Мы Вконтакте Мы в Facebook

Мы обнаружили, что вы используете Adblock. Мы знаем, как для вас важно иметь беспрепятственный доступ к знаниям - поэтому ради поддержания сайта мы оставляем только ненавязчивую рекламу. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием.

Как отключить: Инструкция

Описание к картинке

Меню

Рубрика История понятия

СТАТЬЯМноголикий канон: от Библии до фанфикшн

Что такое канон? Далеко не все знают все значения этого слова, что неудивительно, – их у него немало. Это понятие способно вызвать множество самых разных ассоциаций, связанных с искусством, религией, кино и даже фанфиками. И все эти ассоциации будут закономерными – у слова действительно множество значений, в чём-то близких, а в чём-то существенно отличающихся. В них в этой статье мы и попробуем разобраться.

Для начала следует сказать, что слово «канон» пришло из греческого языка и означает «прямая палка, шнур, линейка». Согласно некоторым мнениям, греческий термин, в свою очередь, происходит от западно-семитского слова «тростник, камыш», одно из значений которого – тростниковый шест, использовавшийся в качестве эталона длины при строительстве. Само представление об эталоне, образце, мере является здесь ключевым, так как оно объединяет почти все значения слова «канон».

Понятие канона может обозначать собрание священных текстов: так, существует библейский канон, то есть книги Ветхого и Нового Завета, которые признаются Церковью боговдохновенными: к ним принадлежат все книги Нового Завета, а Ветхий Завет включает в себя и некоторые неканонические книги. Их состав варьируется в зависимости от той или иной христианской деноминации, однако следует отметить, что определение «неканонические» не подразумевает негативной окраски, а указывает, что такие книги не являются боговдохновенными по происхождению, хотя могут быть полезными. Иное дело – апокрифы, то есть книги, которые не признаются подлинными, достоверность которых сомнительна и которые могут содержать в себе явные искажения. Как видим, здесь нетрудно уловить связь с представлением о каноне как идеале, образце.

Отмечу, что есть ещё ряд значений слова «канон», относящихся к религиозной сфере. Во-первых, существует понятие «церковный канон» – так в христианстве называют правило или свод правил, установленных апостолами, Вселенскими соборами, Отцами Церкви и касающихся церковного устройства. То есть «канон», опять же, является ориентиром, мерой – им руководствуются, с ним сверяют свои действия.Другие значения уже специфичны: каноном называли список священников определённой епархии (отсюда – «каноник»), один из жанров церковной гимнографии (поэзии). Переходя к разговору о жанрах и формах, можно вспомнить музыкальный канон – форму, когда несколько голосов поют одну и ту же мелодию, вступая последовательно и «накладываясь» друг на друга. Кроме того, в музыке этим словом обозначают струнный щипковый инструмент (родственный арфе и гуслям),

Само представление об эталоне, образце, мере является здесь ключевым, так как оно объединяет почти все значения слова «канон».

а также специальный инструмент для точного построения музыкальных интервалов (иначе – монохорд).

Таким образом, мы незаметно перешли к искусству, где у «канона» тоже немало значений, более актуальных для нас, чем только что перечисленные названия музыкальных инструментов, о которых автор этой статьи, признаться честно, сам узнал непосредственно в процессе её написания. Итак, что такое канон в искусстве? С одной стороны, мы можем почти дословно повторить уже приводившуюся ранее формулировку – «правило или свод правил», на которые ориентируется творящий внутри этих рамок художник. Но, с другой стороны, эта дефиниция требует существенных уточнений.

Канон действительно представляет собой набор устоявшихся норм, например, если говорить о живописи – правил построения композиции, изображения человеческой фигуры и т.д. Такие нормы, при всей их закреплённости, подвижны, видоизменяются от эпохи к эпохе: например, открытие перспективы в эпоху Возрождения радикально преобразовало прежние композиционные принципы. Нередко каноны сопряжены с определёнными жанром или видом искусства: так, в тот же ренессансный период было принято писать портреты на фоне условного пейзажа, хотя само по себе изображение природы ещё не выделилось в самостоятельный жанр. Очень узнаваемы характерные каноны древнеегипетского искусства – изображение лица человека в профиль, а фигуры анфас. Достаточно строгими являются и каноны иконописи, без которых невозможно работа иконописца.

Вход в Карнакский храм в Лукрсоре (Египет). Источник: thiao.com.

Жанровые каноны существуют и в литературе. Само название жанра вызывает у читателя какие-то схематические представления, ожидания – что уже говорит о наличии какой-то устойчивой нормы.

П. Корнель, "Сид"

Трагедия, впервые поставленная в 1636 году в Париже. Сюжет Корнель взял из легенды о герое испанской Реконкисты Родриго Диасе, который также является персонажем народного эпоса "Песнь о моём Сиде". Во время действия трагедии Сид ещё молод и не совершил ни одного подвига. Он собирается жениться на Химене, но их отцы ссорятся и Родриго оказывается на дуэли.

Сразу после постановки Французская академия посчитала пьесу несоответствующей принятым канонам. Во-первых, действие происходит 36 часов (а не 24), во-вторых, у неё хороший конец. И самое главное, академия сочла возмутительным, что Химена согласилась выйти замуж за Сида после разговора с королём, хотя Сид убил отца своей невесты.

Однако норма ещё не является каноном, канон подразумевает наличие некоей образцовой модели, обязательных правил. Ориентация на канон особенно характерна для некоторых эпох и направлений – в частности, для античности и классицизма, стремившегося подражать ей. Именно классицизм предписывал драматургам соблюдать знаменитое «правило трёх единств»: единства места, времени и действия. Нарушение этих канонов зачастую расценивалось резко негативно – можно вспомнить примеры, когда писатели, раздвигавшие принятые границы и стремившиеся к большей свободе, подвергались критике за то, что их произведение написано «неправильно». Так, незначительные отступления от классицистического канона в пьесе Корнеля «Сид» стали поводом для её отрицательной оценки некоторыми французскими критиками.

Для таких эпох характерно также появление нормативных поэтик – трудов, где излагаются принципы написания и перечисляются основные черты «правильно построенного» произведения того или иного жанра. Самой известной с уверенностью можно назвать «Поэтику» Аристотеля – трактат, написанный в 335 г. до н.э. Большая часть дошедшего до нас текста посвящена трагедии, но Аристотель касается в нём и эпоса, и проблем искусства в целом. Его «Поэтику» едва ли можно свести к нормативным предписаниям для авторов-современников,

это скорее философское размышление над вопросами искусства – именно поэтому её цитировали и много веков спустя. В качестве примера нормативной классицистической поэтики можно назвать «Поэтическое искусство» Н. Буало (1674) – поэму-трактат, где подытоживаются эстетические принципы классицизма.

Неписаные жанровые каноны существуют и в наше время – в первую очередь, это характерно для жанровой литературы, где сюжет, его структура и развязка жёстко регламентированы, поскольку такая литература подразумевает минимальное расхождение между читательским горизонтом ожидания и самой книгой.

Теперь поговорим о расширенном значении понятия «канон» – точнее, вернёмся к нему, так как с него мы и начали.

Начало первой песни «Поэтического искусства». Издание 1674 г.

Представление о каноне как наборе священных текстов, неприкосновенных и заключающих в себе Откровение, сформировалось в первые века нашей эры. Однако в Новое время появилось представление о каноне не богословском, а светском – корпусе «наиболее образцовых» произведений художественной словесности. Источником этого представления, как указывает Ян Ассман, было не только понятие богословского канона, но и его античное понимание как оценочного мерила: «Канон задаёт мерила того, что считается прекрасным, великим и значительным. И задаёт он их, указывая на произведения, в которых эти ценности образцово воплощены». Так зародилась категория литературы, которую мы привыкли называть «классикой».

Более того, у «канона» в таком употреблении появился ещё один оттенок значения: говоря о «классике», мы часто подразумеваем не только то, что это лучшие, «образцовые» произведения своего времени, но и что это произведения, с которыми должен быть знаком образованный человек.

Более того, у «канона» в таком употреблении появился ещё один оттенок значения: говоря о «классике», мы часто подразумеваем не только то, что это лучшие, «образцовые» произведения своего времени, но и что это произведения, с которыми должен быть знаком образованный человек. То есть канон предстаёт как некий «список литературы», обязательной к прочтению: и действительно многие воспринимают классику как то, что «проходят в школе».

Ещё один смысл возникает, когда мы говорим о «каноническом тексте» конкретного произведения того или иного автора. В данном случае имеется в виду версия, признанная окончательной и предназначенная к печати. Это особенно актуально в спорных ситуациях: при наличии нескольких отличающихся рукописей или изданий, если сам автор не успел внести последние правки или не выразил определённых намерений, свидетельствующих в пользу одного из вариантов. Тогда канонический текст – тот, что принимается за итоговый.

Другое значение «канонического текста» связано с такой маргинальной формой литературы, как фанфикшн. Фанфик – это любительское «продолжение» или сочинение «по мотивам» оригинального литературного произведения, написанное, как правило, его поклонниками (фикрайтерами) для таких же поклонников. Именно оригинальный текст, лежащий в основе фанфика, и становится здесь «каноническим»: канон в фанфикшн – это сюжеты, персонажи, ситуации, соответствующие изначальному авторскому тексту, в отличие от того, что фикрайтер добавляет от себя. За «дописываемым» или даже «переписываемым» текстом сохраняется роль эталона, авторитета, хотя он и подвергается «переработке».

Раз уж мы заговорили «переработках» и «переделках», самое время вспомнить об искусстве на границе литературы и кино – экранизациях. Значение слова «канон» здесь, по сути, такое же, как в случае с фанфиками: нетрудно догадаться, что речь идёт об экранизируемом произведении, «оригинале», на который и ориентируются создатели его киноверсии. Соответствовать «канону» будет всё, что совпадает с написанным в книге, – в противоположность тому, что автор экранизации переосмыслил, добавил от себя и т.д.

Как видим, термин «канон» далеко не так прост и понятен, как кажется на первый взгляд. У него масса значений, как в рамках более широкого культурного контекста, так и очень специфичных, конкретных. Большинство из них объединяет изначально заложенное в этом слове представление об образце, эталоне, мериле. Но мало кто способен с ходу перечислить их все – впрочем, если у вас хватило терпения дочитать до конца, к вам это уже не относится. ■

Татьяна Пирусская

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER

Вход

Войти с помощью социальных сетей

Регистрация

Войти

Зарегистрироваться с помощью социальных сетей

Восстановка пароля

Зарегистрироваться
Войти

Нашли ошибку в тексте?