Само представление об эталоне, образце, мере является здесь ключевым, так как оно объединяет почти все значения слова «канон».
Мы обнаружили, что вы используете Adblock. Мы знаем, как для вас важно иметь беспрепятственный доступ к знаниям - поэтому ради поддержания сайта мы оставляем только ненавязчивую рекламу. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием.
Как отключить: Инструкция
Для начала следует сказать, что слово «канон» пришло из греческого языка и означает «прямая палка, шнур, линейка». Согласно некоторым мнениям, греческий термин, в свою очередь, происходит от западно-семитского слова «тростник, камыш», одно из значений которого – тростниковый шест, использовавшийся в качестве эталона длины при строительстве. Само представление об эталоне, образце, мере является здесь ключевым, так как оно объединяет почти все значения слова «канон».
Понятие канона может обозначать собрание священных текстов: так, существует библейский канон, то есть книги Ветхого и Нового Завета, которые признаются Церковью боговдохновенными: к ним принадлежат все книги Нового Завета, а Ветхий Завет включает в себя и некоторые неканонические книги. Их состав варьируется в зависимости от той или иной христианской деноминации, однако следует отметить, что определение «неканонические» не подразумевает негативной окраски, а указывает, что такие книги не являются боговдохновенными по происхождению, хотя могут быть полезными. Иное дело – апокрифы, то есть книги, которые не признаются подлинными, достоверность которых сомнительна и которые могут содержать в себе явные искажения. Как видим, здесь нетрудно уловить связь с представлением о каноне как идеале, образце.
Отмечу, что есть ещё ряд значений слова «канон», относящихся к религиозной сфере. Во-первых, существует понятие «церковный канон» – так в христианстве называют правило или свод правил, установленных апостолами, Вселенскими соборами, Отцами Церкви и касающихся церковного устройства. То есть «канон», опять же, является ориентиром, мерой – им руководствуются, с ним сверяют свои действия.Другие значения уже специфичны: каноном называли список священников определённой епархии (отсюда – «каноник»), один из жанров церковной гимнографии (поэзии). Переходя к разговору о жанрах и формах, можно вспомнить музыкальный канон – форму, когда несколько голосов поют одну и ту же мелодию, вступая последовательно и «накладываясь» друг на друга. Кроме того, в музыке этим словом обозначают струнный щипковый инструмент (родственный арфе и гуслям),
Само представление об эталоне, образце, мере является здесь ключевым, так как оно объединяет почти все значения слова «канон».
а также специальный инструмент для точного построения музыкальных интервалов (иначе – монохорд).
Таким образом, мы незаметно перешли к искусству, где у «канона» тоже немало значений, более актуальных для нас, чем только что перечисленные названия музыкальных инструментов, о которых автор этой статьи, признаться честно, сам узнал непосредственно в процессе её написания. Итак, что такое канон в искусстве? С одной стороны, мы можем почти дословно повторить уже приводившуюся ранее формулировку – «правило или свод правил», на которые ориентируется творящий внутри этих рамок художник. Но, с другой стороны, эта дефиниция требует существенных уточнений.
Канон действительно представляет собой набор устоявшихся норм, например, если говорить о живописи – правил построения композиции, изображения человеческой фигуры и т.д. Такие нормы, при всей их закреплённости, подвижны, видоизменяются от эпохи к эпохе: например, открытие перспективы в эпоху Возрождения радикально преобразовало прежние композиционные принципы. Нередко каноны сопряжены с определёнными жанром или видом искусства: так, в тот же ренессансный период было принято писать портреты на фоне условного пейзажа, хотя само по себе изображение природы ещё не выделилось в самостоятельный жанр. Очень узнаваемы характерные каноны древнеегипетского искусства – изображение лица человека в профиль, а фигуры анфас. Достаточно строгими являются и каноны иконописи, без которых невозможно работа иконописца.
Вход в Карнакский храм в Лукрсоре (Египет). Источник: thiao.com.
Жанровые каноны существуют и в литературе. Само название жанра вызывает у читателя какие-то схематические представления, ожидания – что уже говорит о наличии какой-то устойчивой нормы.
П. Корнель, "Сид"
Трагедия, впервые поставленная в 1636 году в Париже. Сюжет Корнель взял из легенды о герое испанской Реконкисты Родриго Диасе, который также является персонажем народного эпоса "Песнь о моём Сиде". Во время действия трагедии Сид ещё молод и не совершил ни одного подвига. Он собирается жениться на Химене, но их отцы ссорятся и Родриго оказывается на дуэли.
Сразу после постановки Французская академия посчитала пьесу несоответствующей принятым канонам. Во-первых, действие происходит 36 часов (а не 24), во-вторых, у неё хороший конец. И самое главное, академия сочла возмутительным, что Химена согласилась выйти замуж за Сида после разговора с королём, хотя Сид убил отца своей невесты.
Однако норма ещё не является каноном, канон подразумевает наличие некоей образцовой модели, обязательных правил. Ориентация на канон особенно характерна для некоторых эпох и направлений – в частности, для античности и классицизма, стремившегося подражать ей. Именно классицизм предписывал драматургам соблюдать знаменитое «правило трёх единств»: единства места, времени и действия. Нарушение этих канонов зачастую расценивалось резко негативно – можно вспомнить примеры, когда писатели, раздвигавшие принятые границы и стремившиеся к большей свободе, подвергались критике за то, что их произведение написано «неправильно». Так, незначительные отступления от классицистического канона в пьесе Корнеля «Сид» стали поводом для её отрицательной оценки некоторыми французскими критиками.
Для таких эпох характерно также появление нормативных поэтик – трудов, где излагаются принципы написания и перечисляются основные черты «правильно построенного» произведения того или иного жанра. Самой известной с уверенностью можно назвать «Поэтику» Аристотеля – трактат, написанный в 335 г. до н.э. Большая часть дошедшего до нас текста посвящена трагедии, но Аристотель касается в нём и эпоса, и проблем искусства в целом. Его «Поэтику» едва ли можно свести к нормативным предписаниям для авторов-современников,
это скорее философское размышление над вопросами искусства – именно поэтому её цитировали и много веков спустя. В качестве примера нормативной классицистической поэтики можно назвать «Поэтическое искусство» Н. Буало (1674) – поэму-трактат, где подытоживаются эстетические принципы классицизма.
Неписаные жанровые каноны существуют и в наше время – в первую очередь, это характерно для жанровой литературы, где сюжет, его структура и развязка жёстко регламентированы, поскольку такая литература подразумевает минимальное расхождение между читательским горизонтом ожидания и самой книгой.
Теперь поговорим о расширенном значении понятия «канон» – точнее, вернёмся к нему, так как с него мы и начали.
Начало первой песни «Поэтического искусства». Издание 1674 г.
Представление о каноне как наборе священных текстов, неприкосновенных и заключающих в себе Откровение, сформировалось в первые века нашей эры. Однако в Новое время появилось представление о каноне не богословском, а светском – корпусе «наиболее образцовых» произведений художественной словесности. Источником этого представления, как указывает Ян Ассман, было не только понятие богословского канона, но и его античное понимание как оценочного мерила: «Канон задаёт мерила того, что считается прекрасным, великим и значительным. И задаёт он их, указывая на произведения, в которых эти ценности образцово воплощены». Так зародилась категория литературы, которую мы привыкли называть «классикой».
Более того, у «канона» в таком употреблении появился ещё один оттенок значения: говоря о «классике», мы часто подразумеваем не только то, что это лучшие, «образцовые» произведения своего времени, но и что это произведения, с которыми должен быть знаком образованный человек.
Более того, у «канона» в таком употреблении появился ещё один оттенок значения: говоря о «классике», мы часто подразумеваем не только то, что это лучшие, «образцовые» произведения своего времени, но и что это произведения, с которыми должен быть знаком образованный человек. То есть канон предстаёт как некий «список литературы», обязательной к прочтению: и действительно многие воспринимают классику как то, что «проходят в школе».
Ещё один смысл возникает, когда мы говорим о «каноническом тексте» конкретного произведения того или иного автора. В данном случае имеется в виду версия, признанная окончательной и предназначенная к печати. Это особенно актуально в спорных ситуациях: при наличии нескольких отличающихся рукописей или изданий, если сам автор не успел внести последние правки или не выразил определённых намерений, свидетельствующих в пользу одного из вариантов. Тогда канонический текст – тот, что принимается за итоговый.
Другое значение «канонического текста» связано с такой маргинальной формой литературы, как фанфикшн. Фанфик – это любительское «продолжение» или сочинение «по мотивам» оригинального литературного произведения, написанное, как правило, его поклонниками (фикрайтерами) для таких же поклонников. Именно оригинальный текст, лежащий в основе фанфика, и становится здесь «каноническим»: канон в фанфикшн – это сюжеты, персонажи, ситуации, соответствующие изначальному авторскому тексту, в отличие от того, что фикрайтер добавляет от себя. За «дописываемым» или даже «переписываемым» текстом сохраняется роль эталона, авторитета, хотя он и подвергается «переработке».
Раз уж мы заговорили «переработках» и «переделках», самое время вспомнить об искусстве на границе литературы и кино – экранизациях. Значение слова «канон» здесь, по сути, такое же, как в случае с фанфиками: нетрудно догадаться, что речь идёт об экранизируемом произведении, «оригинале», на который и ориентируются создатели его киноверсии. Соответствовать «канону» будет всё, что совпадает с написанным в книге, – в противоположность тому, что автор экранизации переосмыслил, добавил от себя и т.д.
Как видим, термин «канон» далеко не так прост и понятен, как кажется на первый взгляд. У него масса значений, как в рамках более широкого культурного контекста, так и очень специфичных, конкретных. Большинство из них объединяет изначально заложенное в этом слове представление об образце, эталоне, мериле. Но мало кто способен с ходу перечислить их все – впрочем, если у вас хватило терпения дочитать до конца, к вам это уже не относится. ■
Татьяна Пирусская
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER