Мы Вконтакте Мы в Facebook

Мы обнаружили, что вы используете Adblock. Мы знаем, как для вас важно иметь беспрепятственный доступ к знаниям - поэтому ради поддержания сайта мы оставляем только ненавязчивую рекламу. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием.

Как отключить: Инструкция

Эрос и Танатос в литературе 1920-х гг.

Июл, 11, 2019, 11:48

Просмотры:2176

Комментарии:0

Дмитрий Быков, который вызывает интерес не только как писатель, но и как литературовед, издал антологию советской беллетристики 20-х годов, в которой эпоха предстает в несколько неожиданном свете.

Даже если вы в курсе полемики, касающейся полового вопроса, если вам знакомо имя Александры Коллонтай или рассказ Андрея Платонова «Антисексус», сборник все равно предложит ряд небанальных историй про комсомольцев.

Творение нового человека в тигле социальной революции неизбежно требовало радикальных изменений и в интимной сфере. Религия и буржуазная мораль, прежде регулировавшие отношения полов, утратили свою власть, была провозглашена свобода и отмена старорежимных сердечных драм. В теории отказ от «мещанства в любви» выглядел привлекательным, но уже в первое постреволюционное десятилетие стало понятно, что идеал свободной любви «пчел трудовых» вряд ли когда-то будет достигнут.

Составитель провозгласил секс и смерть опорными темами антологии и читателей не обманул: Эрос и Танатос оказываются богами 20-х годов, времени нэпа и неизбежного разочарования, когда «все варианты уже испробованы».

Быков под одну обложку поместил как писателей именитых, вроде Алексея Толстого, Маяковского, Замятина, Заболоцкого или Платонова, так и напрасно (или заслуженно) забытых беллетристов. Рассказы и повести в основном даны без сокращений, роман Льва Гумилевского «Собачий переулок» представлен наиболее показательными фрагментами и пересказом финала от составителя. 

Современному читателю, привыкшему к канонизированным комсомольцам советского искусства, книга готовит дичайшие истории про «афинские ночи» и курение анаши (Сергей Малашкин, «Луна с правой стороны»), про заводскую девчонку, которая так туго загрустила от несчастной любви, что украла у соседки красивое платье и в нем отравилась (Глеб Алексеев, «Дело о трупе»), про смертоубийство среди студентов-бывших любовников (Лев Гумилевский, «Собачий переулок»).

Как отмечено составителем, не все произведения, включенные в издание, блещут эстетической тонкостью, но их ценность как памятников эпохи несомненна. Мы часто смотрим на советское время через призму идеологии, так что сама природа людей представляется иной. Возможность посмотреть на мир нэпа глазами современников только лишний раз убеждает в неизменности человеческой сущности, над которой великую власть имеет любовь и страдание.■

Дарья Куликова

Комментарии (0)

Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.

Подпишитесь на нашу рассылку

Не пропустите всё самое интересное из жизни «Эстезиса»

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER

Вход

Войти с помощью социальных сетей

Регистрация

Войти

Зарегистрироваться с помощью социальных сетей

Восстановка пароля

Зарегистрироваться
Войти

Нашли ошибку в тексте?

«Маруся отравилась. Секс и смерть в 1920-е. Антология», 2019.