СТАТЬЯБританская постмодернистская биография Питера Экройда
И всё это пронизано туманом (mist and fog регулярно встречаются на протяжении повествования), дымкой литературности. Чуть гуще этот туман в «Венеции», городе-обмане, городе-карнавале. И, хотя на смену туману приходят облака и каналы, города предстают братьями-близнецами, ускользающими от человеческого взора. Для понимания этих биографий важно осознавать, что Экройд воспринимает себя и Лондон практически как одно целое, и уж во всяком случае, себя без Лондона он не видит. Когда эта книга была близка к завершению, с ним случился сердечный приступ, и, наверное, поклонники психосоматики могут сделать из этого несколько интересных выводов. На мой же взгляд, в этой неразделимости авторского «Я» и города лежит основная причина появления таких своеобразных биографий. Помимо того, что автор воспринимает город как живое, развивающееся существо, он пишет и о себе, о том, что влияет на него. Из биографии выглядывает творческая автобиография, своего рода портрет художника.
Ну и наконец вершиной смешения границ и царством эклектики становится «Альбион: происхождение английского воображения». То, что могло бы стать культурологическим исследованием, становится логическим продолжением всех биографий и романов Экройда: он повествует о том, как из всего, что когда-либо существовало на островах, сформировалась та культура Британии, которую мы знаем и любим. Как и почему король Артур из местного королька стал основополагающим мифом, как женская проза повлияла на всю литературу в целом, как отстраивался город после пожаров, – все это описывается в «Альбионе». И тут уже не скажешь, история ли это, социология или увлекательный роман.
Биографии Экройда, о людях ли, о местах ли, стали возможны только в эпоху постмодернизма, хотя сам автор утверждает, что он ближе к модернистам. Они выросли из разрешения на игру и допущения, что нет универсальной истины. Мерой всего теперь служит автор, поэтому его произведения приобретают оттенок автобиографии, даже когда он пишет об истории. ■
Мария Дубкова