Мы Вконтакте Мы в Facebook

Мы обнаружили, что вы используете Adblock. Мы знаем, как для вас важно иметь беспрепятственный доступ к знаниям - поэтому ради поддержания сайта мы оставляем только ненавязчивую рекламу. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием.

Как отключить: Инструкция

Описание к картинке

Меню

Рубрика Жанр номера

СТАТЬЯСонет

 

Сонетная форма родилась в Италии в первой половине XIII века. В Италии это время стало переходным между Средневековьем и Ренессансом. Появление сонета на стыке двух эпох не случайно, оно связано с теми изменениями в художественном сознании, которые происходили в Европе в преддверии Ренессанса.

Род литературы: поэзия

Время появления: XIII век

Место появления: Италия (Сицилия)

Канон: очень строгий, обязательно количество строк и рифмовка

Особенности: существует два основных типа сонетов, итальянский и английский

В статье «Категории поэтики в смене литературных эпох» об этих изменениях говорится так: «…в культуре Возрождения намечается… перемещение в центр мировосприятия человеческой личности… Баланс личного и безличного в литературном сознании решительно сдвигается в пользу первого…». Человек осмысляется не как часть «абсолютизированного природно-социального бытия», как в античности, и не в рамках религиозной картины мира, как в Средневековье, но сам по себе, как центр мира. При этом культура Возрождения остается в рамках традиционалистского типа художественного сознания, предполагающего наличие устойчивой нормы, определенных моделей (жанровых, стилистических, сюжетных), в соответствии с которыми должно строиться произведение. Именно поэтому в литературе этой эпохи сохраняется главенство готовых риторических форм, то есть нормативных жанров и соответствующих им формальных особенностей. Сонет появляется как поэтическая форма, дающая возможности для осмысления центрального места человека в ренессансной картине мира,  как форма, позволяющая наиболее адекватно рассмотреть диалектику бытия, жизнь человека во всей ее противоречивости. Как отмечает З.И. Плавскин, «сонет отражает основные этапы диалектического движения жизни, чувства или мысли от тезиса, т.е. какого-то положения, через антитезис, т.е. противоположение, к синтезу, т.е. снятию противоположений».

Сонет появляется как поэтическая форма, дающая возможности для осмысления центрального места человека в ренессансной картине мира.

Появление итальянского сонета связывают с именем Джакомо да Лентини (Giacomo da Lentini, ок. 1210 – 1260) и так называемой сицилийской школой поэзии – поэтического объединения при дворе сицилийского императора Фридриха II. Поэты сицилийской школы первыми стали сочинять стихотворения на итальянском языке (а не на провансальском, как раньше), и именно при них поэзия отделилась от музыки. Их стихотворное творчество изначально предназначалось для декламации (в то время как поэтические тексты трубадуров часто сопровождались нотами). В Италии свое развитие сонетная форма получила в творческой деятельности такого литературного направления, как dolce stil nuovo, и, в первую очередь, в поэзии Гвидо Гвиницелли (Guido Guinizelli dei Principi, около 1230 –1276), Гвидо Кавальканти (Guido Cavalcanti, 1259 – 1300) и Данте Алигьери (Dante Alighieri, 1265 – 1321). Они использовали сонет преимущественно в любовной лирике, в особенности в качестве полу-платонической, квази-религиозной молитвы к Даме, Донне. Однако именно благодаря поэтическому дарованию Франческо Петрарки (Francesco Petrarca, 1304 – 1374) сонет стал одной из самых заметных форм в европейской поэзии.

Канонический итальянский сонет, также называемый «петраркистским», подразумевает деление на октет (в первом катрене которого содержится тезис, а во втором – развитие тезиса) и секстет (в  терцетах которого следуют антитезис и синтез). Джон Фуллер в одной из своих монографий приводит схему канонического итальянского сонета:

Итальянский сонет

Важнейшая характеристика итальянского сонета – смысловой переход от октета к секстету. В итальянской и английской традиции этот переход называют вольтой (volta). О задаче вольты в сонете американский литературовед Пол Фасселл говорит так: «Обычно при создании сонета петраркистского типа в первом четверостишии постулируется тема; затем она развивается и усложняется в следующей строфе; в начале секстета происходит смысловой поворот, который позволяет разрешить противоречие, назревшее в октете». Канонический размер итальянского сонета в Италии – одиннадцатисложный стих.

Сочинить сонет итальянского типа, следуя канону во всех отношениях, сложно. Во-первых, необходимо достичь достаточного уровня напряжения в октете, чтобы после вольты его спад был выразительным. Во-вторых, сложность представляет охватный тип рифмовки. В катрене, схему которого можно представить как abba, первая и последняя строка должны быть связаны между собой логически и семантически,  вторая и третья должны объединяться еще более тесными связями. Отчасти именно этими трудностями объясняется меньшая, по сравнению с английской, распространенность итальянской формы сонета в Великобритании.

Популяризатором поэзии Петрарки стал Пьетро Бембо (Pietro Bembo, 1470 – 1547) – итальянский кардинал, ученый, поэт и теоретик литературы. Бембо избрал в качестве идеала поэзии и образца для своего творчества поэзию Петрарки. В своих эссе (например, «Le prose della volgar lingua») Пьетро Бембо говорит о необходимости придать итальянскому языку статус литературного, отказавшись от латыни, а в качестве образца следует принять язык Петрарки – тосканский диалект.

Тициан. Портрет Пьетро Бембо (1540)

Влияние Бембо было поистине велико: принцип поэтической имитации, провозглашаемый им, стал доминирующим; стихотворения Петрарки стали образцом для поэтов, писавших о любви; на основе тосканского диалекта сформировался современный итальянский язык.

Популярность сонетов Петрарки стала распространяться за пределы Италии. В странах Западной Европы постепенно начали формироваться национальные варианты сонета. Первые сонеты на французском языке были созданы Клеманом Маро (Clément Marot, 1496 – 1544) еще в тридцатых годах XVI века, однако своего расцвета во Франции сонетная форма достигла с началом творческой деятельности поэтов Плеяды, в середине XVI века. Наиболее известные представители этой группы поэтов – Пьер де Ронсар (Pierre de Ronsard, 1524 – 1585), Жоашен дю Белле (Joachim Du Bellay, 1522 – 1560) и Жан Антуан де Баиф (Jean-Antoine de Baïf, 1532 – 1589). Свою задачу они видели в создании национальной французской поэзии, отличавшейся от поэзии придворной и латинской университетской. Поэты Плеяды воспринимали сонет как форму новую, с которой еще не сложились определенные ассоциации, которую можно было наполнить новым содержанием. Поначалу французы брали в качестве образца сонеты Петрарки, и только потом начали создавать совершенно оригинальные стихотворения (хотя и не отказываясь от идеалов Петрарки, лишь переосмысляя их).

Еще Маро в своих сонетах отходит от рифмовки, принятой в каноническом итальянском сонете. Хотя канон допускал несколько вариантов рифмовки в терцетах, он не предполагал парность рифмы в них. Маро же использовал именно парные рифмы, и поэты следующих поколений следовали за ним в этом отношении. Уже Ронсар воспринимал парный тип рифмовки в терцетах как традиционный для французского сонета, так же его размером он делает двенадцатисложный александрийский стих. Все эти изменения были вызваны необходимостью приспособить итальянский сонет к особенностям французского языка и стихосложения.

В английскую поэтическую традицию сонет вошел в начале XVI века с переводами стихотворений Петрарки,

Влияние Бембо было поистине велико: принцип поэтической имитации, провозглашаемый им, стал доминирующим; стихотворения Петрарки стали образцом для поэтов, писавших о любви; на основе тосканского диалекта сформировался современный итальянский язык.

и посредниками здесь выступили сэр Томас Уайетт (Thomas Wyatt, 1503 – 1542) и граф Сарри (Henry Howard, Earl of Surrey, 1517 – 1547). Помимо сонетов Петрарки, на Уайетта и Сарри оказали влияние французские сонетисты (в первую очередь Маро). Как отмечает З.И. Плавскин, «именно под влиянием французских поэтов Уайетт избирает для сонета схему abba | abba | cdd | cee». В первых изданных книгах Сарри деление на катрены и терцеты не обозначалось графически, поэтому схему, которую Уайетт перенял от французов, abba | abba | cdd | cee, стали читать как три катрена и двустишие, abba | abba | cddc | ee. Так Сарри меняет всю структуру сонета и создает канон английского типа сонета.

Джон Фуллер в своем исследовании сонета дает схему традиционного английского сонета:

Согласно схеме, смысловой поворот, вольта, в сонете английского типа происходит после двенадцатой строки. Это значит, что соотношение частей в английском сонете меняется, по сравнению с итальянским. В английском сонете антитезис переходит в первую часть стихотворения, и соотношение строк, согласно их положению относительно вольты, – 12:2, в то время как в итальянском сонете – 8:6. Именно в соотношении строк кроется ключевое различие между английским и итальянским сонетом.Из-за перемещения вольты ближе к концу стихотворения переход к синтезу в английском сонете более резкий, и происходит он всего в двух строках (финальном двустишии), а не в последнем терцете, как в итальянском сонете.

Более того, в английском сонете вольте не всегда предшествует антитезис – в первых двенадцати строках может последовательно разворачиваться тезис. 

В таком случае вольта кажется еще более неожиданной, нежели в случае, когда ей предшествует антитезис. Например, в сто тридцатом сонете Уильяма Шекспира (William Shakespeare, 1564 – 1616), в первой части стихотворения (в первых двенадцати строках) разворачивается тезис, построенный на противопоставлении идеального и реального, а в финальном двустишии противоречие снимается, синтезируется.

Расцвет английского сонета в эпоху Возрождения пришелся на период правления королевы Елизаветы I. Цикл сонетов сэра Филипа Сидни (Sir Philip Sidney, 1554 – 1586) «Astrophel and Stella» положил начало популярности формы сонета в конце XVI века. В основном елизаветинцы писали не отдельные стихотворения, а целые циклы сонетов, обращенных к Прекрасной Даме. Сонеты Уильяма Шекспира стали вершиной развития сонетного жанра в Англии.  В отличие от своих предшественников, он посвящает стихотворения вовсе не Прекрасной Даме, но некому молодому человеку, «Fair Youth» (с 1 по 126 сонет), и Темной Леди, «Dark Lady» (с 127 по 152 сонет).

Циклом сонетов Шекспира завершился сонетный «бум» елизаветинского времени. В последние годы XVI века выступили на первый план такие поэты, как Бен Джонсон (Benjamin Jonson, 1572 – 1637) и Джон Донн (John Donne, 1572 – 1631), и ни один из них не был заинтересован в сонете о любви. Бен Джонсон практически не писал сонетов, а Джон Донн сочинял религиозные сонеты. Он написал девятнадцать стихотворений, которые сгруппировал под названием «Holy Sonnets». Донн выбирает итальянский тип сонета, обладающий более четкой, симметричной структурой, в отличие  от английского сонета. В XVII веке поэты практически не оформляют свои стихотворения в сонетной форме. Можно предположить, что спад интереса к сонету связан с ассоциируемыми с ним стилем мышления и чувственного восприятия мира.

 

В основном елизаветинцы писали не отдельные стихотворения, а целые циклы сонетов, обращенных к Прекрасной Даме.

Действительно, у поэтов XVII века сонет, вероятно, ассоциировался с наивным и сентиментальным восприятием мира, форма эта казалась им старомодной.

Рукопись XIV сонета Джона Донна.

Поэтому не удивительно, что поэтом, «спасшим» сонет от окончательного забвения, стал Джон Мильтон (John Milton, 1608 – 1674), чей стиль можно охарактеризовать как намеренно старомодный. Но и Мильтон не взял елизаветинский сонет в качестве образца для своего творчества – поэт не написал ни одного цикла сонетов и не создал ни одного сонета о любви. Джон Мильтон обратился к самым истокам сонета – к раннему итальянскому сонету, назначением которого было осветить конкретное общественно-важное событие или восхвалить выдающуюся личность.

Как и в XVII веке, в веке XVIII сонет ассоциировался с тем типом чувств и образом мышления, которые не казались людям того времени близкими по духу. Безусловно, сонет (в том виде, в котором его воспринимали люди эпохи Просвещения) не вписывался в стандарты хорошей поэзии того времени – поэзии остроумной, сатирического толка, поэзии размышления над моральными и социальными проблемами. Сонет, в центре которого  межличностные отношения частного порядка и глубоко личные переживания, не имел ничего общего с тем, что интересовало литераторов XVIII века.

В конце XVIII века произошел перелом – изменился тип художественного сознания. На первый план выдвинулся человек «в его индивидуальном облике и общественных связях», и основной категорией поэтики стал автор. С приходом романтизма разрушилась система жанров, стиль перестал соотноситься с понятием нормы.

Казалось бы, тенденция к отказу от нормативных жанров и форм, должна была окончательно «похоронить» сонет. Однако этого не произошло – напротив, сонетная форма приобрела популярность у поэтов-романтиков, а затем и у викторианцев. Романтики обнаружили, что структура сонета отвечает их задачам и целям – она способна отразить диалектику души, противоречивость внутреннего мира человека. Конечно, с приходом эпохи индивидуально-авторского сознания поэты стремились индивидуализировать жанр сонета, экспериментировали с ним, будучи в поисках более подходящих методов для выражения своих идей.

  Одним из самых плодовитых и успешных сонетистов эпохи романтизма стал Уильям Вордсворт (William Wordsworth, 1770 – 1850). Поэт использовал сонетную форму для раскрытия двух основных аспектов своего творчества – «моментов видения» («moments of vision», под которыми Вордсворт понимал внезапные поэтические прозрения, откровения) и общественно (и национально) важных событий. Кроме того, Вордсворт первым сделал природу центральной темой сонета. Джон Китс (John Keats, 1795 – 1821), младший современник Уильяма Вордсворта, продолжил дело «возрождения» сонета как одной из основных поэтических форм. Считается, что экспериментальные сонеты Китса стали предвестниками его великих од 1819 года, которые представляют собой десять строк, объединяющих шекспировский катрен и петраркистский секстет (исключением можно считать оду «To Autumn», которая состоит из одиннадцати строк с куплетом в девятой и десятой строках). Кроме Вордсворта и Китса интерес к сонету проявляли такие поэты эпохи романтизма, как Сэмюэль Кольридж (Samuel Coleridge, 1772 – 1834) и Перси Шелли (Percy Shelley, 1792 – 1822).

Популярность сонетной формы в эпоху романтизма отнюдь не сменилась упадком интереса к ней в эпоху викторианскую. Более того, поэты времен правления королевы Виктории возродили цикл сонетов как форму поэтического выражения. Если поэтов-романтиков сонет интересовал как исключительно компактная форма стихотворения, то викторианцев в сонете (а точнее – в цикле сонетов) привлекала еще и возможность развития идеи (мысли, чувства, даже действия). 

Романтики обнаружили, что структура сонета отвечает их задачам и целям – она способна отразить диалектику души, противоречивость внутреннего мира человека.

Циклы сонетов создали такие великие поэты викторианской эпохи, как Элизабет Браунинг (Elisabeth Browning, 1806 – 1861) и Роберт Браунинг (Robert Browning, 1812 – 1889) , Джордж Мередит (George Meredith, 1828 – 1909), Данте Габриэль Росcетти (Dante Gabriel Rossetti, 1828 – 1882) и его сестра Кристина (Christina Rossetti, 1830 – 1894), Альфред Теннисон (Alfred Tennyson, 1809 – 1892). Викторианцы много экспериментировали с метрикой сонета. Например, Джордж Мередит в цикле сонетов «Modern Love», в котором рассказывается история распадающегося брака и ревности, поэт использовал шестнадцать строк (вместо традиционных четырнадцати), составляющих четыре катрена. Добавочные две строки откладывают момент смыслового поворота и развязки, традиционных для сонета, точно так же, как мучающийся лирический субъект пытается оттянуть момент расторжения брака.

В поздневикторианскую и эдвардианскую эпоху сонет стал постепенно терять свою популярность. Например, в наследии таких поэтов, как Уильям Йейтс (William Butler Yates, 1865 – 1939) и Томас Харди (Thomas Hardy, 1840 – 1928), можно найти несколько сонетов, но в целом оба они были слабо заинтересованы в этой форме. А уже Т. С. Элиот (Thomas Stearns Eliot, 1888 – 1965) и Эзра Паунд (Ezra Pound, 1885 – 1972), которые определили весь ход развития английской поэзии начала и середины двадцатого века, сонетом не интересовались вовсе. То, что произошло с сонетом в начале XX века, очень похоже на ситуацию постъелизаветинской эпохи: перепроизводство сонетов и нежелательные для нового поколения ассоциации, связанные с данной формой, привели к ее упадку. Форма сонета и сегодня мало популярна, что, однако, не значит, что она не используется вовсе. Модернистское (и постмодернистское) сознание, с его тягой к эксперименту, несомненно, заинтересовано в игре с формой, и в этой игре оно не обходит стороной и сонет. ■

Екатерина Глазкова

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER

Вход

Войти с помощью социальных сетей

Регистрация

Войти

Зарегистрироваться с помощью социальных сетей

Восстановка пароля

Зарегистрироваться
Войти

Нашли ошибку в тексте?

Строфа, состоящая из восьми строк.

Строфа, состоящая из четырёх строк.

Строфа, состоящая из шести строк.

Строфа, состоящая из трёх строк.

John Fuller The Sonnet. London, 1972.P. 2.

Строка, состоящая из одиннадцати слогов.

Тип рифмовки, при котором между собой рифмуются первая и четвёртая, вторая и третья строки.

Парную рифму можно представить схемой abababab.