СТАТЬЯИрвин Ялом, палач любви
Ценное свойство Ялома как автора – он часто выражает напрямую мораль своего повествования, но при этом избегает морализаторства. Уже из пролога становится ясно, что это тяжелое повествование, наполненное страданием, подобно самому известному и самому кровоточащему роману этого автора «Мамочка и смысл жизни» (2006). Для экзистенциалиста Ялома страдание занимает важнейшее место в жизни, он не учит, как избежать его, напротив, настаивает на его неизбежности. Читатель должен вместе с героями книги пройти через эту боль и испытать катарсис.
В прологе автор ставит нас лицом к лицу с самыми болезненными истинами любого человеческого существования: «неизбежность смерти каждого из нас и тех, кого мы любим; свобода сделать нашу жизнь такой, какой мы хотим; наше экзистенциальное одиночество; и, наконец, отсутствие какого-либо безусловного и самоочевидного смысла жизни. Какими бы мрачными ни казались эти данности, они содержат в себе семена мудрости и искупления»*.
Здесь нас ждет интересное открытие. Поначалу автор практически настроен против самого концепта любви, который в мировой культуре синонимичен счастью. По его словам, любовный аффект – это зачастую неумелая попытка человека скрыться от этих четырех беспощадных данностей.
Роман построен на историях десяти пациентов, реальные подробности которых разбавлены вымышленными. Этих персонажей объединяет то, что каждый из них пал жертвой любви, а точнее, своих иллюзий, которые считал любовью. Вот как их романтические и эротические иллюзии выступили защитным механизмом в борьбе с главным страхом каждого человека, страхом смерти: «Рассказ «В поисках сновидца» содержит уникальный взгляд изнутри на отчаянную попытку психики избежать страха смерти: среди бесконечно мрачных образов, которыми наполнены кошмары Марвина, есть один предмет, сопротивляющийся смерти и поддерживающий жизнь, – сверкающий жезл с белым наконечником, с помощью которого сновидец вступает в сексуальную дуэль со смертью.