Мы Вконтакте Мы в Facebook

Мы обнаружили, что вы используете Adblock. Мы знаем, как для вас важно иметь беспрепятственный доступ к знаниям - поэтому ради поддержания сайта мы оставляем только ненавязчивую рекламу. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием.

Как отключить: Инструкция

Описание к картинке

Меню

Рубрика Персона

СТАТЬЯЭдвард Бульвер-Литтон, лорд жанровой литературы

«Перо сильней меча, когда владеет им великий человек». Автор этих строк, как ни странно, использовал свой писательский талант не как оружие – поэтому, может быть, он так и не стал «великим человеком» в глазах потомков. Человек с длинным аристократическим именем и столь же богатым списком произведений, принадлежащих его перу, был невероятно популярен при жизни и оказался невостребованным практически сразу после своей смерти.

Не такая уж и редкая судьба для автора «популярной литературы». Однако его самого вряд ли можно назвать обычным писателем: он попробовал себя не только во всех родах литературы, но и почти во всех романных жанрах, распространённых в его эпоху. При этом у него не было «основного» направления творчества, все они были для него одинаково важны и интересны. Как он этого добился? И почему он важен не только для историков литературы, но и для наших современников?

Эдвард Джордж Эрл Литтон Бульвер-Литтон, первый барон Литтон, родился в 1803 году в Лондоне на тогда ещё не столь известной Бейкер-Стрит. Через несколько лет его родители разошлись из-за буйного характера отца, который вскоре погиб во время Наполеоновских войн. 

 

Г. У. Пикерсгилл. Портрет Эдварда Джорджа Эрла Литтона Бульвер-Литтона, первого барона Литтона (1831).

Судьба Эдварда сама по себе напоминала роман, и в какой-то степени этому способствовал сам будущий писатель. Начать можно с его таинственной истории любви к «Люси Д–»: девушка была вынуждена выйти замуж по настоянию родителей, и Бульвер-Литтон впал в «байроническую» депрессию. Во время учёбы в Кембридже он пишет стихотворения и поэмы в духе опального поэта. Ещё одно событие, достойное попадания на страницы романа, произошло с Бульвер-Литтоном в 1827 году. Он женился на ирландке Розине Дойл Уилер, чем вызвал гнев матери, и та отказала ему в какой-либо материальной помощи. Эдварду ничего не оставалось, как стать профессиональным писателем.

Известность Бульвер-Литтону принёс его роман «Пелэм, или приключения джентльмена», изданный в 1828 году. История молодого человека из высшего общества, который стремится занять выгодное положение в свете и одновременно с этим расследует преступление, якобы совершённое его другом, стала невероятно популярной. Писатель не просто демонстрирует своё мастерство рассказчика – он повествует о том, что сам изучил в деталях. Жизнь Пелэма отражает опыт самого Литтона во время учёбы в Итоне, путешествиях и общении с представителями аристократии. Несмотря на присутствие в романе социальной критики, У. Теккерей назвал его «романом серебряной вилки» (silver fork novel), подчёркивая, что он посвящён светскому обществу. Таким образом, появился целый жанр, в котором Бульвер-Литтон написал ещё несколько романов – «Эрнест Мальтраверс» (1837), его продолжение «Элис» (1838) и сатирический «Годольфин» (1833). Последний даже пришлось редактировать из-за слишком резкой критики поведения некоторых политиков того времени.

Особенность творчества Бульвер-Литтона состоит в том, что его нельзя разбить на периоды, когда он занимался той или иной темой или писал в том или ином жанре. Писатель ориентировался, скорее, на то, какой жанр будет актуален в тот или иной момент. «Годольфин» вышел через два года после масштабной реформы избирательной системы и показывал её преимущество. Не менее животрепещущими были и исторические романы (как и драмы) Бульвер-Литтона. Одно из его самых знаменитых произведений «Последние дни Помпеи» (1834) было написано под впечатлением от картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи» (1833), которая, прежде чем окончательно остаться в Петербурге, выставлялась в Париже и Риме. Бульвер-Литтон рассказывает историю любви Главка и Ионы за несколько дней до извержения Везувия. Если главные герои могут показаться читателю идеализированными и не до конца проработанными, то главный отрицательный персонаж, Арбак, не может не привлекать внимания. Он не так сильно похож на почти всесильного готического злодея,

Особенность творчества Бульвер-Литтона состоит в том, что его нельзя разбить на периоды, когда он занимался той или иной темой или писал в том или ином жанре.

как на современных «человечных» антагонистов. Арбак на самом деле не обладает магическими силами, но ему удаётся благодаря уму и изворотливости убедить окружающих, что он является могущественным магом. Тем не менее, он не может отвратить катастрофу – Помпеи накрывает пеплом, несмотря на планы и желания героев. Бульвер-Литтон очень тщательно подходит к описанию деталей быта римлян того времени, а также социальной иерархии. Эти особенности проявляются и в других исторических его романах: «Деверо» (1829), «Риенци» (1835), «Последний барон» (1843), «Гарольд» (1848) и др. В целом, исторических романов в наследии Бульвер-Литтона достаточно много, а если прибавить к ним исторические пьесы, то этих произведений окажется больше, чем текстов, посвящённых современности, и написанных в других жанрах. Это объясняется отчасти тем, что он зарабатывал на жизнь не только художественной, но и не нехудожественной литературой. Его перу принадлежат книги «История Англии» (1833) и «Афины: взлёт и падение» (1837).

Интерес Бульвер-Литтона к прошлому не ограничивался рамками исторического романа, но принимал иногда своеобразные формы. В XVIII – начале XIX вв. издавался «Ньюгейтский календарь», состоящий из биографий преступников, попавших в Ньюгейтскую тюрьму. Календарь пользовался большим успехом у читателей, и стал причиной появления в конце 1820-х гг. жанра ньюгейтского романа. Писатели использовали как реальные, так и вымышленные истории о преступниках.

Бульвер-Литтон не мог остаться в стороне: его романы «Пол Клиффорд» (1830) и «Юджин Эрам» (1832) стали одними из самых известных в этом жанре. «Оливер Твист» Ч. Диккенса (1837) приписывали к ньюгейтским романам именно за сходство с сюжетом «Пола Клиффорда». Мальчик-сирота оказывается под влиянием преступного окружения и видит единственный способ существования в нарушении закона. Общество только усугубляет жизнь Клиффорда и он, в отличие от Оливера, становится настоящим разбойником и параллельно, под другим именем, появляется в свете.

Карл Брюллов. Последний день Помпеи (1830-1833)

Как и, впоследствии, Диккенс, Бульвер-Литтон вкладывает в роман социальную критику, направленную против предвзятого отношения к сиротам и малолетним преступникам, которое не позволяет последним исправиться. «Юджин Эрам» отличался тем, что известный убийца XVIII века становится главным героем произведения, что вызвало волну возмущения в критике. Столь необычный для того времени сюжетный ход вызвал невероятный интерес у читающей публики. Но интерес к этому жанру у писателя быстро проходит, и он, в своей обыкновенной манере, переключается на другие темы и сюжеты. Только один раз он возвращается к ньюгейтскому роману в произведении «Лукреция, или Дети ночи» (1846).

Все описанные выше жанры сформировались ещё до начала творческого пути Бульвер-Литтона, или же имели совсем недолгую историю. Однако у этого писателя была одна страсть, которая странным образом сильно повлияла на развитие литературных форм, которые появились лишь в последней четверти XIX века. Бульвер-Литтон увлекался магией и наукой. Не спешите с выводами – столь различные для нас сейчас понятия в XIX веке были близки и в некоторых случаях почти неразделимы. Достаточно вспомнить героя Мэри Шелли, Виктора Франкенштейна, в фигуре которого объединены черты учёного и алхимика, а оживление монстра напоминает читателям о Фаусте и его попытках создать человека. Между магией и наукой в XIX веке не было пропасти, они были, скорее, двумя полюсами знания, между которыми располагался целый ряд гипотез, теорий и методов познания, связанных с электромагнетизмом, месмеризмом, «жизненными силами» (life forces) и т.д. Бульвер-Литтон изучал деятельность ордена розенкрейцеров и работы Майкла Фарадея, читал трактаты о магии и «Происхождение видов» Ч. Дарвина. Писателя даже пытались сделать своим покровителем или членом различные религиозные и оккультные сообщества, однако сам Бульвер-Литтон это отрицал.

Первым романом о маге стал «Занони», написанный в 1842 году. Заглавный герой произведения получает вечную жизнь ещё в халдейские времена,

«Юджин Эрам» отличался тем, что известный убийца XVIII века становится главным героем произведения, что вызвало волну возмущения в критике. Столь необычный для того времени сюжетный ход вызвал невероятный интерес у читающей публики.

Орден розенкрейцеров

- тайное философское общество, названнное по имени своего легендарного основателя, Кристина Розенкрейца, жившего в XIV веке. Документированные свидетельства существования общества появились в XVII веке, тогда же общество проявляло наибольшую активность. К XIX веку розенкрейцеры разделились на несколько различных обществ.

В 1867 году Английское общество розенкрейцеров объявило Э. Бульвер-Литтона своим "главным патроном". Сам писатель был неприятно удивлён, и высказался, что никогда не имел с ними ничего общего.

но в разгар Великой французской революции влюбляется в женщину, что грозит ему потерей дара. Сюжет романа не привлечёт современного читателя новизной или необычностью, однако с его помощью Бульвер-Литтон с присущей ему скрупулёзностью описывает ритуалы герметического общества, которые очень похоже на общество розенкрейцеров. Романы разделён на семь частей, названия которых соответствуют семи ступеням духовного развития, которые проходит герой. Занони – белый маг, и общество, к которому он принадлежит, всегда выступает на стороне Добра. Однако Бульвер-Литтон не останавливается на однобокой трактовке магии.

В 1850-х гг. в Великобритании, вслед за США, появляется спиритизм. Бульвер-Литтон одним из первых откликается на известия о возможностях общения с умершими. Он с интересом и скепсисом изучает поведение медиумов и, самое важное, тексты теоретиков спиритизма об устройстве загробного мира. В 1859 году Бульвер-Литтон пишет повесть «Призраки и их жертвы», где показывает своё видение взаимодействия живых и мёртвых. Именно она задаёт канон жанра «историй о привидениях» (ghost story). Но Бульвер-Литтона всегда интересовали крупные литературные формы – поэтому в 1861 году появляется роман «Странная история». Банальный с виду сюжет о соблазнении невинной девушки злодеем становится захватывающей историей о человеческих возможностях.

Аллен Фенвик, убеждённый материалист, сначала обнаруживает, что его возлюбленная является медиумом, затем сам попадает под чары Магрейва, способного манипулировать человеческим сознанием, и встречается с белым магом Филипом Дервалем. Бульвер-Литтон предлагает читателю на выбор несколько «сверхъестественных» персонажей. Лилиан, мечтательная молодая девушка, иногда впадает в транс и видит своего умершего отца – она может созерцать загробный мир и «тонко» чувствовать разные уровни реальности. Маргрейв подчиняет других людей своей воле. Филип Дерваль, в свою очередь, пытается восстановить гармонию в мире. К сожалению, «Странная история» не стоит первой в списке лучших произведений Бульвер-Литтона, но в нём можно увидеть темы, которые затем будут развиты в более поздних мистических и фантастических романах.

Результатом интереса Бульвер-Литтона к науке стал «Вриль, или Грядущая раса» (1871), оказавший большое влияние на жанр научной фантастики. Именно здесь Бульвер-Литтон использует исследования Фарадея, учение Дарвина, самые современные на тот момент теории из биологии, социологии, геологии, лингвистики и психологии. Тиш, главный герой, попадает в подземную утопию существ вриль-я, которые продвинулись в эволюции и технологиях дальше, чем люди. Писатель использует упрощённый сюжет, чтобы сосредоточиться на описании этого мира, расположенного в земной коре. И хотя вриль, особый вид энергии, делает вриль-я сильнее и мудрее обычных людей, автор вовсе не призывает стремиться к их достижениям. Недаром описанный в романе мир напоминает Ад, и Тиш рад в конце вернуться домой. Ведь подземные жители уже не являются людьми, они слишком сильно изменились. Некоторые исследователи видят в этом романе прообраз «сверхчеловека» Ницше, но знакомство философа с романом не доказано. Снова тщательность Бульвер-Литтона играет с его произведением злую шутку: представители некоторых учений воспринимают вриль как реальную субстанцию, а затем идея о могущественной расе вриль-я завладевает умами будущих нацистов.

Бульвер-Литтон изучал деятельность ордена розенкрейцеров и работы Майкла Фарадея, читал трактаты о магии и «Происхождение видов» Ч. Дарвина.

На самом деле, Бульвер-Литтон снова точно попал в актуальную для того времени тему развития техники и общества.

Единственным серьёзным препятствием для чтения произведений Бульвер-Литтона является его язык. Стиль его романов можно назвать пышным – изобилие выразительных средств, сложный синтаксис в сочетании с большими объёмами текста становятся настоящим вызовом для современного читателя. В том числе, это затрудняет перевод. Многие романы писателя были изданы на русском языке ещё в XIX веке, и повторные переводы, в основном, начали появляться в 1990-х гг. – «Занони» (1994), «Странная история» (2012) и др. Некоторые издания публикуют текст с сокращениями, видимо, пытаясь адаптировать их для читателей. На мой взгляд, это неуважение и к произведению, и к читателям. Мы ведь не читаем ради удовольствия краткие содержания. Небольшой повести «Призраки и их жертвы» (“The Haunted and the Haunters”) повезло больше – её активно переводят и вставляют под разными названиями в сборники мистической прозы.

Эдварда Бульвер-Литтона можно назвать настоящим «лордом жанровой литературы», потому что не было почти ни одного жанра, в который он не внёс бы свою лепту, ни одной животрепещущей темы, которой бы он не коснулся в своих романах и драмах. Он считал искусство благородным занятием, важным для общества и истории. Именно эти взгляды сделали его лучшим другом Ч. Диккенса. Их взгляды на детали творческого процесса были различными, но они всегда совпадали в определении  роли писателя. Влияние Бульвер-Литтона распространилось на «серьёзную» литературу: именно он уговорил Диккенса изменить концовку «Больших ожиданий» (1861), чтобы оставить читателям надежду на положительный исход. ■ 

Эльнара Ахмедова

(Ælfreak)

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER

Вход

Войти с помощью социальных сетей

Регистрация

Войти

Зарегистрироваться с помощью социальных сетей

Восстановка пароля

Зарегистрироваться
Войти

Нашли ошибку в тексте?

В русском переводе 1865 года название звучит как «Евгений Арам».

Я специально даю эти понятия в одном ряду, как их воспринимали современники Бульвер-Литтона.