Мы Вконтакте Мы в Facebook

Мы обнаружили, что вы используете Adblock. Мы знаем, как для вас важно иметь беспрепятственный доступ к знаниям - поэтому ради поддержания сайта мы оставляем только ненавязчивую рекламу. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием.

Как отключить: Инструкция

Элиезер Юдковский «Гарри Поттер и методы рационального мышления»

Май, 16, 2019, 15:15

Просмотры:197

Комментарии:0

Автор фото: Анна Епифанова.

Как и все мое поколение, читать по-настоящему я начала с «Гарри Поттера». До «Гарри Поттера» я, конечно, любила читать и читала много, но это был немного другой уровень увлеченности книжным повествованием.

В моей читательской копилке к тому моменту, как вышел «Гарри Поттер», уже был стандартный детский набор: сказки, «Мэри Поппинс», «Винни Пух», «Незнайка», «Алиса в Стране Чудес» и т. д. Они были интересными, увлекательными, захватывающими, но они были уже законченными. Дочитав последнюю страницу и закрыв книгу, я знала, что больше ничего не будет. Как бы я ни любила этих героев, остаться с ними подольше и узнать, что случилось с ними дальше, не было никакой возможности. Да, некоторые книги составляли серии, и я любила их больше всего, поскольку они позволяли задержаться в понравившемся мире еще на сотню другую страниц, но в них обычно не было почти никакого развития, только описание новых приключений: дети никогда не росли и мир никогда не менялся (это могло произойти только в самом конце и внезапно, чтобы припустить в финале серии меланхолии). В таких сериях отдельные книги были связаны между собой только персонажами и редко имели сюжетную линию, которая продолжалась бы, не прерываясь из книги в книгу (даже в «Хрониках Нарнии» сюжетная связь между отдельными романами была довольно слабой).

«Гарри Поттер» изменил мое представление о степени увлекательности литературы. Еще никогда до этого я не ждала с такой жадностью и страстью выхода каждой новой книги. Наверное, так же чувствовали себя читатели Диккенса в XIX веке, когда его романы выходили по главам на страницах журнала. Но книги Роулинг отличала не только интрига, которая держала читателя за горло интереса и заставляла покупать книги сразу в момент их выхода. «Гарри Поттер» рос и менялся вместе с читателями, в отличие от других героев моего детства, которые всегда оставались неизменными. Сюжеты становились запутаннее, проблемы глубже и серьезнее. К каждому периоду жизни, которые я преодолевала в своем отрочестве, была готова книга, которая была зеркалом, помогающим мне в моей реальной, совсем не волшебной жизни. Сейчас, с высоты своих лет (как напыщенно это звучит для той, кому всего 24 года!), я могу объективно сказать, что в «Гарри Поттере» нет ничего революционно-гениального. До и после него я читала книги, которые были лучше написаны, глубже идейно, а персонажи в них были интереснее и проработаннее. Но это мое сегодняшнее осознание никак не отменяет того факта, что «Гарри Поттер» неустранимо повлиял на становление моей личности, и я считаю, что это было не худшее влияние из тех, что могли бы быть. С «Гарри Поттера» началось мое увлечение фэнтези, а затем и  фантастикой в целом (увлечение НФ не обошлось без влияния Стругацких, но и с ГП связь опосредованная тоже есть, впрочем, это тема для совсем другого разговора). Так что можно сказать, что филологом и исследователем фантастики я стала отчасти благодаря «Гарри Поттеру». В общем, спасибо, Роулинг, за счастливое детство.

Я настолько подробно описала свои взаимоотношения с оригинальным «Гарри Поттером», перед тем как перейти к книге «Гарри Поттер и методы рационального мышления» (далее — МРМ), чтобы подчеркнуть: уровень, на котором находится в моем сознании МРМ, равен уровню «Гарри Поттера» (а по пассажам выше вы можете догадаться, насколько он высок).

МРМ — это фанфик по «Гарри Поттеру». Скорее всего, сейчас вы начнете кривиться от слова «фанфик», но я решила, что не буду играть в адвоката дьявола и убеждать людей в том, что этот жанр не так уж однозначно вторичен и второсортен. Фанфики даже не являются продуктом нашей «порочной» интернет-эпохи. Приведу лишь несколько примеров. Наверное, очень неожиданным может показаться тот факт, что авторы фанфиков настолько достали автора «Дон Кихота» (и это в начале XVII века!), что ему пришлось писать «официальное» продолжение своей книги. А «Капитанская дочка» Пушкина вполне может считаться фанфиком на «Роб Роя» Вальтера Скотта с перенесением места действия из Шотландии в Россию. Наивно верить в принципиальную оригинальность и неповторимость произведений искусства, особенно сейчас, на излете эпохи постмодерна. Но повторяю, я не собираюсь писать апологию фанфикам, я хочу лишь рассказать конкретно об одном гениальном, на мой взгляд, примере.

Автор фото: Анна Епифанова.

«Что-то, где-то, когда-то пошло не так...

Петуния Эванс вышла замуж за Майкла Верреса, профессора биохимии из Оксфорда.

Гарри Джеймс Поттер-Эванс-Веррес вырос в доме, до краев заполненном книгами. Однажды он укусил учительницу математики, которая не знала, что такое логарифм. Гарри прочел «Гёделя, Эшера, Баха», «Принятие решений в неопределенности: Правила и предубеждения» и первый том «Феймановских лекций по физике». Все его знакомые боятся, что он станет следующим Темным Лордом, но у Гарри есть план покруче. Он собирается открыть законы магии и стать богом.

Гермиона Грейнджер обгоняет его по всем предметам, кроме полетов на метле.

Драко Малфой ведет себя в точности как одиннадцатилетний мальчик, чей любящий отец — Дарт Вейдер.

Профессор Квиррелл осуществил мечту всей своей жизни и теперь преподает защиту от Темных искусств, или, как он предпочитает называть этот предмет, Боевую магию. Все ученики гадают, что же не так с учителем Защиты на этот раз.

Дамблдор либо сумасшедший, либо ведет какую-то очень сложную игру, которая включает в себя сжигание курицы.

Заместитель директора Минерва МакГонагалл мечтает найти какое-нибудь укромное место, чтобы как следует прокричаться.

Вы не представляете, куда все это зайдет.»

Можно ли сделать из мира с волшебными палочками и драконами научную фантастику? Можно! Собственно, еще до МРМ этим успешно занимались Стругацкие в «Понедельник начинается в субботу». С этим произведением Стругацких МРМ роднит все то, что я люблю в НФ: научный оптимизм и оптимизм вообще, гуманизм, новый взгляд на привычные вещи и философские рассуждения на тему смысла жизни, сдобренные приятным коктейлем из мучительно-трогательных и одновременно светлых и веселых моментов. Не знаю, как вас, а меня очень утомляют дистопии (не обязательно НФ, какие-нибудь «Господа Головлевы» М. Салтыкова-Щедрина тоже вполне попадают под их описание) — мрачные миры, без намека на свет или надежду. Я не утверждаю, что такие произведения плохи или не нужны, но я не могу читать их помногу: хочется свернуться в позу эмбриона и молча плакать от ужасов окружающего мира. Я потому и полюбила научную фантастику в свое время, что она, словно глоток свежего воздуха, приносит мне хоть слабую, но все же надежду на очищающую силу Науки, Разума и Прогресса (да-да, все именно с большой буквы). К сожалению, таких произведений всегда мало: почему-то считается, что пессимизм более достойное состояние ума, которое серьезнее и глубже подходит к анализу реальности, чем оптимизм. Хотя мне кажется, что быть оптимистом, видя при этом все мрачные стороны нашей действительности, на самом деле намного труднее и продуктивнее, чем быть пессимистом, не верящим в возможность хоть каких-либо изменений. И МРМ весь об этой вере в силу человеческого ума, творчества и способности к сопереживанию, которые охраняют нас от холодного равнодушия вселенной. Вселенной все равно, но нам не все равно, и это самое главное.

Впрочем, я сразу взяла быка за рога и начала именно с идейной составляющей. Если кого-то испугал мой излишний пафос, то не беспокойтесь: книга состоит не только и даже не столько из этого. Во-первых, это по-настоящему увлекательное чтение: сражения и интриги, приключения и загадки, трогательные и смешные моменты — всего этого так много, и они сменяются так быстро, что едва успеваешь передохнуть, когда очередная арка швыряет тебя от одного квеста, который выполяют герои, к другому. Научные теории (а это именно что научная фантастика, несмотря на магию и единорогов) вкрапляются в текст настолько естественно, что не выглядят неуместно, в отличие от каких-нибудь авторских отступлений Л. Толстого в «Войне и мире». Герои Роулинг в интерпретации Юдковского заметно меняются, но остаются очень узнаваемыми, к тому же оригинальный текст и сложившаяся вокруг него вселенная постоянно всплывают в МРМ в виде внутрифанатских шуточек (мне даже хочется провести как-нибудь эксперимент и дать прочитать МРМ человеку, который плохо знаком с «Гарри Поттером»; мне кажется, что особых проблем с восприятием быть не должно, хотя некоторые моменты и должны ускользнуть от понимания или удивить). Кроме оммажей в сторону оригинального «Гарри Поттера» (еще бы!) в МРМ полно отсылок на другие произведения, в основном НФ, но не только: от «Игры Эндера» до «Властелина колец» и «Тетради смерти». Не просто упоминания, но еще и пародии, переосмысления, критика и километры признаний в любви различным явлениям мировой культуры. Если взяться копаться в этом богатстве, то вылезти оттуда можно уже ближе к пенсии, с докторской степенью.

Если бы я оказалась на необитаемом острове с одной-единственной книгой, то «Методы рационального мышления» были бы серьезным кандидатом на это почетное место.

Не знаю, что добавить в конце. Разве что:

Олух! Пузырь! Остаток! Уловка!

Славно-славно, трам-бабам, плюх-плюх-плюх! ■

Инар Искендирова

Комментарии (0)

Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

Подпишитесь на нашу рассылку

Не пропустите всё самое интересное из жизни «Эстезиса»

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER

Вход

Войти с помощью социальных сетей

Регистрация

Войти

Зарегистрироваться с помощью социальных сетей

Восстановка пароля

Зарегистрироваться
Войти

Нашли ошибку в тексте?