхватили идею фрагмента и сделали его поэтическим жанром. С. Т. Колридж пишет стихотворение «Кубла Хан, или Видение во сне» (1816) с подзаголовком «Фрагмент», а Дж. Байрон называет поэму «Гяур» (1813) «фрагментом турецкой повести» (a fragment of a Turkish tale). Однако многие произведения, особенно небольшие лирические стихотворения, печатались без заголовков и подзаголовков – и, тем не менее, прекрасно вписывались в жанр фрагмента. В статье о Тютчеве известный литературовед Ю. Н. Тынянов обращает внимание читателей на то, что в небольших стихотворениях-фрагментах «одна метафора, одно сравнение заполняют все стихотворение»:

Нет дня, чтобы душа не ныла,

Не изнывала б о былом,

Искала слов, не находила,

И сохла, сохла с каждым днем, –

 

Как тот, кто жгучею тоскою

Томился по краю родном

И вдруг узнал бы, что волною

Он схоронен на дне морском.

(Ф. И. Тютчев, 1865)

Именно фрагментарность позволяет романтикам начинать свои стихотворения с «и»: «И опять звезда ныряет» Ф. И. Тютчева, «И на театре, как на сцене света» М. Ю. Лермонтова, «И опять в полусвете ночном» А. А. Фета и т.д. Поэт как будто продолжает мысль, которая началась где-то вне стихотворного текста, и продолжится после того, как будет поставлена последняя точка.

Фрагмент продолжает пользоваться популярностью и у символистов, и у представителей других литературных течений рубежа веков. Особое же значение фрагмент и фрагментарность как основная черта произведения принимают у модернистов и авангардистов. Текст уже не пытается отразить мир, изменчивый в своём бесконечном становлении – поэзия «разрывается» на кусочки, чтобы показать хаос, который её авторы наблюдают вокруг себя.

Текст уже не пытается отразить мир, изменчивый в своём бесконечном становлении – поэзия «разрывается» на кусочки, чтобы показать хаос, который её авторы наблюдают вокруг себя.

Стихотворение в стиле Дада

Стихотворение в стиле Дада. Автор: Skesis.

До своего логического предела фрагмент доходит у дадаистов: Т. Тцара создаёт поэмы, вытаскивая из шляпы отдельные слова, вырезанные из газеты. Каждое слово осмысляется как фрагмент реальности, и они, естественно, не складываются в единую картину, единое произведение. Менее радикальные модернисты, такие как Эзра Паунд, всё-таки пытались придать фрагменту видимость единого текста:

Я хотел написать Рай

 

Не пугайся

    Пусть о рае

         расскажет ветер.

 

Пусть простят меня боги

      за то, что я сделал.

Пусть те, кто мне дорог

      простят меня тоже.

(Э. Паунд. Canto CXVII. Пер. К. С. Фарая).

Но внутренние лакуны, обособленность каждого отрезка внутри вроде бы цельного произведения, сразу бросаются в глаза. Это уже не «поток» поэзии романтиков, лишь часть которого мы можем уловить, а собранная из осколков мозаика.

Изначально фрагменты были лишь черепками, жалкими остатками культуры, исчезнувшей навсегда. Ценители собирали по крупицам наследие поэтов античности, мечтая найти в дебрях библиотек и забытых уголках монастырей утраченные манускрипты с полными текстами древнегреческих и римских поэтов. Но в определённый момент целостность перестала быть преимуществом – и тогда фрагмент превратился в жанр. Неважно, поэтический или прозаический, философский или художественный, пространный или лаконичный – фрагмент нёс в себе недосказанность, был подобен прерванной беседе с читателем или самим собой. Фрагмент – часть потока мысли или мозаика, в которой не хватает деталей. ■

Эльнара Ахмедова

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER

Вход

Войти с помощью социальных сетей

Регистрация

Войти

Зарегистрироваться с помощью социальных сетей

Восстановка пароля

Зарегистрироваться
Войти

Нашли ошибку в тексте?